Организация работы с одаренными детьми в ДОУ
материал (средняя группа)
Организация работы с одаренными детьми в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vebinar_sologubova.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с одаренными детьми в ДОУ
Детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Общество нуждается в людях с неординарным мышлением и творческим подходом, способных внести ценный клад в развитие человечества. Потому ребёнок с высоким уровнем развития и познавательной активностью требует особого внимания со стороны педагогов ДОУ.
Одарённый ребёнок заметно отличается от большинства своих сверстников особой любознательностью: проявляет повышенное внимание к окружающему миру, быстро отвечает на вопросы воспитателя, экспериментирует с предметами, сочиняет и рассказывает сказки и необычные истории, увлекается игрой с конструктором, задаёт множество вопросов и обладает большим словарным запасом. Способности ребёнка всегда проявляются в деятельности, и могут обнаружиться только в конкретной деятельности, процесс которой доставляет ребёнку удовольствие – музыка, рисование, математика и другие отрасли. Педагоги должны организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выявить детей с творческим и нестандартным мышлением, поддержать и развить их способности в рамках дошкольного образования. Педагоги ДОУ проводят первичную диагностику и последующие обследования. Анализ результатов проведённых исследований помогает в применении дифференцированного подхода в воспитании, выявлении одарённых детей и оценке качества применяемых педагогических методик. Исходя из результатов, определяется уровень развития дошкольника. Выявление одарённости в ДОУ – это комплексное обследование, которое проводится поэтапно: Общее обследование дошкольников с применением стандартизированных методик. Анализ результатов наблюдений педагогов-воспитателей и анкетирования родителей дошкольника Индивидуальное обследование одарённого ребёнка путём наблюдения, интервью, анкетирования и тестов. Выявление интереса ребёнка к конкретной деятельности. Формирование «Карты выявления одарённых детей для воспитателей» и «Карты одарённого ребёнка» для родителей. Разработка программы работы с одарённым ребёнком. Карта наблюдения и выявления одарённых детей заполняется педагогом в результате наблюдения за воспитанниками на протяжении 1-2 недель. Карта составляется в виде таблицы с указанием одарённостей детей в различных сферах: музыкальная и танцевальная, художественная, артистическая, литературная, техническая, спортивная. Педагог использует балльную систему оценки способностей каждого ребёнка, и ставит 1 балл при условии, если наблюдает признаки одарённости на каждом или почти на каждом занятии. Затем сумма баллов показывает степень одарённости дошкольника. Необходимо принять во внимание тот факт, что умственные способности ребёнка могут проявляться неравномерно, и на разных этапах его развития не могут быть определены одной общей методикой. Не существует методов, однозначно определяющих одарённость любого дошкольника. Только по результатам всех комплексных обследований при использовании разных методик можно заключить умственную одарённость, что скорее будет предположением и предпосылкой, нежели окончательным выводом. Результаты диагностики и обследований определяют детей с умственными особенностями, на основании которых можно разработать персональную программу дальнейшего развития одарённости. Например, по согласию родителей включить в учебно-игровую деятельность ребёнка тематический кружок или секцию, соответствующую его интересам.
Сферы одарённости ребёнка.
Каждый ребёнок с повышенными умственными способностями индивидуален, со своими интересами и предпочтениями, с тягой к определённому виду деятельности. Выделяют следующие сферы одарённости ребёнка: Интеллектуальная сфера: ребёнок отличается остротой мышления, отличной памятью и особой внимательностью, проявляет любознательность и повышенный интерес к обучению, грамотно излагает мысли и идеи Академическая сфера: у ребёнка выражена тяга к чтению, наличие обширного словарного запаса, отличная понимание материала и его усвоение; ребёнок проявляет интерес к математическим заданиям, легко выполняет вычисления Творческая сфера: ребёнок высокопродуктивен и изобретателен в учебно-игровой деятельности, генерирует оригинальные идеи и имеет свои собственные соображения, может применять разные подходы в поставленных задачах Коммуникативная сфера: ребёнок уверен в себе, легко находит общий язык с окружающими, проявляет инициативу в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность в принятии решений, показывает лидерские качества Художественная сфера: ребёнок проявляет интерес к визуальным источникам информации, увлекается рисованием и лепкой, его творчество оригинально Музыкальная сфера: ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на музыкальные произведения, способен произвести короткие ритмические отрывки Физическая сфера: ребёнок любит физическую активность, выполняет задания, требующие тонкой и точной моторики, имеет хорошую зрительно-моторную координацию Задачи педагога ДОУ в обучении одарённых детей Исходя из требований к созданию благоприятных условий для обучения одарённых детей, педагоги ДОУ должны иметь разработанную программу обучения. Цели программы – выявление, поддержка и развитие детей с повышенными интеллектуальными способностями. Одарённые дети нуждаются в индивидуальной программе обучения, потому педагоги ДОУ должны проходить специальную профессиональную подготовку. При работе с одарёнными дошкольниками педагогам ДОУ рекомендуется использовать инновационные педагогические технологии, совершенствовать научно-методическую базу, сотрудничать с детскими общественными организациями и обмениваться опытом с другими педагогами на муниципальном и региональном уровне. Педагог должен обладать высоким психологическим уровнем для работы с одарёнными детьми, не оказывая давления на ребёнка при его желании делать что-то по-своему и неумению следовать принятым нормам. Педагогам ДОУ следует быть более внимательными по отношению к одарённым воспитанникам, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными. Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную активность ребёнка. Важна и стимуляция дошкольника: доска почёта, интеллектуальные игры и конкурсы, награды. При малейшей неудаче самооценка резко падает, так как у одарённого ребёнка повышенные требования к себе и стремление к перфекционизму. Но при достижении определённого успеха, самооценка одарённого ребёнка повышается до такой степени, что перерастает в превосходство над окружающими. Педагогам ДОУ следует обращать внимание на особенности психологии одарённого ребёнка и помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками, а также взрослыми людьми. Метод проектов в обучении одарённых детей Одарённые дети испытывают потребности в исследовательской деятельности, которая позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения, питать жажду к знаниям, стремиться к открытиям и самопознанию. Метод проектов, используемый на занятиях, идеально подходит для реализации познавательного интереса дошкольников и развития их креативных и умственных способностей. Учитывая уровни одарённости и круг интересов, ребёнку предлагается выполнить проект: путём исследования найти решение поставленной задачи и подвести итоги, выражая свою точку зрения перед публикой. Данная форма обучения предоставляет одарённому ребёнку возможность обучаться вместе со сверстниками и находиться в привычной социальной среде, тем временем расширяя свои способности и обогащая знания. При выполнении заданий проекта воспитатель находится в роли консультанта, помогает и поддерживает ребёнка при выполнении заданий. Ведь главная задача педагога – оказание помощи ребёнку в проявлении и развитии его способностей.
Стратегия «Ускорение». Учитывает потребности детей с ускоренным темпом развития Стратегия «Углубление». Для детей с проявлением повышенного интереса к определённой области деятельности, предусматривает глубокое изучение предмета Стратегия «Обогащение». Организация основной учебно-игровой деятельности таким образом, чтобы у детей оставалось дополнительное время на своё увлечение Стратегия «Проблематизация». Стимулирование личностного развития дошкольников путём поиска нестандартных и альтернативных объяснений и пересмотра имеющейся информации. Зачастую такая стратегия не используется самостоятельно и является частью стратегии «Обогащения» или специальных учебно-воспитательных программ. Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию одарённых детей: Помогать ребёнку в принятии самостоятельных решений, без прямых инструкций и указаний Поощрять проявления инициативы и интересов Использовать возникшие трудности как область применения полученных ранее навыков Помогать ребёнку в усвоении знаний и управлении навыками Поддерживать ребёнка при адаптации к социальной среде ДОУ Взрослые люди, находящиеся в окружении одарённого ребёнка, должны иметь устойчивую психику, так как излишне эмоциональный восторг или наоборот недоверчивость по отношению к ребёнку могут повлечь приостановку развития способностей. Педагогам ДОУ следует проводить регулярные консультационные беседы с родителями, помогая им лучше понять своего ребёнка и реализовать его потенциал. Работа педагога ДОУ с одарёнными детьми – это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний в области психологии и средств обучения одарённых детей, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одарённых воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одарённых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в ДОО
Представлен опыт работы с одаренными детьми в МБДОУ "Детский сад №10 г.Красноармейска", затронуты основные вопросы и проблемы данного направления....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Методическая разработка "Организация работы с одаренными детьми в ДОУ"
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благ...
Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)
Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...
Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...
Организация работы с одаренными детьми
Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МБДОУ «ЦРР - детский сад «Белоснежка»п.Пурпе-1 в обеспечении условий для ранн...
Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...