Проект: «Взрослый в мире детских эмоций»
проект (старшая группа)
Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.
Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир - своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.
Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.
Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.
Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.
В процессе воспитания родители допускают ошибки, которые приводят к различным трудностям у детей и к потери взаимопонимания и доверия между родителями и ребенком. В свою очередь мы в детском саду наблюдаем всё большее количество детей с агрессивным поведение и детей с ярко выраженной истеричностью в поведении, что может свидетельствовать о нарушение системы воспитания в семье. Поэтому психолого-педагогический проект «Взрослый в мире детских эмоций» является актуальным. Реализация данного проекта позволит не только выявить в чём проявляется неконструктивное взаимодействие в семье, но и провести ряд коррекционно-развивающих мероприятий направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzroslyy_v_mire_detskih_emotsiy.docx | 49.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45»
(МАДОУ «Детский сад № 45»)
Проект: «Взрослый в мире детских эмоций»
Автор-составитель:
Педагог-психолог
Кравченко Ю.В.
Нижний Новгород,
2016-2017 уч.г
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | Психолого-педагогический проект: «Взрослый в мире детских эмоций». |
Цель проекта | Выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет; гармонизация детско-родительских отношений. |
Сроки | Долгосрочный (сентябрь 2016 года-май 2017 года) |
Участники | Дети в возрасте 5-6 лет; родители; педагоги ДОУ |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный |
По территории реализации | Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения |
Этапы реализации проекта |
|
Ожидаемые результаты |
|
Актуальность
Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.
Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир - своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.
Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.
Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.
Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.
В процессе воспитания родители допускают ошибки, которые приводят к различным трудностям у детей и к потери взаимопонимания и доверия между родителями и ребенком. В свою очередь мы в детском саду наблюдаем всё большее количество детей с агрессивным поведение и детей с ярко выраженной истеричностью в поведении, что может свидетельствовать о нарушение системы воспитания в семье. Поэтому психолого-педагогический проект «Взрослый в мире детских эмоций» является актуальным. Реализация данного проекта позволит не только выявить в чём проявляется неконструктивное взаимодействие в семье, но и провести ряд коррекционно-развивающих мероприятий направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет; гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи проекта:
1) Провести теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений.
2) Выполнить исследование особенностей взаимодействия родителей с детьми 5–6 лет.
3) Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет.
4) Обогащение предметно-развивающей среды в группах по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.
Методы и формы работы
Используемые методы в работе:
- теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение;
- Эксперимент;
- Арт-терапия;
- Гешталь-терапия;
- Сказкотерапия;
- Игровая терапия;
- Релаксация.
Используемые формы работы:
- Психолого-педагогические гостиные;
- Психологический тренинг;
- Игровые ситуации;
- Стенгазеты, памятки;
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Конкурсы.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня эмоционального развития детей;
- Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;
- Гармонизация детско-родительских отношений;
- Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.
Содержание мероприятий
Мероприятия | Цель мероприятия | Участники | Сроки проведения |
Подготовительный этап | |||
Изучение литературы по теме: «Особенности взаимодействия родителей и детей»; «Проблемы взаимодействия с детьми в построении эмоциональных отношений в семье». Подборка диагностических методик. Разработка плана мероприятий для работы со всеми участниками образовательного процесса. Подготовка бланков, протоколов для диагностики. | Повышение психологической компетентности педагога-психолога в работе с семьей, через самообразование. | Педагог-психолог | 01.09 2016-09.09.2016 |
Презентация проекта «Взрослый в мире детских эмоций» на родительском собрании | Познакомить родителей с целями, задачами и планом реализации проекта «Взрослый в мире детских эмоций». Заинтересовать родителей в участии в данном мероприятии. | Педагог-психолог, родители | 31.08.2016 |
Диагностический этап | |||
Опросник родительского отношения Наблюдение за поведением ребёнка. | Выявление родительского отношения. Оценка особенностей поведения ребёнка. | Родители Дети | 12.09. 2016 – 23.09.2016 26.09.2016-30.09.2016 |
Практический этап | |||
Октябрь 2016 года | |||
Тема: «Наши чувства» | Ввести детей в тему. Заинтересовать, подготовить к разговору о себе и о своих чувствах, проверить знания детей о различных эмоциональных состояниях. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями: радость, грусть, гнев, страх, удивление, вина и т.д. | Педагог-психолог, дети | 1 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковый ветерок». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Организация уголка настроения в раздевалке группы. Игровая ситуация: «Моё настроение». | Научить детей понимать своё настроение, свои эмоции и чувства, а также чувства и эмоции сверстников. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | 2 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | ||
Психологический тренинг «Мы вместе». | Знакомство участников друг с другом, формирование доверительных детско-родительских отношений. | Педагог-психолог, дети, родители | 3 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки», «Ласковый ветерок». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Тема: «Мир эмоций» | Продолжить знакомить детей с разными эмоциональными состояниями. | Педагог-психолог, дети | 4 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки», «Ласковый ветерок». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Ноябрь 2016 года | |||
Тема: «Радость, грусть». | Знакомство с эмоцией «радость, грусть». Обогащение опыта детей в распознавание эмоций. | Педагог-психолог, дети | 1 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Воздушный шар». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Оформление в группе уголка настроения и психологической разгрузки. Создание альбома «Эмоции», дидактическая игра «Театр настроений». | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии. | Педагог-психолог | 2 неделя |
Игровая ситуация «Театр настроений» | Познакомить детей с дидактической игрой «Театр настроений». Учить детей соблюдать правила игры. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Конкурс альбомов «Моя семья». | Гармонизация детско-родительских отношений. | Педагог-психолог, родители, воспитатели, дети | 3 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые лапки». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций». | Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта. | Педагог-психолог, дети | 4 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые лапки», «Воздушный шар». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Декабрь 2016 года | |||
Тема: «Гнев» | Знакомство с эмоций «Гнев». Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта. Снятие напряжения. | Педагог-психолог, дети | 1 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Росток». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Пополнение уголка настроения в группе: мешочек для криков, мишень для выплеска агрессии. | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии. | Педагог-психолог | 2 неделя |
Волшебная игротека. | Гармонизация эмоциональной сферы. Снятие напряжения. Отреагирование эмоций. | Педагог-психолог, дети | |
Психолого-педагогическая гостиная: «Учимся выражать гнев». | Гармонизация детско-родительских отношений. Обучение приемлемым способам отреагирования агрессии. | Педагог-психолог, родители, дети | 3 неделя |
Памятка для родителей: «Как справиться с детской агрессией?» | Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка. | Педагог-психолог | |
Игровой эксперимент «Волшебные стаканчики» | Расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности. Учить детей адекватно выражать негативные эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение, расширить у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях. | Педагог-психолог, дети | 4 неделя |
Январь 2017 года | |||
Тема: «По дороге детской дружбы» | Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. | Педагог-психолог, дети | 1 неделя |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный зайчик». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Пополнение уголка настроения в группе: дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций», панно «Эмоции», «Мирилка». | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии. | Педагог-психолог | 2 неделя |
Игровая ситуация «Путешествие в мир эмоций» | Познакомить детей с дидактической игрой «Путешествие в мир эмоций». Учить детей соблюдать правила игры. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности. | Педагог-психолог, воспитатели, дети | |
Тема: «Дружба» | Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. | Педагог-психолог, дети | 3 неделя |
Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций». | Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта. | Педагог-психолог, дети | 4 неделя |
Февраль 2017 года | |||
Тема: «Страх» | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха. | Педагог-психолог, дети | 1 неделя |
Пополнение уголка настроения в группе: кубик «Эмоции». | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы. | Педагог-психолог | 2 неделя |
Тема: «Испугай страшилу» | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха. | Педагог-психолог, дети | |
Психолого-педагогическая гостиная: «Детские страхи – это серьёзно» | Познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов; отработать на практике приёмы снятия страхов; оптимизировать детско-родительские отношения. | Педагог-психолог, родители, дети | 3 неделя |
Памятка для родителей: «Детские страхи. Чего и почему боятся дети?» | Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка. | Педагог-психолог | |
Семинар-практикум: «Уголок настроения в группе. Для чего он нужен?» | Психологическое просвещение педагогов в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка. | Педагог-психолог, воспитатели | 4 неделя |
Март 2017 года | |||
Тема: «Стыд». | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. | Педагог-психолог, дети | 1 неделя |
Игры на развитие эмоциональной сферы : «Волшебная игротека». | Гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения. Отреагирование эмоций. | Педагог-психолог, дети | 2 неделя |
Тема: «Вина». | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. | Педагог-психолог, дети | 3 неделя |
Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций». | Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта. | Педагог-психолог, дети | 4 неделя |
Апрель 2017 года | |||
Тема: «Удивление» | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. | Педагог-психолог, дети | 1 неделя |
Пополнение уголка настроения в группе: демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции» | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы. | Педагог-психолог | 2 неделя |
Психолого-педагогическая гостиная: «Путешествие в космос (эмоция «удивление») | Оптимизация детско-родительских отношений. | Педагог-психолог, родители, дети | 3 неделя |
Творческое мероприятие: «Настроение в рисунках». | Снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование актуальных эмоций; развитие воображения. | Педагог-психолог, дети | 4 неделя |
Май 2017 года | |||
Тема: «В след за радугой». | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Закрепление пройденного материала. | Педагог-психолог, дети | 1 неделя |
Изготовление коллажа | Гармонизация эмоциональной сферы, развитие воображения и творчества. | Педагог-психолог, дети | 2 неделя |
Развлечение для детей: «Путешествие в затерянный город» | Создание положительного эмоционального микроклимата, способствующего самовыражению детей. Закрепление опыта детей в распознавании эмоций. | Педагог-психолог, дети | 3 неделя |
Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций». | Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта. | Педагог-психолог, дети | 4 неделя |
Аналитико-рефлексивный этап | |||
Подготовка аналитической справки по результатам проекта. | Анализ результатов реализации проекта. | Педагог-психолог | В течение мая 2017 года |
Литература
- Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.
- Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И.А. Пазухина.-СПб., 2010г.
- Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.
- Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.
- Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.- СПб., 2008
- Журнал «Дошкольная педагогика». – декабрь, 2012 г.
- Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"
Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития детей....
В мире детских эмоций
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуются над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразите...
Тренинг для родителей «В мире детских эмоций» с использованием технологий песочной терапии.
Тренинг направлен на ознакомление родителей с ролью эмоций в общении с детьми, на их распознавание и грамотное выражение.Взаимодействие включает непосредственно тренинговы...
В мире детских эмоций
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен......
Детско-взрослый проект «Дети в мире социальной рекламы».
Детско-взрослый проект«Дети в мире социальной рекламы».Актуальность и важность данной проблемы.«ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ -ВЫУЧИСЬ СПЕРВА СОСТРАДАТЬ »И.С. ТургеневОбщаясь с детьми...
Занятие ДЛЯ ДЕТЕЙ «В мире детских эмоций»
Развивающее занятие для детей...
как взрослым реагировать на детские эмоции
Детские эмоции зачастую ставят нас, взрослых, в тупик. Что делать с истериками, со вспышками гнева? Как правильно реагировать? Подскажет данная консультация......
- Мне нравится (1)