Развитие мелкой моторики рук у дошкольников
учебно-методический материал
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Смирновская СШ»
Доклад на тему:
«Развитие мелкой моторики рук у дошкольника».
Подготовила: воспитатель ГДО
Баюшкова О.В
2019
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой (мелкой) моторики.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть в развивающие игры. Как мы обычно развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, сороку-ворону, перебираем различные крупы, детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Также развивается координация в пространстве, воображение, зрительная и двигательная память.
Начинаем работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно учим детей выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
Особое внимание уделяем старшему дошкольному возрасту. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Требования к проведению пальчиковых игр:
- 1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
- 2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
- 3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
- 4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Какими же способами мы развивать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики. Мы играем в такие, например:
- Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов. Пусть ребенок показывает все, о чем говорится в стихотворении. Это помогает лучше запомнить слова и смысл.
- Лепка из пластилина. Можно лепить не только из пластилина. Если на улице зима, можно лепить из снега. А летом можно соорудить удивительный сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошколят. Обратить внимание надо и на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка – кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребенка. Необходимо разнообразить тематику рисунков. Также упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты). Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».
- Изготовление поделок из бумаги. Ребенку надо уметь работать ножницами, пользоваться клеем. Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Оригами: кораблики, тюльпаны, самолеты и тд. Нужно учить его складывать и разворачивать бумагу, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
- Конструирование и работа с мозайкой, пазлами. Здесь также происходит развитие образного и абстрактного мышления.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок.
- Завязывание и развязывание лент и шнурков.
- Завинчивание и развинчивание крышек бутылок.
- Нанизывание бусинок на нитку.
- Переборка круп (упражнение «Золушка»). Для будущих первоклассников это очень полезное занятие.
Игры:
«Я самый меткий»
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
*Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
*Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
*Попади мячом в баскетбольную корзину.
*Найди выход из пещеры; проследи путь бабочки и др.
Ребенок должен проводить линии прямые и волнистые, а лабиринты должны быть широкие и узкие.
«Узнай, кто я»
Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку». Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, игрушки.
На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Список используемой литературы:
1. Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг»
- Рогожина Е. «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Дошкольное воспитание. 1998, № 9.
- Степанова О. А. «Пути совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях» М., 1996.
- Фомина Л. В. «Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста» М .1971г
- Дудьев В. П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи» Дефектология. 1999. №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников из опыта работы.
Я хочу поделиться наиболее яркими, простыми, и интересными для детей и воспитателей моментами по работе над развитием мелкой моторики рук детей....
развитие мелкой моторики руки у дошкольников
родительское собрание...
Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики рук ребёнка-дошкольника
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В статье представлен опыт работы по развитию...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития
quot;Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".Жорж Дюамель, французский драматургРуки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представл...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...