Развитие мелкой моторики рук у дошкольников
учебно-методический материал

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Смирновская СШ»

Доклад на тему:

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольника».

Подготовила: воспитатель ГДО

Баюшкова О.В

ладошки.jpg

2019

    Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой (мелкой) моторики.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть в развивающие игры. Как мы обычно развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, сороку-ворону, перебираем различные крупы, детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Также развивается координация в пространстве, воображение, зрительная и двигательная память.

Начинаем работу по развитию мелкой моторики  с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно учим детей выполнять  простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

 

Особое внимание  уделяем  старшему дошкольному возрасту.  Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Требования к проведению пальчиковых игр:

  • 1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
  • 2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
  • 3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
  • 4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Какими же способами мы развивать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Мы играем в такие, например:

  1. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов. Пусть ребенок показывает все, о чем говорится в стихотворении. Это помогает лучше запомнить слова и смысл.
  2. Лепка из пластилина. Можно лепить не только из пластилина. Если на улице зима, можно лепить из снега. А летом можно соорудить удивительный сказочный замок из песка или мелких камешков.
  3. Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошколят. Обратить внимание надо и на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка – кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребенка. Необходимо разнообразить тематику рисунков. Также упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты). Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».
  4. Изготовление поделок из бумаги. Ребенку надо уметь работать ножницами, пользоваться клеем. Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Оригами: кораблики, тюльпаны, самолеты и тд. Нужно учить его складывать и разворачивать бумагу, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
  5. Конструирование и работа с мозайкой, пазлами. Здесь также происходит развитие образного и абстрактного мышления.
  6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок.
  7. Завязывание и развязывание лент и шнурков.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек бутылок.
  9. Нанизывание бусинок на нитку.
  10. Переборка круп (упражнение «Золушка»). Для будущих первоклассников это очень полезное занятие.

Игры:

«Я самый меткий»

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).

*Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

*Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.

*Попади мячом в баскетбольную корзину.

*Найди выход из пещеры; проследи путь бабочки и др.

Ребенок должен проводить линии прямые и волнистые, а лабиринты должны быть широкие и узкие.

«Узнай, кто я»

Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку». Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, игрушки.

На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Список используемой литературы:

 1.  Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг»

  1. Рогожина Е. «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Дошкольное воспитание. 1998, № 9.
  2. Степанова О. А. «Пути совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях» М., 1996.
  3. Фомина Л. В. «Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста» М .1971г
  4. Дудьев В. П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи» Дефектология. 1999. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников из опыта работы.

      Я хочу  поделиться наиболее яркими, простыми, и интересными для детей и воспитателей моментами по работе над развитием мелкой моторики рук детей....

Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики рук ребёнка-дошкольника

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по развитию...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития

quot;Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".Жорж Дюамель, французский драматургРуки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представл...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...