Статья на тему: "Разные формы и виды игры дошкольника"
статья

Петрова, Елена,Олеговна

Статья на тему: "Разные формы и виды игры дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Петрова Е.О, воспитатель

   ГБДОУ Детский сад №9, Красносельского района.                    

  Санкт-Петербурга.

Тема выступления.

«Разные формы и виды  игры дошкольников».

Режиссёрская  игра.

В работах С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной (1989) был раскрыт комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой, включающий:

— планомерное расширение опыта детей, направленное на усвоение назначения предметов, смысла действий людей, сущности их взаимоотношений (во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ипр.). Все это служит  источником углубления и детализации замысла игры, ее содержания;

— перевод реального опыта в условный, игровой план, усвоение способов воспроизведения действительности в игре. Этому служат обучающие игры (дидактические, театральные и др.), которые должны вводить детей в условную ситуацию. Обучающие игры направлены на освоение новых способов и средств игры, обогащение сюжетов;

— своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, нацеливающих ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач. Предметно-игровая среда меняется в зависимости от практического и игрового опыта детей;

— активизирующее общение воспитателя с детьми во время игрового процесса. Общение стимулирует формирование у детей разных способов решения игровых задач. Для этого воспитатель создает проблемно-игровые ситуации, провоцирующие поиск новых вариантов решения игровых задач. В общении с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель использует деловую форму общения, направленную на достижение совместных целей.

Все компоненты комплексного метода руководства игрой одинаково важны при работе с детьми разного возраста.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними с позиции «играющего партнера». Это безоценочное взаимодействие, предполагающее интерес ребенка к взрослому как партнеру по игре. Играя с детьми, воспитатель ставит их перед необходимостью выбора нового, более сложного способа игры.

Так, освоить действие с предметом-заместителем ребенок может, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого, азатем сталкивается перед необходимостью использовать заместитель в самостоятельной игре.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

3. Играя с детьми, воспитатель ориентирует ребенка на освоение игрового действия и пояснение его смысла партнеру-взрослому и ребенку. На этапе условно-предметных игровых действий воспитатель

должен развертывать однотемный одноперсонажный сюжет; на этапе формирования ролевого поведения

— многоперсонажный сюжет с системой взаимосвязанных ролей, становление которого происходит через введение новых персонажей; на этапе сюжетосложения

— развертывание многотемных сюжетов с комбинированием разных тем. Сюжеты получают развитие в живом процессе игры.

4. На каждом возрастном этапе процесс развития игры должен включать совместную игру воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельных игр детей.

5. Игровое взаимодействие воспитателя с детьми носит характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей (недопустимость конспекта игры).

6. Совместная игра воспитателя с детьми предполагает «свободный вход и выход» участников.

Режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова), это важнейший фактор социализации ребенка, одно из средств, способствующих интенсивному освоению способов общения со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте режиссерская игра способствует освоению ребенком сюжетосложения, как способа построения игровой деятельности.

Театрализованная игра.

Театрализованная игра является эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников. Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности

— игровой и художественной, что определяет ее «рубежный» характер (А.Н.Леонтьев). Связь сигровой деятельностью придает театрализованной игре характер импровизации. Исследования А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской, О. В. Акуловой показали, что театрализованная игра как разновидность художественной деятельности

предполагает необходимость работы по трем направлениям: восприятие литературного текста, развитие специальных художественно-игровых умений и самостоятельная творческая деятельность детей. Характерная черта театрализованной игры

— это ее ориентированность на зрителя.

Театрализованная игра может выступать как игра-драматизация, в которой дети принимают на себя роли и разыгрывают литературный сюжет. В режиссерских театрализованных играх все роли передаются персонажам

— игрушкам кукольного театра (перчаточного, би-ба-бо, настольного и пр.). Работа по организации театрализованной игры завершается спектаклем и осуществляется поэтапно.

На первом этапеведется работа по углублению художественного восприятия литературного текста в единстве его содержания, смыслового и эмоционального подтекста и средств языковой выразительности. Проводятся ознакомление детей с литературным текстом, беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, слушание и обсуждение аудиозаписей.

На втором этапепроисходит развитие специальных игровых умений: умения предавать образы с помощью средств вербальной (интонационной, языковой) и неве0рбальной выразительности. Основным методом реализации этой цели выступают образно-игровые этюды, направленные на развитие умения передавать характер героя, его эмоциональное состояние и собственное отношение к нему.

Происходит развитие игрового общения детей по поводу игровых ролей и средств выразительности. Углублению понимания детьми литературного произведения, мотивов поступков, его героев, их состояний, настроений способствует широкое включение детей в разные виды деятельности.

В старшем дошкольном возрасте на этом этапе полезно использовать прием К. С.

Станиславского «предположение», который помогает ребенку глубже воспринять текст, «увидеть», «услышать» происходящее в нем, встать на позицию героя. Например:

«Представь, как будто ты оказалась одна в зимнем лесу ночью, как девочка из сказки „Морозко“, что бы ты почувствовала?»

Третий этапнаправлен на формирование творческого начала ребенка в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер», «художник». Среди способов реализации задачи данного этапа возможно коллективное рисование афиши, изготовление приглашений, моделирование костюмов или их элементов. Важным аспектом в работе является развитие речевого творчества за счет импровизаций на темы литературных текстов: опережающее прогнозирование последующих событий, объединение известных литературных сюжетов для создания нового текста, выдвижение фантастических гипотез.

Постепенно происходит естественное освоение детьми умений,необходимых для участия в спектакле, исключающее специальное разучивание ролей. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется специально созданной предметной средой.

Игры с правилами.

Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата-выигрыша. Всамостоятельной деятельности детей игра справилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше. В образовательном процессе детского сада используются следующие виды игр с правилами:

игры справилами «на удачу», вкоторых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);

игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты, подвижные игры соревновательного типа);

игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или физической компетентности (например, серсо, кегли, «Путаница» и др.).

виды правил,

1. Нормативные правила (моральная справедливость: «Играть надо честно») — формы жребия, очередность.

2. Собственно игровые правила (регламент действий участников).

3. Правила установления выигрыша («Тот, кто раньше всех... тот выигрывает», «Кто больше всех... тот выигрывает»).

Значение игр с правилами

.

Игры с правилами могут выступать как дидактические игры, вкоторых кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например речевых. Так, систематизации детских представлений способствуют игры-лото («Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет, зреет» и пр.). Словесные игры типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» развивают внимание, сообразительность,

быстроту реакции, связную речь.

Литература.

1.Гогобиредзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – Питер, 2013. С. 260-268..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Окружающий мир в дидактических играх дошкольника"

В статье приводятся рекомендации родителям в какие словесные игры можно игратьс детьми....

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).

Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым.и счастливым. Секркт прост - здоровый образ жизни....

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников. Создание условий для развития свободной игровой деятельности»

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников.Создание условий для развития свободной игровой дея...

«Разные формы и виды игры дошкольников»

Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возра...

статья мастер-класс "Современные формы организации двигательной активности дошкольников"

Территориальный мастер-класс «Современные формы организации двигательной активности дошкольников» в виде игры-соревнования «Киндербол» 4.12.2019г.  на базе МАДОУ Детс...

Статья: Оздоровительный бег, как форма оздоровительной работы с дошкольниками.

Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточ...