Выступление на педсовет «Познавательное развитие обучающихся МДОУ в свете современных требований»
учебно-методический материал

Романова Элла Валериевна

Выступление на педсовет «Новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями как условие познавательного развития обучающихся»  

Тема выступления: «Познавательное развитие обучающихся МДОУ в свете современных требований»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №50 «ЧАЙКА»
_____________________________________________________________________________
Россия, 141641, Московская область, Клинский р-н, д.Струбково, ул.Центральная, д.7
тел: 8 (49624) 5-37-22

Выступление на педсовет «Новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями как условие

познавательного развития обучающихся»  

Тема выступления: «Познавательное развитие обучающихся МДОУ в свете современных требований»

Подготовила:

воспитатель Романова Э.В.

2016 г.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования).

ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно, ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее. К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Данная характеристика свойственна детям раннего возраста. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста можно определить, как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально воспринятого. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например, «Из чего сделаны облака?», «Почему деревья качаются?», «Как достать до неба?». Для развития 16 детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту.

Следует отметить, что ФГОС дошкольного образования ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: – организация решения познавательных задач; – применение экспериментирования в работе с детьми; – использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В качестве примеров можно провести следующие эксперименты: «Есть ли у воды вкус?»; «Испаряется ли вода?»; «Куда делись чернила?». В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие: «Неживая природа»: почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? и т.д.; «Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Зачем черепахе панцирь? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах.

Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В практике работы детского сада проектную деятельность целесообразно организовывать с привлечением родителей воспитанников и по тем темам, которые не всегда возможно проработать в МДОУ. В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития можно использовать следующие мероприятия: индивидуальные и групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Домашние питомцы», «Времена года», «Достопримечательности родного города».

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников должно уделяться большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЭМП у дошкольников в свете современных требований

Понятие, история, проблемы математического развития младших дошкольников.Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста.Психолого-педагогические основы математического ра...

Профессиональное педагогическое самообразование в свете современных требований

Профессиональное педагогическое самообразование в свете современных требований.(Осмысление педагогического пути)Творческий ребёнок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошколь...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в свете современных требований

laquo;Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний&r...

Физическое развитие и оздоровление детей в условиях дошкольного учреждения в свете современных требований ФГОС ДО

Актуальной проблемой современного общества является малоподвижный образ жизни, который в 21 веке ведут не только взрослые, но и дети. Ограничение двигательной активности ребенка, так называемое мышечн...

Выступление на педсовете: "Познавательное развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФОП ДО"

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возраст...