«Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
статья

Гришук Ирина Васильевна

  Формирование личности ребенка  непосредственно через творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_statya.docx392.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы  в развитии  художественного творчества у дошкольников»

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А.

C:\Users\User\Desktop\oboik.ru_17876.jpg

  Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающих внимание исследователей различных специальностей. Это является и одной из главных задач дошкольного воспитания.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе и решение ее должно начаться уже  в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющих основу творческой деятельности.

  Формирование личности ребенка-это развитие разнообразных способностей, умений и навыков, которые проявляются непосредственно через творческую деятельность.

 Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства. Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа,  открывает большие возможности  выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

  В наше время известны разные техники  детского творчества,  способы, приемы и направления.  Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.

 Создание дополнительных образовательных услуг, в данное время  стало неотъемлемой частью обучающего процесса. Одним из вариантов таких услуг является кружковая деятельность. Многие  родители в силу своей занятости не могут уделять достаточного  внимания развитию ребёнка в этом направлении. Но в тоже время понимают необходимость развития в ребенке творческих способностей и охотно отдают  детей на дополнительные занятия.

 Задача активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения.

Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. В каждой группе есть дети, которые стараются дополнить рисунок и работа становится неповторимой и уникальной. Задача педагога активизировать  творческие способности детей, подвести ребенка к поиску новых способов художественного выражения. 

Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, можно их представить в сводной таблице по возрастным категориям.

Возрастная  группа

Нетрадиционные техники

Вторая младшая – 3-4 года;

  • рисование пальчиками
  • рисование  ладошками
  • рисование ватными палочками
  • печатание листьями
  • печать поролоном
  • оттиск печатками из картофеля

Средняя – 4-5 лет;

  • рисование свечой
  • печать пробками
  • тычок жёсткой полусухой кистью
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель
  • волшебные веревочки

Старшая – 5-6 лет

  • кляксография обычная
  • кляксография с трубочкой
  • набрызг
  • гравюра
  • оттиск мятой бумагой
  • рисование песком
  • рисование мыльными пузырями
  • монотипия пейзажная
  • монотипия предметная
  • печать по трафарету
  • пластилинография

Подготовительная – 6-7 лет.

  • тычок жесткой полусухой кистью
  • рисование по сырому
  • рисование солью
  • расчёсывание краски
  • двойное примакивание кисти
  • батик
  • чёрно-белый гратаж (грунтованный лист)
  • цветной гратаж
  • акварельные мелки
  • живопись шерстью

                         

      При успешном использовании в работе этих нетрадиционных методик  можно ожидать следующих результатов:

- дети смогут применять на практике нетрадиционные способы изображения;  

- могут различать цвета спектра  и их оттенки, воображения, основные геометрические фигуры;

- у детей развивается мелкая моторика рук;

-формируется художественный вкус и чувство гармонии;

-формируются навыки самостоятельности;

-эмоционально – положительное отношение к деятельности.

Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы  с разными материалами и техниками, непосредственно через творческую деятельность.

                   C:\Users\User\Desktop\image-0-02-04-ecd91b9f3789ed9b72b1aa91163ea173c2312bfe95df24cd6f60639827c1046a-V.jpg     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками»

В статье педагог делиться опытом работы с детьми дошкольного возраста по использованию нетрадиционных методик...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. Оно осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения д...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....

РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования потому, что этоинтересно мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а п...

"Разбуди в ребенке волшебника" Использование нетрадиционных техник и приемов лепки в развитии творческих способностей дошкольников

laquo;В пальцах теплый пластилин.. В нем плетенье летних листьев, Виноград в янтарных кистях И гуляющий павлин. В нем серебряный цветок И зверек, прижавший ушки, В нем яйцо в гнезде кукушки И любви ж...

Статья "Роль использования нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников"

Применение нетрадиционного рисования в детском саду идёт детям на пользу. Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, детям ДОУ открываю...