Примерная программа старшая, подготовительная группы "Оригами"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_programma.docx | 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом заведующим МБДОУ
МБДОУ «Чечеульский детский сад»
Протокол № «Чечеульский детский сад»
От « » 2018год Н.И. Сергиенко
« » 2018год
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРИГАМИ
«ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ»
В старшей, подготовительной группах.
Воспитатель
1 квалификационной
Категории: Косых
Галина Владимировна
Село Чечеул
2018 год.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать воспитателя
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
- развитие самоконтроля и самооценки
- осознание собственных познавательных процессов.
Цель программы
-Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Побуждать детей следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы реализации программы
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Весёлый квадратик» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.
Год | Количество занятий | Кол-во | |
В месяц | в год | ||
1 (старшая группа) | 4 | 36 | 8 – 10 |
2 (подготовительная к школе группа) | 4 | 36 | 8 – 10 |
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
-повторение названия базовой формы;
-повторение действий прошлого занятия;
-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
повторение правил складывания.
Практическая часть:
показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы ребенка (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Формы подведения итогов реализации программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок детских работ.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
Научатся различным приемам работы с бумагой;
Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Познакомятся с искусством оригами;
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Общие правила при обучении технике оригами
Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Материалы и оборудование
Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
Салфетки: бумажная, тканевая.
Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
Кисти.
I год обучения, старшая группа
Тема года: «Игра»
Знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.
К концу первого года обучения дети могут:
-самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
-по образцу изготавливать несложные поделки.
-знать и называть геометрические фигуры;
-ориентироваться на листе бумаги;
- уметь намечать линии;
-тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
-уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
-добиваться конечного результата;
-самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
Учебно-тематическое планирование работы в старшей группе
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Примерные работы |
Сентябрь | 2 неделя Дары осени | Сказка квадратика. Стр. 29 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить со свойствами бумаги. |
4 неделя Базовые формы | Стр.22 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих». | Познакомить детей с базовыми формами: «Двойной треугольник», «Конверт», «Двойной квадрат». | |
Октябрь | 2 неделя Познаю себя | Воздушный змей. Стр. 56 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; формировать умение мастерить воздушного змея по пооперационной карте, складывать бумагу по диагонали и с боков; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь. |
4 неделя Профессии. | Дом. Интернет. | Побуждать детей складывать бумагу пополам, используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. | |
Ноябрь | 2, 3, 4 недели Праздник народного единства. | Теремок. Стр. 40 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; побуждать брать на себя роль. |
Декабрь | 1 неделя Зимние забавы. | Снеговик. Интернет. | Формировать умение детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную). |
3 неделя Новогодняя елка. | Елка. Стр. 31 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать формировать умение детей делать фигурки в технике оригами, познакомить с новой базовой формой; развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Январь | 2 или 4 недели Зима. | Снежинка. Интернет. | Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом. |
Февраль | 1 неделя Звери зимой. | Зайчик. Стр. 43 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; вызвать желание использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. |
4 неделя | Самолет. Стр. 39 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | |
Март | 1 неделя Праздник мам. | Веер. Интернет. | Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз. |
4 неделя Народные игрушки | Курочка. Котик. интернет | Формировать умения детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. | |
Апрель | 1 неделя Весна. | Подснежник. Интернет. | Формировать умения детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
4 неделя Весенний праздник. | Ветреная мельница. Интернет. | Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; вызвать желание использовать готовые фигурки в самостоятельной деятельности. | |
Май | 3 неделя Скоро лето. | Бабочки и лягушки. Стр. 34 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. |
II год обучения, подготовительная к школе группа
Тема на год: «Театр оригами».
Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.
К концу второго года обучения дети могут:
-ориентироваться на листе бумаги
-знать названия, различать и применять в работе условные обозначения -оригами;
-знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
-работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
-добиваться конечного результата;
-самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
-уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
Учебно-тематическое планирование работы в подготовительной группе.
Месяц | Тема | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | «Встреча с Веселым Квадратом» - организационная встреча. Базовые формы. | Вспомнить с детьми, что такое оригами, условные обозначения и основные понятия, применяемые в оригами. Вспомнить базовые формы: книжка, треугольник, воздушный змей; выявить уровень способностей детей в изготовлении поделок в технике оригами. | Схемы, поделки, книга «оригами для начинающих». Схемы базовых форм; цветная бумага. |
Октябрь | Заяц Лягушка | Складывать бумагу по пунктирным линиям гармошкой. Складывать бумагу гармошкой по диагонали. | Бумага серого и белого цвета. Зеленая бумага. |
Ноябрь | Лиса. Медведь | Предложить детям изготовить фигуру лисы на основе базовой формы «треугольник»; формировать способность сгибать угол в форме клюва. Развивать детскую фантазию и воображение во время работы. | Оранжевая бумага. Коричневая бумага. |
Декабрь | Снежинки Открытка | На основе наглядных образов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги разной фактуры. Продолжать развивать способность делать композиции. | Белая бумага. Разноцветная бумага и цветные обрезки. |
Январь | Игрушки – забавы. | Создать радостное настроение; вспомнить способы складывания бумаги изученные раннее. | Разноцветная бумага и цветные обрезки. |
Февраль | Снеговик Открытка для папы. | Закреплять способность детей складывать базовые формы. Закреплять способность складывать фигуры катера и парохода; познакомить с приемом вытягивания, для придания объема. | Белая бумага. Цветные квадраты. |
Март | Открытка для мамы. Подснежники | Создать атмосферу праздника, закреплять способность детей в изготовлении цветов разными способами; продолжать формировать способность составлять композицию. Вспомнить базовую форму – книжка и прием вытягивания для создания объема. | Разноцветные квадраты. Белые и зеленые листы бумаги. |
Апрель | Ворон Маски для сказки. | Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции; закрепить последовательность складывания базовой формы – воздушный змей; вспомнить технику складывания бумаги для клюва. Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. | Черная бумага Цветные квадраты. |
Май | Звезда героя. Оформление выставки «Мир оригами» | Создать условия для самостоятельного подбора материала для изготовления поделки и использования ранее полученных способностей. Привлечь внимание родителей, воспитывать у детей чувство гордости и радости от выполненных работ. | Цветные квадраты и прямоугольники. Альбом. Цветные квадраты и прямоугольники. |
Заключение.
Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:
- у ребят вырос интерес к изготовлению игрушек и поделок из бумаги;
- дети получают простейшее представление о бумаге (фактура, форма, цвет);
- дети проявляют индивидуальность, воплощают свои замыслы в игре, ощущают радость от творчества;
- у детей развивается диалогическая и монологическая речь, при обыгрывании и рассказывании о своей поделке или игрушке.
Оригами – идеальный способ проведения досуга.
Список использованной литературы:
1. Е.Черенкова. Оригами для малышей:200 простейших моделей. - М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век,2011.
2. С.В.Соколова. Оригами для старших дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2010.
3.А.Гарматин. Оригами для начинающих. -Ростов н/Д: Владис,2009.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
5. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
6.Щеглова А.В. «Оригами. Самые красивые модели».- Ростов н/Д: Владис,2010.
7. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа старшей-подготовительной к школе группы.
Рабочая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, образовательной программы МДОУ – в соответствии с Фед...
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка
рабочая программа...
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка...
Рабочая программа старшей - подготовительной группы
Программа предназначена для работы в смешанной группе и охватывает все образовательные области работы с детьми по программе "От рождения до школы"...
Рабочая программа старше - подготовительной группы
Рабочая программа...
Рабочая программа старшей -подготовительной группы на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа старше-подготовительной группы по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"
Данная рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной) группы разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...