"Программа вокального кружка"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Разработала Лиля Гилумзянова
Программа кружка "Звонкие голоса"
Оглавление
Паспорт программы |
| |
Пояснительная записка |
| |
Раздел 1. | Календарно-тематический план |
|
Раздел 2. | Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы |
|
Заключение | | |
|
Паспорт Программы
Наименование программы | Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костиной. |
Заказчик программы | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №15 «Ёлочка» |
Исполнитель, квалификационная категория |
Демкина Наталья Евгеньевна, 2 квалификационная категория. |
Целевая группа | Дети 4-7 лет |
Цель Программы | - Обучение основам вокала. - - Воспитать эстетический вкус, общую культуру человека. - - Сформировать интерес к пению. - Становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. |
Задачи программы | Ι. Обучающие: 1 1. Учить петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширять диапазон. 2. Учить выразительно, исполнять вокальное произведение, передавая характер песни. 3. Учить чисто интонировать, правильно брать дыхание. ΙΙ. Развивающие: 1 - Развивать вокальные способности. 2 – Развивать музыкальный слух. ΙΙΙ. Воспитательные: 1 - Формировать навыки работы в коллективе, коммуникативные умения. 2 - Познакомить с основами этикета. 3 - Формировать навыки культурно-эстетического образа жизни. |
Направление | Вокал |
Вид деятельности | Пение. |
Срок реализации Программы | 1 год |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П.Костиной.
Цель: совершенствование вокально – хоровых навыков дошкольников.
Задачи:
1. Развивать певческие способности.
2. Формирование интереса к вокальному искусству.
3. Формирование певческой культуры.
4. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
5. Учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Принципы построения программы сводятся к следующему:
1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка.
2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности предусматривает непрерывность и регулярность занятий.
4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям.
5. Принцип повторяемости материала.
6. Принцип наглядности.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, по 30 минут во вторую половину дня с детьми 4 – 7 лет. Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе.
Организация занятий обеспечивается рядом методических приёмов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, импровизационный метод, метод иллюстративной наглядности, игровой метод.
Учебный материал включает следующие разделы:
Ø Восприятие музыки.
Ø Развитие музыкального слуха и голоса.
Ø Песенное творчество.
Ø Певческая установка.
Ø Певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоционально-выразительного исполнения, певческое дыхание, звукообразование, навык выразительной дикции).
Изучение программы начинается с несложных заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается.
Материал не всех разделов даётся детям на одном занятии. Целесообразность определяется педагогом индивидуально, в зависимости от подготовленности детей и их способностей.
Формой обучения являются занятия по группам. Занятия проводятся в соответствии с сеткой один раз в неделю.
Программа реализуется на протяжении одного года и рассчитана на детей 4-7 лет.
Основные планируемые результаты обучения определены кругом поставленных задач. Для проверки уровня знаний и умений, полученных в процессе обучения, используются принятые, данной программой, формы диагностики вокальной деятельности (промежуточный и итоговый контроль).
Программа состоит из пяти разделов:
1. Восприятие музыки.
2. Развитие музыкального слуха и голоса.
3. Песенное творчество.
4. Певческая установка.
5. Певческие навыки. (артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоционально – выразительного исполнения, певческого дыхания, звукообразования, навык выразительной дикции).
Цель и задачи
Цель:
1. Обучение основам вокала.
2. Воспитывать эстетический вкус, общую культуру человека.
3. Сформировать интерес к пению.
4. Становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Ι. Обучающие:
1. Учить петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширять диапазон.
2. Учить петь выразительно, исполнять вокальное произведение, передавая характер песни.
3. Учить чисто интонировать, правильно брать дыхание.
ΙΙ. Развивающие:
1.Развивать вокальные способности.
2.Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
ΙΙΙ. Воспитательные:
1. Формировать навыки работы в коллективе, коммуникативные умения.
2. Познакомить с основами этикета и правилами поведения в обществе.
3. Формировать навыки культурно-эстетического образа жизни.
Основные принципы обучения
- Систематичность;
- Последовательность;
- Доступность;
- Перспективность;
- Повторяемость;
- Заинтересованность.
Примерная структура ООД.
Структура ООД.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей, необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 мин. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
· знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
· работа над вокальными и хоровыми навыками;
· проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
· споем песню с полузакрытым ртом;
· слоговое пение («ля», «бом» и др.);
· хорошо выговаривать согласные в конце слова;
· произношение слов шепотом в ритме песни;
· выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
· настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
· задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
· обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
· использовать элементы дирижирования;
· пение без сопровождения;
· зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
· выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
· образные упражнения, вопросы; оценка качества исполнение песни.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
Дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
| «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – знакомство с микрофоном | Вокально-певческая постановка корпуса Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - слушание | «Листики летят», М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Осень»
Кап-кап-кап | Пальчиковая игра «ПАУЧОК» |
| «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково | Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя) Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание. | «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Осень»
Кап-кап-кап | Пальчиковая игра «ПАУЧОК» |
| «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково | Вокально-певческая постановка корпуса Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление | «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Осень»
Кап-кап-кап | Пальчиковая игра «Хоровод» |
| «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково | Вокально-певческая постановка корпуса Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление | «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Осень»
Кап-кап-кап | Пальчиковая игра «Хоровод» |
НОЯБРЬ
ДАТА | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
| Пропой имя соседа слева | «Дыхание». Л. Абелян – с.4 | «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз «Мы поём» - 3б вверх, вниз | «Листопад»
«Хомячок» | Спокойные и бодрые пальчики |
| Пропой имя соседа слева | «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3 Л. Абелян – с.4-5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Листопад»
«Хомячок»
| Спокойные и бодрые пальчики |
| Пропой имя соседа справа | «Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3-4 Л. Абелян – с. 5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Листопад»
«Хомячок»
| Пальчиковая игра «Согревалка» |
| Пропой имя соседа справа | «Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3-4-5 Л. Абелян – с. 5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Листопад»
«Хомячок»
| Пальчиковая игра «Согревалка» |
ДЕКАБРЬ
ДАТА | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
| Поздоровайся с кем хочешь | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 | «Без слов» - исполняется закрытым ртом «Пою себе» | Серебристые снежинки.
Зимняя песенка | Пальчиковая игра «Пароход»
|
| Поздоровайся с кем хочешь | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 «Я красиво петь могу - слушание» | «Пою себе» «Гармошка» | Серебристые снежинки.
Зимняя песенка | Пальчиковая игра «Пароход»
|
| Поздоровайся, с кем хочешь | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 «Я красиво петь могу» | «Пою себе» «Гармошка» | Серебристые снежинки.
Зимняя песенка | Пальчиковая игра «Облака» |
| Поздоровайся, с кем хочешь | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 «Я красиво петь могу» | «Пою себе» «Гармошка» | Серебристые снежинки.
Зимняя песенка | Пальчиковая игра «Облака» |
ЯНВАРЬ
ДАТА | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
| Вот иду я вверх | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11 | Бубенчики | Хоровод В новогоднем лесу. | Пальчиковая игра «Сороконожки» |
| Вот иду я вверх | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11 | Бубенчики | Хоровод В новогоднем лесу | Пальчиковая игра «Сороконожки» |
| Вот иду я вверх | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» | Бубенчики | Хоровод В новогоднем лесу | Пальчиковая игра «Зима» |
| Вот иду я вверх | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» | Бубенчики | Хоровод В новогоднем лесу | Пальчиковая игра «Зима» |
ФЕВРАЛЬ
ДАТА | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
| Здороваемся с хлопками | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.14-15 «Баю бай» р.н.п. | Лиса по лесу ходила | Пин и Гвин
| Пальчиковая игра «Домик» |
| Здороваемся с хлопками | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.15-16 «Птичка-синичка» | Лиса по лесу ходила | Пин и Гвин | Пальчиковая игра «Домик» |
| Здороваемся с хлопками | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.16-17 «Динь-дон» | Скок - поскок | Тик -так | Пальчиковая игра «Аленка –Маленка» |
| Здороваемся с хлопками | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.17-18 «Вопрос-ответ» - игра на развитие песенного творчества | Скок - поскок | Тик -так | Пальчиковая игра «Аленка –Маленка» |
МАРТ
ДАТА | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
| Пение с показом рукой высоты звучания. | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18 | Как под наши ворота | Веснушки По весенней, по воде. | Сколько птиц? Пальчиковая игра. |
| Пение с показом рукой высоты звучания. | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21 «Песенка про дикцию» | Как под наши ворота | Веснушки По весенней, по воде. | Сколько птиц? Пальчиковая игра. |
| Пение с показом рукой высоты звучания. | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21 «Песенка про дикцию», скороговорки | Музыкальное эхо | Веснушки По весенней, по воде. | Пальчиковая игра Что принес нам почтальон? |
| Пение с показом рукой высоты звучания. | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.21-22, скороговорки | Музыкальное эхо | Веснушки По весенней, по воде. | Пальчиковая игра
Что принес нам почтальон? |
АПРЕЛЬ
Дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
| Пение с показом рукой высоты звучания. | «Выразительность исполнения». Л. Абелян | «Пой со мной» «Это я» | Песенка «Бабочек» «Убежало молоко» | Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня» |
| Пение с показом рукой высоты звучания. | «Выразительность исполнения». Л. Абелян
| «Пой со мной» «Это я» | Песенка «Бабочек» «Убежало молоко» | Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня» |
| Пение с показом рукой высоты звучания. | «Выразительность исполнения». Л. Абелян | «Пой со мной» «Это я» | Песенка «Бабочек» «Убежало молоко» | Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» |
| Пение с показом рукой высоты звучания. | «Выразительность исполнения». Л. Абелян
| «Пой со мной» «Это я» | Песенка «Бабочек»
«Убежало молоко» | Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» |
МАЙ
Дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
| «Пропой своё имя» | «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные» | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев | Повторение разученных песен
| Пальчиковая игра « Паучки» |
| «Пропой своё имя ласково» | «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные» Почему всё звучит? | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев | Повторение Пройденного материала | Пальчиковая игра «Паучок» |
| «Поздоровайся с соседом справа» | Почему всё звучит? Откуда берётся голос? | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев |
Закрепление репертуара | Пальчиковая игра «Туча и дождик» |
| «Поздоровайся с соседом справа» | Почему всё звучит? Откуда берётся голос? | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев |
Отчетный концерт |
|
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы
№ п/п
| Показатели (знания, умения, навыки)
| Оценка/б
| |||
0
| н
| с
| в
| ||
1.
| Качественное исполнение знакомых песен.
|
|
|
|
|
2.
| Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
|
|
|
|
|
3.
| Умение импровизировать
|
|
|
|
|
4.
| Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
|
|
|
|
|
5.
| Навыки выразительной дикции
|
|
|
|
|
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Учебно-методическое обеспечение.
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
11. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
12. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
13. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
14. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
15. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
16. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
17. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
18. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
19. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
20. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...