Проект "Скоро в школу"
проект (старшая группа)

Бахарева Татьяна Анатольевна

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx262.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 25

Проект
«Скоро в школу мы пойдём»

Старший дошкольный возраст

г. Верхний Тагил, 2017 год

Актуальность:

        Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

        Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ.  Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».  Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.

        Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.

        Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

        Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем».  Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Новизна:

        Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Вид проекта:

        Информационно-практико-ориентированный, групповой.

Цель проекта:

        воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.


http://schu2016.mskobr.ru/images/3%281%29.jpg

Задачи:

  • Знакомство детей со школой и профессией учителя;
  • Создание положительной мотивации к учению;
  • Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы с пословицами, загадками и стихами, художественная литература по теме);
  • Разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров, круглых столов, устных журналов.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
  • Облегчение процесса социально-психологической адаптации к школе;
  • Формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
  • Доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.

Для родителей:

  • Информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
  • Владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
  • Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.

Главные идеи проекта:

        Приведение в систему работы по данной проблеме, повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе, разнообразие форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Основные проблемы (с которыми дети могут столкнуться в школе):

  • Смена режима дня и питания;
  • Непривычно высокий уровень шума на перемене;
  • Увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
  • Смена стиля общения с взрослыми;
  • Необходимость организовать свое рабочее место за партой;
  • Требования правильно реагировать на звонки с урока или на урок, следовать правилам проведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;
  • Необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
  • Возможный неуспех в деятельности;
  • Увеличение объема в интеллектуальной нагрузке.

        Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей

учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе.  Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах.  Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.

        Результаты теста «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания.  Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.

Педагогические принципы:

  • Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе;
  • Научно-обоснованные сочетания разных видов деятельности (игры, труд, занятия);
  • Единства содержания форм и методов работы;
  • Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе;
  • Сотрудничество детей, педагогов и родителей;
  • Доступность;
  • Системность и последовательность.

Условия по воспитанию положительного отношения к школе:

  • Наличие чётких представлений о школе и формах школьного поведения;
  • Заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
  • Наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в итоге формирует положительное отношение к школе.

Участники проекта:

  • дети подготовительной к школе группы,
  • родители,
  • педагоги.

Сроки реализации проекта: 

        долгосрочный (сентябрь 2017г. — май 2018г.).

Виды деятельности:

1.  Игровая.

2.  Коммуникативная.

3.  Познавательно-исследовательская.

4.  Восприятие художественной литературы и фольклора.

5.  Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

6.  Конструирование из разного материала.

7.   Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

8.  Музыкальная.

9.  Двигательная.

Механизмы отслеживания результатов: 

анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование.

Продукт проекта:

Для детей:

-Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;

-Творческие сочинения «Школа, в которой я буду учиться»;

-Создание альбома «Что мне в школе пригодиться».

Для родителей:

-Результаты анкетирования «Скоро в школу»;

-Совместные с детьми сочинения «Школа, в которой я буду учиться».

Планирование работы с родителями:

Анкетирование «Как вы готовите ребенка к школе? », «Как помочь учиться».

•Родительские собрания «Готовим детей к школе», «Как готовы дети к школе»

•Консультации «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Как выбрать школу?», «Навыки первоклассника», «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации».

•Беседа с родителями «Развиваем волевые качества будущего школьника»

•Презентации «Первый раз, в первый класс», «Развиваем мелкую моторику»

•Обогащение предметно-развивающей среды в группе изготовление атрибутов к с/р игре «Школа», обшивание кукол- школьниц, изготовление кукольных парт, подборка иллюстраций о школе, дидактических игр, настольно- печатных игр.

•Круглый стол «Раннее обучение чтению - потребность, необходимость или дань моде?

•Встреча с учителями начальных классов «Родители первоклассников».

•Фотовыставка «Наши папы и мамы тоже были первоклашками»

•Папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу».

•Памятки в родительский уголок «Советы родителям будущих первоклассников», «Как привить любовь к чтению».

•Информационный стенд «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе».


Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (поисковый)

(сентябрь-октябрь 2017г.)

Основные цели и задачи:

  • Выявить мотивы и отношение детей и их родителей к школе.
  • Определить формы поведения, характеризующие положительное отношение к ней.
  • Развивать произвольность и внимание у детей старшего дошкольного возраста.
  • Ориентировать родителей на диалоговое общение.

Основное содержание:

  • Проведение мониторинга среди детей подготовительной группы.
  • Определение состояния эмоционально-личностного развития старших дошкольников.
  • Установление доверительных отношений между педагогами и родителями.
  • Анализ родителями уровня собственной готовности к обучению ребенка в школе.

Методы и формы реализации:

  • Рисунки детей «Каким я представляю себя в школе».
  • Анкетирование родителей «Как вы готовите ребенка к школе?»
  • Встреча с психологом «Как реагировать на неудачи ребенка в школе?»
  • Оформление фотовыставки для родителей «Дети на занятиях и в свободное время»
  • Конкурс проектов «Моя (й) мама (папа) идет в 1 класс» (совместно с детьми).

Познавательно - исследовательская деятельность:

  • Экскурсия «Знакомство будущих первоклассников со школой», школьную библиотеку, «Какие помещения могут быть в школе? »

(Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие)

Коммуникативная деятельность:

  • Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей.
  • Тесты: «Что я знаю о школе? », «Хочу ли я в школу?
  • Беседы: «Что такое школа», «Кто работает в школе», «Чем школа отличается от детского сада», «Смогу ли я учиться в школе? » (Познавательное развитие, речевое развитие)

Восприятие художественной литературы и фольклора:

  • Чтение С. Маршак «Первое сентября», Э. Мошковская «Мы играем в школу», А. Барто «В школу», В Драгунский «Где это видано, где это слыхано».
  • Вечер загадок «Скоро в школу». (Познавательное развитие, речевое развитие)
  1. Основной этап

(ноябрь 2014г. - апрель 2015г.)

Основные цели и задачи:

  • Организовать сотворчество детей, родителей и педагогов детского сада.

Основное содержание:

  • Использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями, воспитание положительного отношения к школе.
  • Обогащение сферы межличностных отношений между родителями и детьми.
  • Трансляция родителям психолого-педагогических знаний.
  • Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников.
  • Формирование активной позиции родителя в отношении воспитания собственного ребенка.

Методы и формы реализации:

  • Анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе».
  • Подведение итогов конкурса проектов «Моя (й) мама (папа) идет в 1 класс».
  • Круглый стол «Роль игры в формировании личности старшего дошкольника (мини-вопросы — мини-ответы).
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «В школу».
  • Дискуссия с учителем начальных классов «На пороге школьной жизни».
  • Семинар — практикум педагога-психолога «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».
  • Папка — ширма «Художественная литература о школе».
  • Оформление путеводителя для семьи «Слово ласковое — мастер дивных дел» (подборка пословиц и поговорок, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда).
  • Выставка на тему «Это нужно для школы».

Игровая деятельность: 

Сюжетно-ролевые игры: «Школа» (Помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь и овладеть необходимым опытом.  В игре формируется умение пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым.  Ребёнок активно осваивает мир вещей (познавательную и предметную практическую деятельность) и мир людей (нормы человеческих взаимоотношений).  Все это необходимо первокласснику.)  «Я - учитель», «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики», «Магазин школьных принадлежностей»;

  • Д/игры: «Собери портфель в школу», «Что возьмем в школу», «Первоклассник».
  • Настольно – печатные игры школьной тематики: «Скоро в школу», «Расшифруй слова», «Слоговые домики», «Числовые домики», «Логический поезд», «Лёгкий счет» и т. д.
  • Кукольный театр «Как Буратино в школу ходил»
  • Обыгрывание ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Что делать, если получил двойку».

(Социально-коммуникативное развитие)

    Коммуникативная деятельность:

  • Беседы: «Каким я буду первоклассником?», «Профессия учитель»», «Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменах», «Чего нельзя делать в школе», «Какие предметы помощники в школе?» (Познавательное развитие, речевое развитие).
  • Составление рассказов: «Почему я хочу учиться в школе?», «Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ) (Речевое развитие)

    Двигательная деятельность:

  • П/игры: «Игровая переменка», «Я спортсмен! », «Звучит сигнал! », «Найди! »
  • Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных перемен. (Физическое развитие)

    Восприятие художественной литературы и фольклора:

  • Чтение В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Удивительный день», А. Барто «В школу», Г. Шалаева «Большая книга правил поведения», Ю. Коваль «Нулевой класс», А. Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу» .
  • Знакомство с пословицами и поговорками об учении, дружбе и труде. (Познавательное развитие, речевое развитие)

    Познавательная деятельность:

  • Просмотр презентаций: «1 сентября - День знаний», «Правила поведения для воспитанных детей в школе».
  • Просмотр мультфильмов: «Вовка в Тридесятом царстве», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу», «Козленок, который умел считать до 10».

(Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие)

    Изобразительная деятельность:

  • Рисование: «Что я увидел в школе», «Школьные принадлежности», «Я в школе».
  • Лепка: «Школьные принадлежности», «Это моя учительница», «Мы школьники».
  • Коллективная аппликация: «Здание школы». (Художественно-эстетическое развитие)

    Музыкальная деятельность:

  • Разучивание песен и танцев о школе и детском саде (Художественно-эстетическое развитие)


  1. Заключительный этап

(апрель — май 2018г.)

Основные цели и задачи:

  • Совершенствовать мотивацию детей и их родителей к обучению в начальной школе.

Основное содержание:

  • Подведение итогов по организации деятельности и свободного досуга ребенка с созданием необходимого развивающего пространства.
  • Формирование позитивного образа современной школы у родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Методы и формы реализации:

  • Семейный конкурс «Грамотей».
  • Итоговое анкетирование родителей.
  • Тестирование уровня готовности детей к обучению в школе.
  • Деловая игра «Ваши дети — наше мнение».

Коммуникативная деятельность:

  • Создание сборника творческих сочинений «Школа, в которой буду учиться».

Изобразительная деятельность:

  • Выставка детских рисунков «Что я знаю о школе»

Музыкальная деятельность:

  • Итоговое мероприятие: выпускной вечер «До свидания, детский сад!».

http://school55.tgl.net.ru/images/news/2016/90896441.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...