Проект: «Взрослый в мире детских эмоций»
проект (старшая группа)

Кравченко Юлия Викторовна

Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.

Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир - своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.

Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.

Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.

В процессе воспитания родители допускают ошибки, которые приводят к различным трудностям у детей и к потери взаимопонимания и доверия между родителями и ребенком. В свою очередь мы в детском саду наблюдаем всё большее количество детей с агрессивным поведение и детей с ярко выраженной истеричностью в поведении, что может свидетельствовать о нарушение системы воспитания в семье.  Поэтому психолого-педагогический проект «Взрослый в мире детских эмоций» является актуальным. Реализация данного проекта позволит не только выявить в чём проявляется неконструктивное взаимодействие в семье, но и провести ряд коррекционно-развивающих мероприятий направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzroslyy_v_mire_detskih_emotsiy.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Безимени-1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45»

(МАДОУ «Детский сад № 45»)

Проект: «Взрослый в мире детских эмоций»

Автор-составитель:  

Педагог-психолог

Кравченко Ю.В.

Нижний Новгород,

2016-2017 уч.г

Паспорт проекта

Полное наименование проекта

Психолого-педагогический проект: «Взрослый в мире детских эмоций».

Цель проекта

Выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет; гармонизация детско-родительских отношений.

Сроки

Долгосрочный (сентябрь 2016 года-май 2017 года)

Участники

Дети в возрасте 5-6 лет; родители; педагоги ДОУ

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

По территории реализации

Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный;
  • Диагностический;
  • Практический;
  • Аналитико-рефлексивный.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня эмоционального развития детей;
  • Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;
  • Гармонизация детско-родительских отношений;
  • Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.

Актуальность

Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.

Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир - своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.

Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.

Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.

В процессе воспитания родители допускают ошибки, которые приводят к различным трудностям у детей и к потери взаимопонимания и доверия между родителями и ребенком. В свою очередь мы в детском саду наблюдаем всё большее количество детей с агрессивным поведение и детей с ярко выраженной истеричностью в поведении, что может свидетельствовать о нарушение системы воспитания в семье.  Поэтому психолого-педагогический проект «Взрослый в мире детских эмоций» является актуальным. Реализация данного проекта позволит не только выявить в чём проявляется неконструктивное взаимодействие в семье, но и провести ряд коррекционно-развивающих мероприятий направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.

Цели и задачи проекта

    Цель проекта: выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет; гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

1) Провести теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений.

2) Выполнить исследование особенностей взаимодействия родителей с детьми 5–6 лет.

3) Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет.

4) Обогащение предметно-развивающей среды в группах по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.

Методы и формы работы

Используемые методы в работе:

  • теоретический метод -  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение;
  • Эксперимент;
  • Арт-терапия;
  • Гешталь-терапия;
  • Сказкотерапия;
  • Игровая терапия;
  • Релаксация.

Используемые формы работы:

  • Психолого-педагогические гостиные;
  • Психологический тренинг;
  • Игровые ситуации;
  • Стенгазеты, памятки;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Конкурсы.

Ожидаемые результаты

  • Повышение уровня эмоционального развития детей;
  • Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;
  • Гармонизация детско-родительских отношений;
  • Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.

Содержание мероприятий

Мероприятия

Цель мероприятия

Участники

Сроки проведения

Подготовительный этап

Изучение литературы по теме: «Особенности взаимодействия родителей и детей»; «Проблемы взаимодействия с детьми в построении эмоциональных отношений в семье».

Подборка диагностических методик.

Разработка плана мероприятий для работы со всеми участниками образовательного процесса.

Подготовка бланков, протоколов для диагностики.

Повышение психологической компетентности педагога-психолога в работе с семьей, через самообразование.

Педагог-психолог

01.09 2016-09.09.2016

Презентация проекта «Взрослый в мире детских эмоций» на родительском собрании

Познакомить родителей с целями, задачами и планом реализации проекта «Взрослый в мире детских эмоций». Заинтересовать родителей в участии в данном мероприятии.

Педагог-психолог, родители

31.08.2016

Диагностический этап

Опросник родительского отношения 
(А.Я.Варга, В.В.Столин)

Наблюдение за поведением ребёнка.

Выявление родительского отношения.

Оценка особенностей поведения ребёнка.

Родители

Дети

12.09. 2016 – 23.09.2016

26.09.2016-30.09.2016

Практический этап

Октябрь 2016 года

Тема: «Наши чувства»

Ввести детей в тему. Заинтересовать, подготовить к разговору о себе и о своих чувствах, проверить знания детей о различных эмоциональных состояниях. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями: радость, грусть, гнев, страх, удивление, вина и т.д.

Педагог-психолог, дети

1 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковый ветерок».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Организация уголка настроения в раздевалке группы.

Игровая ситуация: «Моё настроение».

Научить детей понимать своё настроение, свои эмоции и чувства, а также чувства и эмоции сверстников.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

2 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Психологический тренинг «Мы вместе».

Знакомство участников друг с другом, формирование доверительных детско-родительских отношений.

Педагог-психолог, дети, родители

3 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки», «Ласковый ветерок».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Тема:

«Мир эмоций»

Продолжить знакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

Педагог-психолог, дети

4 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки», «Ласковый ветерок».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Ноябрь 2016 года

Тема:

 «Радость, грусть».

Знакомство с эмоцией «радость, грусть». Обогащение опыта детей в распознавание эмоций.

Педагог-психолог, дети

1 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Воздушный шар».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Оформление в группе уголка настроения и психологической разгрузки. Создание альбома «Эмоции», дидактическая игра «Театр настроений».

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии.

Педагог-психолог

2 неделя

Игровая ситуация «Театр настроений»

Познакомить детей с дидактической игрой «Театр настроений». Учить детей соблюдать правила игры. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Конкурс альбомов «Моя семья».

Гармонизация детско-родительских отношений.

Педагог-психолог, родители, воспитатели, дети

3 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые лапки».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций».

Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта.

Педагог-психолог, дети

4 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые лапки», «Воздушный шар».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Декабрь 2016 года

Тема:

 «Гнев»

Знакомство с эмоций «Гнев». Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта. Снятие напряжения.

Педагог-психолог, дети

1 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Росток».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Пополнение уголка настроения в группе: мешочек для криков, мишень для выплеска агрессии.

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии.

Педагог-психолог

2 неделя

Волшебная игротека.

Гармонизация эмоциональной сферы. Снятие напряжения. Отреагирование эмоций.

Педагог-психолог, дети

Психолого-педагогическая гостиная: «Учимся выражать гнев».

Гармонизация детско-родительских отношений. Обучение приемлемым способам отреагирования агрессии.

Педагог-психолог, родители, дети

3 неделя

Памятка для родителей: «Как справиться с детской агрессией?»

Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка.

Педагог-психолог

Игровой эксперимент «Волшебные стаканчики»

Расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности.

Учить детей адекватно выражать негативные эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение, расширить у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях.

Педагог-психолог, дети

4 неделя

Январь 2017 года

Тема:

«По дороге детской дружбы»

Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.

Педагог-психолог, дети

1 неделя

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный зайчик».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Пополнение уголка настроения в группе: дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций», панно «Эмоции», «Мирилка».

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии.

Педагог-психолог

2 неделя

Игровая ситуация «Путешествие в мир эмоций»

Познакомить детей с дидактической игрой «Путешествие в мир эмоций». Учить детей соблюдать правила игры. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Тема:

 «Дружба»

Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.

Педагог-психолог, дети

3 неделя

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций».

Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта.

Педагог-психолог, дети

4 неделя

Февраль 2017 года

Тема:

 «Страх»

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха.

Педагог-психолог, дети

1 неделя

Пополнение уголка настроения в группе: кубик «Эмоции».

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы.

Педагог-психолог

2 неделя

Тема:

«Испугай страшилу»

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха.

Педагог-психолог, дети

Психолого-педагогическая гостиная: «Детские страхи – это серьёзно»

Познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов; отработать на практике приёмы снятия страхов; оптимизировать детско-родительские отношения.

Педагог-психолог, родители, дети

3 неделя

Памятка для родителей: «Детские страхи. Чего и почему боятся дети?»

Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка.

Педагог-психолог

Семинар-практикум: «Уголок настроения в группе. Для чего он нужен?»

Психологическое просвещение педагогов в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка.

Педагог-психолог, воспитатели

4 неделя

Март 2017 года

Тема:

 «Стыд».

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций.

Педагог-психолог, дети

1 неделя

Игры на развитие эмоциональной сферы : «Волшебная игротека».

Гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения. Отреагирование эмоций.

Педагог-психолог, дети

2 неделя

Тема:

«Вина».

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций.

Педагог-психолог, дети

3 неделя

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций».

Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта.

Педагог-психолог, дети

4 неделя

Апрель 2017 года

Тема:

 «Удивление»

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций.

Педагог-психолог, дети

1 неделя

Пополнение уголка настроения в группе: демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции»

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы.

Педагог-психолог

2 неделя

Психолого-педагогическая гостиная: «Путешествие в космос (эмоция «удивление»)

Оптимизация детско-родительских отношений.

Педагог-психолог, родители, дети

3 неделя

Творческое мероприятие: «Настроение в рисунках».

Снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование актуальных эмоций; развитие воображения.

Педагог-психолог, дети

4 неделя

Май 2017 года

Тема:

«В след за радугой».

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Закрепление пройденного материала.

Педагог-психолог, дети

1 неделя

Изготовление коллажа

Гармонизация эмоциональной сферы, развитие воображения и творчества.

Педагог-психолог, дети

2 неделя

Развлечение для детей: «Путешествие в затерянный город»

Создание положительного эмоционального микроклимата, способствующего самовыражению детей. Закрепление опыта детей в распознавании эмоций.

Педагог-психолог, дети

3 неделя

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций».

Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта.

Педагог-психолог, дети

4 неделя

Аналитико-рефлексивный этап

Подготовка аналитической справки по результатам проекта.

Анализ результатов реализации проекта.

Педагог-психолог

В течение мая 2017 года


Литература

  1. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.

  1. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И.А. Пазухина.-СПб., 2010г.

  1. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.

  1. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.

  1. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.- СПб., 2008

  1. Журнал «Дошкольная педагогика». – декабрь, 2012 г.

  1. Уханова А.В.  Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская для родителей "В мире детских эмоций"

Практическое занятие с родителями направленное на создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального развития  детей....

В мире детских эмоций

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуются над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразите...

Тренинг для родителей «В мире детских эмоций» с использованием технологий песочной терапии.

Тренинг направлен на ознакомление родителей с ролью эмоций в общении с детьми, на их распознавание  и грамотное  выражение.Взаимодействие включает  непосредственно  тренинговы...

В мире детских эмоций

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен......

Детско-взрослый проект «Дети в мире социальной рекламы».

Детско-взрослый проект«Дети в мире социальной рекламы».Актуальность и важность данной проблемы.«ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ -ВЫУЧИСЬ СПЕРВА СОСТРАДАТЬ »И.С. ТургеневОбщаясь с детьми...

Занятие ДЛЯ ДЕТЕЙ «В мире детских эмоций»

Развивающее занятие для детей...

как взрослым реагировать на детские эмоции

Детские эмоции зачастую ставят нас, взрослых, в тупик. Что делать с истериками, со вспышками гнева? Как правильно реагировать? Подскажет данная консультация......