Проект "Тропинкою добра"
проект (младшая, средняя, старшая группа)

Назаркина Светлана Анатольевна

Цель проекта: помочь ребенку стать "талантливым читателем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_tropinkoyu_dobra.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Тропинкою добра».

Слайд 2

Книга — это тот незаменимый инструмент, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, что накапливалась веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

Слайд 3

Мир художественного произведения — это во многом мир души его создателя. И воздействие на сердце читателя — в прямой зависимости от того, какого духа ее автор.

Слайд 4

Цель: помочь ребенку стать «талантливым читателем», то есть научить его постигать идейно-художественную сущность (смысл) произведения. Задачи: Формировать духовно-нравственную культуру через проникновение в глубину характеров персонажей и ситуаций художественных произведений. Ориентировать семью на совместное увлечение чтением книг. Обогатить словарь детей литературным языком художественных произведений. Программа рассчитана на возраст детей с трех до семи лет, поэтому состоит из четырех годичных циклов.

Слайд 6

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, то первые его тропинки-дорожки очень короткие. Для ребенка «здесь не комната большая, здесь огромная страна». Малыш познает ближайшее окружение. Он сам еще мал, как маковое зернышко. Но очень важно в это время посеять в его душе зернышко доброты, ласки, жалости, любви, чтобы именно с добрыми чувствами начинал он свой путь в неизведанный, притягательный мир. 3-4 года

Слайд 7

Месяц Тема Содержание темы Воспитательные концепты Выход на социум Сентябрь « Аленушкины растушечки-потягушечки » (по произведениям Е.Благиной ) 1. «Кукольный сундучок» (игра) 2. «А у нас есть девочка, звать ее Аленушка ...» 3. «Мы не ляжем рано спать, дочку надобно купать...» 4. «Колыбельная для Аленушки » 1. Воспитывать бережное отношение к образу человека. 2. Формировать заботливое отношение к малышу. 3. Продолжать развивать чувства заботливости, ласки. 4. Учит использовать в общении с малышом фольклорные формы. «Аленушкины именины» Октябрь «Сказочные дитятки» 1. Чтение русской народной сказки « Липунюшка ». 2. Просмотр м/ ф «Снегурочка» 3. Кукольный театр « Терешечка » 4. « Дюймовочка » Дидактическая игра «А как же мама?» 1. Передать желание героев пестовать деток, в свою очередь дождаться заботы от них. 2. Показать полноту семейной жизни с детьми, радость родительства . 3. Помочь понять, что и малыш может участвовать во взрослых делах. 4. Обратить внимание детей на материнскую заботу и любовь. Ноябрь «Никиткины игрушки — дружки и подружки» по произведениям М.Яснова) 1. «Мой тигренок» 2. « Горести-печалести » 3. «Ночная лошадка» 4. «Короткие сапожки» 1. Реализовывать заботу о ближних в играх. 2. Формировать культуру общения. 3. Развивать эмоциональную сферу ребенка. 4. Обогащать игровую деятельность. Цикл «Маковое зернышко» (три-четыре года)

Слайд 8

Декабрь « Матрешкины посиделки» 1. «В этой молодице прячутся сестрицы» 2. «Кто работать, кто плясать, кто сестрице помогать» 3. «На лавочке посидим, попоем, поговорим» 4. «Мы — матрешки, мы — сестрички, расписные невелички. 1. Познакомить с игрушкой. 2. Учить видеть красоту, самобытность, характер. 3. Развивать коммуникабельность, сердечность в отношениях друг с другом. 4. Передать русский характер матрешки (задор, женственность, трудолюбие, праздничность). Роспись матрешек в подарок родным Январь «Машенькина семейка» 1. «Машенька обедает» (инсценировка) 2. «Про девочку, которая нашла своего Мишку» С.Черный 3. Чтение отрывков из рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» 4. Заучивание стихотворения Я.Акима «Мой брат Миша» 1. Формировать уютную домашнюю атмосферу семейного общения. 2. Учить устанавливать лад в семье, общаясь ласково с родными. 3. Использовать в речи вежливые слова. 4. Учить принимать на себя обязанность о ком-то заботиться. Февраль «Аленушкины сказки» (по сказкам Д.Н.Мамина-Сибиряка) 1. «Сказка про славного царя Гороха» 2. «Сказочка про козявочку » 3. «Сказка про Воробья Воробеича , Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» 4. «Пора спать» 1. Передать доброту, смирение и любовь к ближним царевны Горошинки. 2. Развивать понимание того, что Божий мир общий, в нем живут разные существа. 3. Воспитывать отзывчивость, дружелюбие. 4. Раскрыть детям добрый, ласковый мир Аленушки , ее любовь ко всему живому. Литературный утренник «Добрые сказки не только для Аленушки »

Слайд 9

Март «Егоркины поговорки» 1. «При солнышке тепло, при матушке — добро» 2. «Маленькое дело лучше большого безделья». Чтение «Сладкий труд» 3. «Сядем рядком да поговорим ладком» 4. «Доброе дело само себя хвалит» 1. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любовь, благодарность, желание радовать, а не огорчать. 2. Воспитывать уважение к труду. 3. Учить детей общаться, проявлять интерес друг к другу. 4. Воспитывать скромность и трудолюбие. Апрель «Песенки и шутки для милой Дашутки » (по сказкам К.Чуковского) 1. «Муха-цокотуха» К.Чуковский 2. Инсценировка русской народной песни «А я по лугу...» 3. «Путаница» К.Чуковский 4. «Радость» К.Чуковский 1. Передать ощущение праздника, счастья, победы добра над злом. 2. Связать сюжет сказки с сюжетом песни. 3. Развивать чувство юмора, понимания целесообразности поведения каждого существа. 4. Вызвать чувство восторга, радости, преображающей мир. Литературный праздник «Рада, рада детвора...» Май «Книжки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» 1. Сказки-малютки Г.Цыферова («Лосенок», «Бегемот», «Лисенок») 2. «Необычные игрушки» (по сюжету сказок «Пароход», «Муравьишкин кораблик», «Подъемный кран» Г.Цыферова) 3. Путешествие в Читай-городок 1. Закрепить эмоционально-положительный отклик в душе ребенка. 2. Учить видеть необычное в обычном, обогатить нравственным содержанием сюжеты игр. 3. Реализовывать положительные качества души в игровых проблемных ситуациях. Развлечение «Это я, это я, это вся моя семья» («Читаем вместе»)

Слайд 10

Старинное название будит воображение: представляется семья, где у очага, камелька, печки, камина собираются и стар, и мал послушать сказки. Особая атмосфера близости и душевного расположения друг к другу сплачивает всех в едином чувстве, это атмосфера семейного чтения. 4-5 лет

Слайд 11

Месяц Тема Содержание темы Воспитательные концепты Выход на социум Сентябрь «Мамино сердечко» 1. Чтение. «Как стать большим» Г.Цыферов 2. «Белая уточка» (русская народная сказка) 3. «Два клена» Е.Шварц 4. «Бузинная матушка» Г.Х.Андерсен 1. Вызвать желание порадовать маму каким-нибудь делом. 2. Помочь увидеть разницу личного и материнского горя. 3. Показать самоотверженность матери ради сыновей. 4. Передать силу материнской любви, возрождающей ее дитя. Октябрь «Папа и я — верные друзья» 1. «Хороший день» С.Маршак 2. «Умная дочка» русская народная сказка 3. «Аленький цветочек» С.Аксаков 4. «Янтарный мундштук» И. Дик 1. Передать ощущение семейного счастья, любви. 2. Формировать чувство дочерней, сыновней любви. 3. Учить брать на себя ответственность за свои поступки. Ноябрь «Вместе дочка и сынок посадили ясенек» 1. «Дети в роще» К.Ушинский 2. «Как рубашка в поле выросла» К.Ушинский 3. «Глиняный сынок» русская народная сказка 4. «Маркел-самодел и его дети» Е.Пермяк 1. Помочь детям задуматься о своем отношении к родным людям. 2. Показывать любовь и заботу в делах. 3. Учить видеть смысл в своих поступках и поступках других. Цикл «У камелька» (четыре-пять лет)

Слайд 12

Декабрь « Родные-неродные , все детки дорогие» 1. «Добрый дедушка» Р.А. Балакшин 2. « Безручка » русская народная сказка 3. «Подменыш» С Лагерлеф 4. «Сокровище сердца» ( По рассказу из «Луга Духовного» блаженного Иоанна Мосха ) 1. Воспитывать умение не отчаиваться в трудной ситуации. 2. Руководствоваться чувством любви в беде. 3. Быть благодарным за доброту сердца. Январь «А не знаешь о том и не ведаешь, как живется сиротке без матери…» 1. «Морозко» русская народная сказка 2. «Двенадцать месяцев» С.Маршак 3. «Крошечка-Хаврошечка» русская народная сказка 4. «Василиса Прекрасная» русская народная сказка 1. Показать смирение героинь сказок, заботу и любовь к их обидчикам. 2. Показать помощь природы добрым девицам. 3. Помочь детям понять настоящую доброту сердца. « Добрым людям добрый вечер...» (выставка рисунков детей по русским народным сказкам) Февраль «Милые девицы — добрые сестрицы» 1. «Дикие лебеди» Г.Х.Андерсен 2. «Снежная королева» Г.Х.Андерсен 3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка 4. «Гуси-лебеди» русская народная сказка 1. Развивать чувство единства братьев и сестер, ответственности друг за друга, взаимопомощи. 2. Показать самоотверженность, желание помочь.

Слайд 13

Март «Братья-соколы на подвиги сильны» 1. «Старший брат» Нечаев 2. « Катигорошек » украинская народная сказка 3. « Молодильные яблоки» русская народная сказка 4. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях...» Л.Толстой 1. Формировать чувство братской любви, заботы друг о друге, прощении обид. 2. Помочь понять детям глубинные мотивы поступков главных героев. Апрель «Бабушкины сказки, дедовы побаски» 1. «Дедушкин характер» Е.Пермяк 2. « Синюшкин колодец» П.Бажов 3. «Внучек Ваня» Л.Воронкова 4. «Бабушкины дела» Л.Воронкова 1. Обратить внимание детей на преемственность поколений в семье. 2. Уважение к старости, почитание. 3. Показать, как трудолюбие, доброта взрослых отражаются в жизни детей. Май «Живите дружно — не будет грузно» 1. «Три дочери» ( сказка) 2. «Подарки феи» Ш.Перро 3. «Солнечный денек» Л.Воронкова 4. «Денискины рассказы» В.Драгунский 1. Подвести детей к пониманию «дочерний долг». 2. Передать ощущение красоты человеческих отношений и окружающего мира, домашнего тепла. Семейный досуг «Самые родные»

Слайд 14

Ребенок начинает осознанно стремиться к дружбе, его интересы начинают выходить за порог дома, за пределы семьи. Маленький человечек начинает строить отношения со сверстниками. Начинают образовываться стабильные микрогруппы. Если дружат двое детей, то сдруживаются и семьи. Ходят дети друг к другу в гости, родители организуют общие мероприятия, по очереди возят обоих детей в кружки. И сохранить эту дружбу помогают книги, в которых герои учатся дружить, показывают примеры верности, взаимовыручки, жертвенности и т.п. 5-6 лет

Слайд 15

Месяц Тема Содержание темы Воспитательные концепты Выход на социум Сентябрь «Про добрую девочку Настеньку» (по книге Е.Боровика «Настенька») 1. «Новенький» 2. «Сказка» 3. «Сандалия» 4. «Настроение» 1. Учить видеть чувства другого 2. Разрешать проблемную ситуацию с помощью добрых дел. 3. Быть благодарным другу за внимание. 4. Делать добро, даже если трудно. Октябрь «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия» (по произведению Р.Погодина) 1. «Я пришел подарить конфету» 2. «Приходи ко мне любоваться» 3. «Еще немного терпения» 4. «Что ты с гордостью добавишь?» 1. Открыть радость служения друг другу. 2. Развивать стремление к познанию Божьего мира. 3. Учить открывать достоинства своего друга. 4. Приходить на помощь друг другу. Спектакль для ясельной группы «Как жеребенок Миша стал Мишей Речкиным» Ноябрь «Про то, как гном Хербе приобрел друга» (по произведению О.Пройслера «Хербе-Большая Шляпа») 1. «Как прекрасен мир» 2. «Кто ты, собственно говоря?» 3. «Что такое хлеб?» 4. «Спиной к спине» 1. Пробуждать в ребенке умение сострадать. 2. Развивать стремление понять другого. 3. Испытывать потребность делать добро. 4. Уметь находить то, что сближает. Цикл «Если добрый ты...» (пять-шесть лет)

Слайд 16

Декабрь «Рождество для других» (по произведению Т.Янссон «Ель») 1. «Пробуждение» 2. «Зачем нужна елка?» 3. «Платье для елки» 4. «А рождество веселое?» 1. Формировать спокойное отношение к неизвестному. 2. Уметь увидеть необычное в обычном. 3. Уметь поделиться самым дорогим с другим существом. 4. Передать ощущение лиричности праздника. «Птичье рождество» (нарядить елку для птиц: повесить кормушки и развесить угощение) Январь «Друг умеет меня слушать, другу я открою душу» (по стихам Я.Акима) 1. «Друг» 2. «Пишу тебе письмо» 3. «Твой друг» 4. «Лисенок» 1. Учить беречь дружбу. 2. Формировать умение поддерживать дружбу даже на расстоянии. 3. Определять добрые и злые поступки. 4. Быть открытым миру и добру. Февраль «Ребята с нашего двора» (по рассказам и сказкам Н.Носова) 1. «Фантазеры» 2. «Мишкина каша» 3. «Веселая семейка» 4. «Незнайкины друзья» 1. Учить отличать фантазию от обмана. 2. Поддерживать друга при неудачах. 3. Показать увлеченность ребят новым делом, их решимость доводить дело до конца, несмотря на ошибки.

Слайд 17

Март «Чтобы мысли росли в голове...» (по стихам А.Барто) 1. «Он был совсем один» 2. «Иду по улице» 3. «Не согласна» 4. «Я выросла» 1. Вызвать желание заботиться о беззащитных существах. 2. Учиться управлять своими желаниями. 3. Уметь отстаивать свою дружбу. 4. Развивать щедрость, умение отказать себе в чем-то ради другого. Апрель «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит...» (по произведениям И.Токмаковой) 1. «История дружбы Ростика и Кеши» 2. «Аля и ее друзья — буквы» 3. «Лучше нету, чем прибавить...» 4. «Деревья — добрые друзья» 1. Формировать чувство ответственности. 2. Вызвать стремление помогать в беде. 3. Развивать умение быть бескорыстным. 4. Относиться к природе с заботой и любовью. Май «Быть достойным дружбы» (по сказке А.Линдгрен «Мио, мой Мио») 1. Невеселая жизнь Боссе. 2. Встречи в Стране Дальней. 3. Счастье с тенью беды. 4. На бой с рыцарем Като. 1. Учить видеть в родителях любящих друзей. 2. Стараться жертвовать собой ради друга. 3. Учить мужественно преодолевать невзгоды. 4. Вызвать желание противостоять злу. Литературный вечер «Дружба — ценный клад, ему каждых рад»

Слайд 18

6-7 лет Последний год дошкольника в детском саду. Какие же ростки дало в его душе то маковое зернышко, которое было посеяно в самом начале дошкольной жизни? Помогут это понять те произведения, в сюжете которых лежит проблема, требующая от читателя своего личного отношения, нравственной оценки.

Слайд 19

Цикл «Сад моей души» (шесть-семь лет) Месяц Тема Содержание темы Воспитательные концепты Выход на социум Сентябрь «Удивительные вопросы» (по произведению Д.Родари ) 1. «Почему я — это я?» 2. . «Почему песенка не может быть только моей?» 3. «Почему мама должна каждый день ходить на работу?» 4. «Почему надо учиться?» 1. Подвести детей к процессу осознания себя. 2. Показать радость единения людей. 3. Развивать интерес к познанию мира. Октябрь «Три «почему?» (по рассказам В.Осеевой) 1. «Почему?» 2. «Печенье» 3. «Сыновья» 4. «Просто старушка» 1. Развивать чувство сопереживания, сострадания. 2. Учить приходить человеку на помощь. 3. Заботиться о ближних. 4. Заботиться о близких и других людях, нуждающихся во внимании. Инсценировка рассказа «Сыновья» Ноябрь «Алешкины мысли» (Р.Рождественский) 1. «Плохое настроение» 2. «Мамино плечо» 3. «Удивление» 4. «А я опять один сижу...» 1. Находить поддержку близких. 2. Понимать, что от плохих чувств надо избавляться. 3. Вызвать познавательный интерес.

Слайд 20

Декабрь «Я не знаю, за что полюбил этот дом...» 1. С.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом» 2. Я.Аким «Песенка в лесу» 3. Я.Аким «Наш дом» 4. « Павлуша-Перекати поле» Т. Шорохова 1. Воспитывать уважение к дому, земле, где живет человек. 2. Дать понимание неразрывной связи с родиной, традициями, без которых человек перестает быть человеком. Январь «А мне какое дело?» (по сказочной истории Х.Бергстедта) 1. «Наводнение» 2. «В холодном лесу» 3. «Грустный обед» 4. «Уход из города» 1. Вызвать сочувствие к людям, попавшим в беду, желание им помочь. 2. Показать ценность человеческих отношений. 3. Развивать понимание приоритета нравственных ценностей. Февраль «Витязь на распутье» (по русским былинам) 1. «Первая поездка Ильи-Муромца» 2. «Вторая поездка Ильи-Муромца» 3. «Третья поездка Ильи-Муромца» 4. Викторина «А что бы выбрал ты?» 1. Показать, что человек в своей жизни всегда стоит перед выбором. 2. Продолжать развивать ценностно-смысловую сферу личности ребенка. Проект «Богатыри и добры молодцы»

Слайд 21

Март «Откуда смелость берется?» (по сказкам Телешова ) 1. «Зоренька и гусляры» 2. «Страшный обычай» 3. «Смелость гусляра» 4. « Крупеничка » 1. Помочь детям соотнести «смелость» с «любовью» (к девушке, людям, родине) 2. Довести до сознания детей замысел: любовь и преданность помогают преодолеть любые испытания. Апрель «Что такое красота?» 1. «Царевна Клюковка» Т.Шорохова 2. «Девица-поляница» Т.Шорохова 3. «Смирение царевны» 4. «Жаба» Р.Погодин 1. Помочь детям понять мотивы поступков героев. 2. Научить видеть духовную красоту в людях и в окружающей природе. Май «Как отыскать в себе лучшего человека?» (по сказке Я.Акима «Учитель Так-Так и его разноцветная школа») 1. «Пять» за внимание» 2. «Ночь полна неожиданностей» 3. «Слушать и откликаться» 4. «Они не терпят лжи» 1. Формировать чувство дружеской поддержки. 2. Развивать видение положительных черт характера в других людях. 3. Проявлять чуткость, внимание, отзывчивость. 4. Анализировать свои поступки. «Мой любимый герой» (игра-викторина с участием родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...

Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"

Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....

Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».

Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...