«Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
статья
Формирование личности ребенка непосредственно через творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_statya.docx | 392.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающих внимание исследователей различных специальностей. Это является и одной из главных задач дошкольного воспитания.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе и решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющих основу творческой деятельности.
Формирование личности ребенка-это развитие разнообразных способностей, умений и навыков, которые проявляются непосредственно через творческую деятельность.
Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства. Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа, открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.
В наше время известны разные техники детского творчества, способы, приемы и направления. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Создание дополнительных образовательных услуг, в данное время стало неотъемлемой частью обучающего процесса. Одним из вариантов таких услуг является кружковая деятельность. Многие родители в силу своей занятости не могут уделять достаточного внимания развитию ребёнка в этом направлении. Но в тоже время понимают необходимость развития в ребенке творческих способностей и охотно отдают детей на дополнительные занятия.
Задача активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения.
Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. В каждой группе есть дети, которые стараются дополнить рисунок и работа становится неповторимой и уникальной. Задача педагога активизировать творческие способности детей, подвести ребенка к поиску новых способов художественного выражения.
Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, можно их представить в сводной таблице по возрастным категориям.
Возрастная группа | Нетрадиционные техники |
Вторая младшая – 3-4 года; |
|
Средняя – 4-5 лет; |
|
Старшая – 5-6 лет |
|
Подготовительная – 6-7 лет. |
|
При успешном использовании в работе этих нетрадиционных методик можно ожидать следующих результатов:
- дети смогут применять на практике нетрадиционные способы изображения;
- могут различать цвета спектра и их оттенки, воображения, основные геометрические фигуры;
- у детей развивается мелкая моторика рук;
-формируется художественный вкус и чувство гармонии;
-формируются навыки самостоятельности;
-эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами и техниками, непосредственно через творческую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками»
В статье педагог делиться опытом работы с детьми дошкольного возраста по использованию нетрадиционных методик...
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками
Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. Оно осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения д...
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников
Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....
РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования потому, что этоинтересно мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а п...
"Разбуди в ребенке волшебника" Использование нетрадиционных техник и приемов лепки в развитии творческих способностей дошкольников
laquo;В пальцах теплый пластилин.. В нем плетенье летних листьев, Виноград в янтарных кистях И гуляющий павлин. В нем серебряный цветок И зверек, прижавший ушки, В нем яйцо в гнезде кукушки И любви ж...
Статья "Роль использования нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников"
Применение нетрадиционного рисования в детском саду идёт детям на пользу. Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, детям ДОУ открываю...