Совместная деятельность "Всех люблю на свете я! Это Родина моя!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseh_lyublyu_na_sveteyaeto_rodina_moya.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.
Задачи:
обучающие:
- формировать у детей познавательный интерес к истории других народов мира, рас, их жилища, их культуры;
- познакомить с понятием «толерантность»;
воспитательные:
- воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей, расы вне зависимости от социального происхождения;
- доброжелательное отношение к традициям обычаям людей другой национальности;
- положительные эмоции в процессе ознакомления детей с культурой народов мира;
- эмоциональный интерес к слушанию стихов, выражать свои эмоции.
развивающие:
- развивать представление о планете Земля и жизни людей на планете, умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие
-Социально-коммуникативное развитие
-Речевое развитие
-Физическое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, разучивание народных подвижных игр.
Материал и оборудование:
-мультимедийный проектор;
-презентации: «Россия»;
-глобус;
- карта;
- аудиозапись песни «Дружба»
- картинки «Народы России», «Мы живём в России».
ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Вступление.
Воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.
Песня «Солнечный круг».
- Давайте посмотрим на гостей, и улыбнемся им своей самой доброй улыбкой.
-А теперь закроем глаза, возьмёмся за руки и не опуская рук, вытянем их вперед к центру круга. Представьте себе, что каждый из вас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром. Потому что все мы вместе – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и ни какие тучи не смогут нас разъединить!
-Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. (рассаживаются дети на стулья)
Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету Ведь другой похожей нету!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?
Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.
Воспитатель: Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать.
Дети: Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.
Воспитатель: А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?
Дети: На карте.
Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: ( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна )
Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя страна): Родина – это то место, где мы живём.
Воспитатель: Ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия.
Воспитатель: А кто из вас слышал слово «толерантность»? А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)
В переводе с французского оно означает отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.
А в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия. А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
2.Основная часть.
На экране появляется фея цветов.
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? ( Фею цветов)
Фея: Здравствуйте, дети! Я-Фея Цветов Анель., добрая и веселая волшебница. Цветы растут, раскрывают свои прекрасные лепестки, радуют своей красотой. А я слежу за всеми цветами на планете Земля. Так как у меня много дел накопилось и нужно успеть их доделать до окончания лета,у меня совсем нет времени ,чтобы лучше узнать о народах ,которые проживают на планете Земля. У меня очень много разных, красивых цветов, но есть среди них и волшебный. Это цветик –четырёхцветик. С его помощью, можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать лепесток и произнести волшебные слова:
«В цветнике цветут цветы, поиграем с ними мы»
Я подарю его вам,если вы мне пообещаете ,что расскажете что-нибудь увлекательное о народах России.
Воспитатель: Расскажем о своей Родине,ребята?(да,расскажем)
(дети проговаривают волшебные слова, воспитатель отрывает лепесток от волшебного цветка, дети закрывают глаза и кружатся).
Слайд№1 с изображением Восточной Сибири.
Воспитатель:Как же тут холодно!Ребята,как вы думаете,куда же мы попали? (Ответы детей). Согласна с вами,мы оказались на Сибири. Даже в таких условиях проживают люди.А как называют жителей?(россияне, сибиряки)
Читаю стихотворение бурятского поэта Цыден-Жап Жимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина:
Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал русский на коне.
«Сайнбайну-у!» - прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомым другом разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у обоих не было родни!
- Как по-бурятски «Здравствуйте»?
Обращаю внимание на стол, где стоят плоскостные куклы в одежде, расписанной в традиционном народном стиле бурятов, эвенков – всего попарно по количеству детей:
- Подойдем поближе, поздороваемся по-русски, а теперь по-бурятски. Рассмотрите их внимательно, возьмите одного и найдите пару. Расскажите, что общего в костюмах, и чем они отличаются. Назовите, к какой национальности принадлежат.
Дети объединяются в пары по отличительным признакам в элементах орнаментов одежды кукол.Задание: Рассказать, почему образовали именно эту пару, назвать национальную принадлежность кукол.
Воспитатель: Вспомните, какие жилища у коренных народов Сибири? Поселите их в жилища и расскажите, как они называются. Интересно было бы узнать, из чего их строили и почему у бурятов и эвенков были такие дома?
Дети расселяют кукол-эвенков в чум, кукол-бурят в юрту. Таким образом,объединяются в компании у макетов-жилищ. Задание компаниям: рассказать все, что знают, о жилищах кочевых народов Сибири.1 компания – о чуме, 2 компания – о юрте.
Предполагаемые ответы детей дополняю и обобщаю: Буряты живут в круглых как цилиндр юртах, строят их из жердей и покрывают войлоком, шкурами животных – овец, оленей. Эвенки строили из жердей чумы, похожие на конус, и покрывали их ровдугой (вываренными шкурами зверей) или тисой (корой березы или сосны). Коренные народы Сибири вели и сейчас некоторые из них ведут кочевой образ жизни, поэтому живут в чумах и юртах, которые легко собирать, разобрать и перевезти на новое место.
Воспитатель: Ребята,как вы думаете, почему они так часто переезжали? И чем они занимались? Чтобы узнать это, возьмите картинки.
На картинках-схемах изображены предметы, символизирующие род деятельности кочевников: лук и стрелы, ружье – охотничий промысел; лодка на реке – рыболовство; олени и люди с арканами – оленеводство; шкура на каркасе – выделка для шитья одежды и обтягивания чума; предметы быта – ведение домашнего хозяйства; корзинка с грибами и ягодами – сбор и заготовка ягод и грибов; и т.д.Задание: объединиться в две компании по признаку на картинках – мужская и женская работа и рассказать о разделении труда кочевых народов.1 компания рассказывает о мужской деятельности – охоте, оленеводстве, рыболовстве – о том, что они – добытчики, а 2 компания о том, как женщины выполняют бытовую работу, воспитывают детей.
Воспитатель:Хорошо, вы много рассказали о том, чем занимались трудолюбивые народы Сибири. Но у них была своя культура и обычаи, многие из них дошли и до наших времен. Народы Сибири умели не только хорошо трудиться и обеспечивать себя самыми необходимыми вещами, но и слагали песни, сказки и легенды, играли и веселились. Познакомимся с одной из игр.
Игра «Белый шаман» - с бубном
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – ведущий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный ведущим.Правила игры.Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Воспитатель:Загостились мы в что-то, пора прощаться с гостеприимной землей. Какими словами можно проститься?Скажем до свиданья по-бурятски: «Баяртай!» и по-эвенкийски: «Аят бикэллу!»
Воспитатель:Что-то я уже замерзла. Дети,а давайте отправимся в теплые края нашей необъятной Родины.Где же наш цветок? Отрываем лепесток и произносим волщебные слова : ««В цветнике цветут цветы, поиграем с ними мы» .
(дети проговаривают волшебные слова, воспитатель отрывает лепесток от волшебного цветка, дети закрывают глаза и кружатся).
Слайд№7 с изображением Кавказа
Воспитатель: Ребята,куда же мы попали? Северный Кавказ -это часть нашей огромной великой Родины -России. На Кавказе живет много людей разных национальностей. Скажите, а какие национальности вы знаете? На Юге края, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Это – Кавказские горы. Здесь живут горские народы: осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, и всего более 50-ти национальностей.Давайте с вами поиграем в игру «Кто где живет?»
В республике Осетия живут - …………, в Карачаево-Черкесской республике живут - ………, в Дагестане живут - …………, в Кабардино-Балкарской республике живут - …………..,в Чеченской республике живут - ……., в республике Адыгея живут - ………., в Ставропольском крае живут - …………..
Вот сколько много республик находится на территории Северного Кавказа, и в них живут люди разных национальностей. А самый главный народ во всех республиках – это дети. Посмотрите, какой хоровод дружбы между детьми разных национальностей у нас получился..Мы попали в гости к горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.
Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:
Эти горы далеко,
К ним добраться нелегко:
Через горы и овраги
(Ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги
(Прыжки на двух ногах)
Под еловыми кустами
(В полуприсяде)
Да сосновыми мостами
(Приставным шагом)
Вот и горы впереди –
Выходи и погляди!
Воспитатель: Мы находимся в горах Северного Кавказа. Давайте присядем, отдохнём. А вот и местные жители! Природа этих мест красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе. Хлеба у горцев частенько не хватало,поэтому они очень бережно относились к нему.Кавказский хлеб называется –лаваш.
А сейчас подойдите поближе и рассмотрите кавказские костюмы.
Воспитатель: Традиционная мужская одежда – это, прежде всего, всем известная черкеска, гордость и своеобразный символ народа.Скроена она таким образом, чтобы выгодно подчеркнуть мужские широкие плечи и узкую талию. По обеим сторонам груди нашиваются небольшие карманы, в которых вставляются герметично закрытые цилиндрические емкости, “газыри”, изначально предназначенные для хранения пороха, зарядов для огнестрельного оружия. Женщины носили “платье-тунику” — длинные приталенные платья с расклешенной юбкой и с рукавами до локтя, под рукава надевались украшенные вышивкой нарукавники. На талию надевался широкий матерчатый пояс, который спускался вдоль юбки широкими лентами и был расшит бисером, золотой тесьмой или жемчугом. Посмотрите, как красиво смотрятся эти традиционные кавказские наряды! какие красивые узоры вышивали и ткали прабабушки. Вышивка не только украшала одежду, люди верили, что узоры защитят человека от беды. Узоры украшали рубаху мужчину - воина. Ведь история Кавказа – это история почти непрерывных войн народов, населяющих край. Веками здесь складывался культ коня, оружия, воина – всадника джигита.
Игра «Угадай жителей Северного Кавказа».На столе выложены фигурки с изображением разных народов России. Задание :выбрать фигурки с изображением народов Северного Кавказа. Рассказать,почему выбрали эти их.
Воспитатель:Спасибо за игру. Теперь отправляемся выше в горы,там расположены пастбища,на которых пасут овец.(слайд)
Релаксация. Звучит композиция «Одинокий пастух».
Воспитатель:Давайте,дети сядем на луг и послушаем музыку гор.Что вы представляли,когда слушали эту музыку?Какая она по характеру? А дети Кавказа дюбят очень играть в игру «Пастух и стадо».Давайте выберем пастуха.
Кто пастух кричит тебе :бе-бе-бе
На овец наводит страх?
Волк в горах.
Кто прогонит волка вон?
Ну,конечно,это он.
Цель. Закрепить умение перепрыгивать через препятствие,быстро ориентироваться в пространстве. Развивать слуховое восприятие.
Ход игры. На одной стороне площадки с помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня.
Из числа играющих выбирается пастух. Остальные – овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел».
Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?»
Каждый раз пастух называет какое-либо (число до 10).
Овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.
Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?». Все овцы отзываются: «Бе, бе, бе…» - потом замолкают.
Пастух начинает искать овец – идет на их голоса, овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого-нибудь, он говорит: «овечка, овечка кто ты?». Овечка отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто-нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место.
Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» - и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становиться овечкой, а овечка – пастухом.
Воспитатель: Кавказские народы славятся своим гостеприимством. Когда они первый раз приходят в гости, то всегда дарят хозяевам подарок. Старинное кавказское изречение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю!»
3.Заключение.
Воспитатель:Что-то мы с вами задержались,давайте возвращаться обратно.Ну,что же вам больше всего запомнилось?Понравилось путешествие? После сегодняшнего разговора, я поняла, что вы много знаете о нашей стране и нам есть, что рассказать о нашей Родине нашей Фее Цветов .А давайте, в память о нашем путешествии, мы с вами сделаем коллективную работу и будем помнить какими качествами должен обладать толерантный человек.
Звучит песня «Дети всей земли».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад ¹ 14 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей
на тему:
«Всех люблю на свете я! Это Родина моя!»
Технологии: интегрированное занятие,диалог, обучение общению, ИКТ, технология коллективного способа обучения, развитие исследовательских умений. Здоровьесберегающие технологии (физминутка, подвижные игры)
Воспитатель: Шукурова Камила Назимовна
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группена тему: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»...
Конспект НОД в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.Моя Родина- Россия»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методическо...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи: 1.Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным ...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Конспект направлен на ознакомление детей с картой и символикой России; активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, ч...
Конспект занятия «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Конспект занятия «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»...