"Использование информационно - коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации"
методическая разработка (младшая группа)

Бутовская Елена Анатольевна

Итак, педагоги очень заинтересованы в том, чтобы понимать, как ИКТ можно использовать в дошкольном образовании. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений. Впрочем, «если мы собираемся использовать ИКТ для поддержки дошкольного образования, то эти технологии следует интегрировать таким образом, чтобы способствовать развитию у детей позитивного настроя на обучение. Следовательно, можно утверждать, что наиболее адекватная модель та, что формируется в процессе взаимодействия педагога и воспитанника».
Необходимо поощрять дошкольников к использованию инструментов ИКТ в целях, которые возникают у самих детей в процессе игр. Принимая интегрированный подход, где использование ИКТ формируется в процессе взаимодействия педагога и воспитанника, мы обеспечиваем детям широкие возможности развития во всех сферах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационно – коммуникационных технологий

в дошкольной образовательной организации»

Автор: педагог – организатор,

Бекасова Вероника Михайловна

ГБДОУ детский сад № 45

Красносельского района СПб

Развитие — самая общая цель образования детей младшего возраста. Развитие речи подчинено общему уровню развития ребенка и в целом скоординировано с ним. Формальная грамотность (умение читать и писать) становится, с одной стороны, менее важной в современном мире в результате автоматизации различных видов деятельности — см. приведенные выше цитаты из Выготского. (Наиболее очевидным образом умение писать и читать утрачивает практическую важность в сообществе слепых.)

С другой стороны, грамотность в строгом смысле теперь растворяется
в более широкой Новой грамотности, которая охватывает различные средства коммуникации и, что особенно важно, их сочетания. Тим Уоллер утверждает, что применение ИКТ приносит существенные выгоды при обучении этой более широко понятой грамотности. Грамотность — сфера обучения,
в которой ИКТ могут оказать огромную помощь. Более того, развитие цифровых технологий изменило природу грамотности, основанной
на носителях печатной информации, и привело к признанию множественности видов грамотности… Ныне существующие концепции грамотности обнаруживают свою неадекватность в свете таких технологических прорывов, как онлайновые и сетевые ИКТ, что заставляет нас пересмотреть понимание обучения грамотности. Кроме того, растет осознание воздействия цифровых технологий на детей и их жизнь и необходимости принимать во внимание восприятие детьми электронных медиа.

Указанные выгоды можно получить в большинстве видов учебной деятельности ребенка. ИКТ помогают детям наблюдать, фиксировать, запоминать, описывать свои впечатления и обмениваться ими с другими людьми, находить ответы на возникающие вопросы. ИКТ смещают, а иногда устраняют границы между устной речью и записанным текстом, между текстом и изображением и даже между внутренним и внешним. Несмотря
на недавний рост расходов на ресурсы ИКТ, в школах многих стран все еще существуют серьезные проблемы, связанные с накоплением у педагогов опыта применения ИКТ, формированием новых учебных планов и ИКТ
в дошкольной образовательной организации стандартов, новыми формами образовательного менеджмента, необходимыми для реализации потенциала ИКТ. Рассмотрим ряд моделей, в которых начинает формироваться грамотность детей. В дошкольном возрасте дети обычно играют в ролевые игры, и роли часто вдохновляют их «написать» или «прочитать» что-то — скажем, предписание врача (если дети играют в больницу), прейскурант (если дети играют в магазин) или расписание (если дети играют в путешествие). Таким образом, они, по-видимому, знакомятся с такими видами деятельности, как чтение и письмо. Дети любят много раз слушать одну и ту же книжку, рассматривая в ней картинки и отслеживая движение маминого пальца
по странице, если она указывает слово, которое произносит (и даже угадывая, как она делает это).

В середине 1980-х годов стали популярными «живые книжки» (например, «Златовласка и три медведя»). В этих электронных книжках использовали связь между написанным (в книжке) словом и его произношением. Таким образом, ребенок может слушать книжку страницу за страницей
или угадывать, что означает данное слово, слушая, как оно звучит,
или самостоятельно читать фрагменты книжки, глядя на картинки.

«Живая книжка» — закрытый объект: ребенок немногое может сделать
в ней. Рисуя, дети путают буквы или то, что они считают буквами
(«Здесь я пишу МАМА»), с картинками. Эти картинки — в большей мере символы внутренней речи, нежели попытки фотографически представить реальность (согласно теории Выготского). Перечисленные явления лежат в основе ИКТ сред и инструментов, поддерживающих развитие речи и грамотность ребенка.

Эти среды используют возможности компьютера демонстрировать ребенку связи между:

•  объектами (или действиями, событиями и т.д.);

•  изображениями (реалистическими изображениями);

•  пиктограммами (символическими изображениями);

•  устными наименованиями;

•    письменными названиями;

и возможностью использовать некоторые из этих объектов вместо других,
а при необходимости и возможности использовать их попеременно, а также связывать их с внутренней речью.

Следующий шаг — построение информационных инструментов и сред, которые помогут ребенку развивать психологические инструменты грамотности (не только формальных навыков чтения и письма, но и созидания, понимания и мышления). Пример такого информационного инструмента
и соответствующей ему среды дает «Кликер» — созданный в Великобритании и внедренный в большинстве детских садов и начальных школ этой страны. Такой комплекс дает ребенку возможность:

• слышать любое написанное слово или рассказ;

• связывать картинку, написанное слово и записанное его звучание (угаданную связь можно проверить с помощью компьютера);

• создавать («записывать») предложение словами, соединенными
с соответствующими картинками, или сочетанием слов и картинок;

• слушать предложения, которые читает вслух компьютер, и затем «записывать» это предложение — реконструировать предложение, расставляя слова в правильном порядке;

• записывать слова или тексты, произносимые самим ребенком,
и прослушивать запись;

• вводить (с помощью рисунков или результатов сканирования) новые картинки и составлять на экране монитора новые слова с помощью букв. Занятия по «активному чтению» короткой книжки (ее бумажной и цифровой копий) можно разбить на следующие этапы (разные дети могут одновременно заниматься разными этапами):

• чтение книги педагогом;

• обсуждение книги и (или) постановка короткого спектакля на ее основе;

 • прослушивание истории еще раз, рассматривание иллюстраций
и текста, спроецированных на большой экран. Дети могут видеть и слышать выделяемые слова;

• индивидуальное прослушивание истории, во время которого ребенок может остановить рассказ и выделить любое слово, чтобы услышать его звучание;

• игра со словами и фразами из истории, демонстрируемой на экране
и лежащей на столе в виде книги. Например, поставить слова «маленький», «средний» и «большой» рядом с соответствующими объектами или построить из слов нужные предложения;

• «записывание» коротких текстов с помощью слов и картинок из книжки. Игра со словами дает ребенку модель (паттерн) письменной речи
и коммуникации еще до того, как он на самом деле узнает правила чтения
и письма. Это мотивирует ребенка к изучению речи и языка.

Выготский подчеркивает существование глубокого разрыва между устной
и письменной речью и отсутствие мотивации к письму: и то и другое -это серьезные препятствия в процессе обучения письму. Кроме того, Выготский указывает на рисование как стадию подготовки к письму.

Можно увидеть, как ИКТ помогают преодолеть указанный разрыв благодаря приобретению детьми опыта работы с лингвистическими объектами (звуковыми и письменными) и повышают мотивацию детей. Описанный выше подход естественным образом поддерживает различные типы «целостного обучения языку». Его можно также использовать при работе с детьми, имеющими проблемы с обучением и другие типы особых потребностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогических учебных заведений.В этой работе освещены вопросы  использования информационно-коммуникац...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях

Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учрежденияхПредставленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогически...

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях

Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учрежденияхПредставленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогически...

«Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, обеспечивающих развитие компетенции личностно самосовершенствования детей дошкольного возраста»

Актуальность. Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются  наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний.  Мощным современным ин...