Статья: «Игры с правилами в жизни ребенка дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Екатерина Сергеевна Голубева

Игра - для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_pravilami_v_zhizni_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с правилами в жизни ребенка дошкольного возраста.

Что такое детская игра?

Игра — это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре [2, с.268].

Игра — добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия. Нельзя играть по принуждению [2, с. 268]. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному  участию

в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в  такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.

Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в

космосе, учить учеников в школе и т.п. [3, с.160-161].  Таким образом малыш, как указывал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения [3, с.163]. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее

содержание, научить детей способам полноценного общения. Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, Коле расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком - другое дело. Но крановщик - Ваня, а если он, Коля, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть?

Подобные нравственные коллизии часто возникают и в играх с правилами: Так на прогулке дети играют в подвижную игру «Ловишки». Лена дотронулась до убегающего от нее Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие «осаленные» водящим дети?

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Понаблюдаем, насколько выразительнее речь, мимика, движения ребенка в игре, чем в повседневной жизни! Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Почему детям важно научиться играть в игры с правилами?

В чем особенности игр с правилами?

Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша [3, с.164].

В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше. В образовательном процессе детского сада используются следующие виды игр с правилами:

- игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото,

гусёк);

- игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты,

подвижные игры соревновательного типа);

- игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или

физической компетентности (например, серсо, кегли, «Путаница»

и др.).

Какие существуют виды правил?

1. Нормативные правила (моральная справедливость: «Играть надо

честно») — формы жребия, очередность.

2. Собственно игровые правила (регламент действий участников).

3. Правила установления выигрыша («Тот, кто раньше всех... тот

выигрывает», «Кто больше всех… тот выигрывает») [2, c.270].

Как происходит освоение игр с правилами? В чем заключается роль воспитателя в организации игр с правилами?

Уже в 2,5–3 гола дети могут действовать в соответствии с простыми правилами, осуществлять действия по команде (например, игра «Добеги до флажка»), при этом воспитатель действует вместе с детьми.

На четвертом году жизни усложняется число выполняемых в игре действий и правил (например, сбивать кегли и вновь расставлять их), происходит разделение функций игроков (один догоняет — остальные убегают в играх «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль» и др.). В этом возрасте дети участвуют в играх по типу лото (аналог игр «на удачу») разного содержания, осваивают правила поочередного взаимодействия и выполнения заданных условий. Играя с детьми, воспитатель занимает позицию заинтересованного партнера и проводника.

На пятом году жизни у детей формируется представление о выигрыше. Наиболее подходящими для детей этого возраста становятся «игры на удачу» (лото, гусёк). Воспитатель участвует в таких играх как равноправный партнер, демонстрирующий заинтересованность в выигрыше, объясняет и повторяет правила по ходу игры (например, «Теперь первым ходит тот, кто выиграл»). Постепенно у детей складываются состязательные отношения и установка на выигрыш. Это способствует взаимной нормативной регуляции поведения — важной составляющей морального развития ребенка. Постепенно воспитатель переходит к играм, где элементы удачи сочетаются с требованиями к умственным и физическим способностям (например, летающие колпачки, серсо, кольцеброс и др.). На этом этапе дети используют готовые игровые правила.

На шестом году жизни у детей формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.  

В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.

В чем воспитательная ценность игр с правилами?

В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения — контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999) [2, с.273].

В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.

В чем значение игр с правилами для обучения детей дошкольного

возраста?

Игры с правилами могут выступать как дидактические игры, в которых кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например речевых. Так, систематизации детских представлений способствуют игры-лото («Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет, зреет» и пр.). Словесные игры типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство  воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб.: Детство-пресс, 2004
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013 — 464 с.
  3. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, пе...

статья "Игры и игрушки в жизне детей дошкольного возраста"

В статье подробно раскрыта тема, которую можно представить родителям в рамках "Школы ответственного родительства"...

Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» Автор Кафарова Фарида.

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»  В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохран...

Статья: «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – короткий, но крайне важный период становления личности. За этот период ребёнок приобретает фундаментальные (первоначальные) знания об окружающем мире, у него начинается скла...

Статья "Роль воспитателя в жизни ребенка дошкольного возраста"

Статья посвещена вопросам воспитания детей, а так же роли воспитателя в жизни ребенка....

Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

laquo;Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»  В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами...