Проект по познавательному развитию «Широкая Масленица»
проект (старшая группа)
1. Дать детям представление о народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве. 2. Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси. 3. Обобщить и расширить представления детей о праздновании на Руси Масленицы, её атрибутах .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народные праздники. | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Ремонтенский Д\С « Родничок»
Проект по познавательному развитию «Широкая Масленица»
Воспитатели : Барсукова Л.В. Калюта А.Д.
Проект по приобщению детей к русской народной культур «Широкая Масленица» Старшая группа
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: с 4 марта по 7 марта.
Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель
Цель проекта: Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками; Продолжать знакомить детей с обычаями и верой древних славян
Продукт проектной деятельности: Создание атрибутов к празднику; Праздник «Масленица широкая» в музыкальном зале
Актуальность выбранной темы
«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скраб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит всё своё житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближнем, и будет принуждён всё начинать сызнова», - пророчески писал В.О.Ключевский. Перед пятилетнем ребёнком «широко открываются двери» в окружающий его мир. Он многое уже может объяснить и понять. Это время для открытия истории. Малыш принимает всё сказанное взрослым на веру, ребёнок пяти лет уже хочет и может понять значение явлений, смысл и значение слов. Именно в этом возрасте ребёнку необходимо открыть историю обыкновенных вещей: ложка, стол, дом, традиции народа и т.д. Оптимальным для приобщения детей к истокам русской народной культуры является проведение сезонных праздников. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время. Масленица – это праздник весны с шутками, плясками, маслеными блинами, катанием с горки, на лошадях. Масленица – это веселье, хороводы, ярмарка и море радости для взрослых и детей.
Задачи проекта:
1. Дать детям представление о народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве. 2. Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси. 3. Обобщить и расширить представления детей о праздновании на Руси Масленицы, её атрибутах и цели. 4. Продолжать знакомить детей с образом Солнца в русских народных сказках и преданиях. 5. Учить радоваться жизни и радовать своих близких. 6. Воспитывать чувство сопричастности с прошлым и будущим своего народа. 7. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и анализировать, обобщать полученные знания.
Этапы работы над проектом:
I этап – Подготовительный В нашей группе работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет систему, и празднование сезонных праздников – одна из главных ее составляющих. С каждым годом дети получают новые и систематизируют полученные ранее знания, о каждом празднике и Масленица, конечно же, не исключение. Мы очень тщательно подходим к планированию проводимой работы. Начинается все с разработки паспорта проекта, смены развивающей среды, подборки сказок и мультфильмов. Кроме непосредственных представлений о Масленице, мы стараемся углубить и закрепить полученные ранее знания детей о жизни и быте древних славян ( народный костюм, изба, утварь и т.д.). Любая деятельность детей в детском саду должна быть тесно связана с семьёй, поэтому на этом этапе мы разрабатываем задания и поручения для родителей (посетить масленичные гуляния, выставки и ярмарки, испечь блины к празднику, записать фирменный рецепт семейного блина)
II этап – Основной Далее представлены наиболее интересные формы совместной, поисковой работы с детьми. Проект затронул все пять образовательных направлений: Познавательное – это игры путешествия в прошлое нашей страны (знакомство с пантеоном богов древних славян, знакомство с русским народным костюмом и т.д. Речевое – вся деятельность детей будь то рассказ из личного опыта или беседа, или праздник – связана с речевым развитием ребёнка Художественно-эстетическое – итоговый праздник, разучивание закличек, слушание и исполнение русских народных песен Физическое – новые подвижные игры, праздничные состязания и т.д.
Социально-коммуникативное – изучение быта и жизни наших предков и т.д. В нашей группе проекты для детей не новость, а уже известный и интересный вид деятельности. Им очень нравится не просто беседа, а играпутешествие в прошлое нашей страны, поэтому на этом этапе работы, мы часто использовали эту форму работы. Конечно же, узнавая новое, ребята очень хотели это в жизнь. Они рисовали, лепили, делали аппликации.
4 марта- Познавательная беседа с использованием ИАД «Здравствуй солнышко, колоколнышко» Цель: довести до понимания детей значение солнца в жизни каждого человека и в Природе в целом В уголке «Окружающий мир» энциклопедии «Космос» 4 марта Познавательная беседа закрепление «Русских народный костюм. Кукла Масленица» Цель: закрепить знание детей о русском народном женском и мужском костюмах В «ИЗО» уголке алгоритм рисования русской красавицы, раскраски «Русский народный костюм», раскраски 5 марта.Художественное творчество Лепка из солёного теста или пасты для моделирования «Масляничный пряник» Цель: познакомить детей с одним из атрибутов масленицы В уголке «ИЗО» материалы для лепки
6 марта .Познавательная беседа «Солнце Красное» Цель: познакомить детей с «Пантеоном славянских богов»; закрепить представления детей о солнце и его значении в жизни нашей планеты
Художественное творчество Рисование «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои
В уголке «Окружающий мир» иллюстрации из книги «Пантеон славянских богов»
В уголке «ИЗО» представлены материалы для рисования
7 марта.Праздник на улице «Масленица Широкая»
Цель: доставить детям радость
III этап – Заключительный Праздник «Широкая Масленица» - красивое завершение данного проекта. Работа над проектом в очередной раз позволила включить семью в жизнь ребёнка в детском саду. Участие же педагогов и родителей, в реализации проекта, повышает интерес к познанию самих себя и детей, повышает культуру и компетентность в области воспитания дошкольников. И самое главное – воспитывает в детях гордость и радость за свой народ, учит жить и радоваться каждому прожитому дню.
Непосредственно образовательная деятельность (познание, коммуникация) Игра-развлечение для детей старшей группы группы (5-6лет) «Здравствуй солнышко, колоколнышко!» Цель: Обогатить знания детей о праздновании Масленицы на Руси
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом наших предков, древних славян. 2. Обобщить и обогатить представления детей о солнце и его роли в жизни всего живого на нашей планете. 3. Познакомить с образом Солнца в русских народных сказаниях и легендах, дать представление о Солнце и его трёх проявлениях по вере древних славян. 4. Познакомить с обрядовой едой и атрибутами, связанными с Масленицей. 5. Развивать интерес детей к истории своего народа.
Материал к занятию: энциклопедия «Пантеон богов древних славян», иллюстрации к русской народной сказке «Баба Яга» и «Василиса Прекрасная», репродукции картин Кустодиева и Соловьёва «Масленица» и «Тройка», кукла в русском народном костюме мальчик и девочка
Ход игры: Первая часть: В-ль: Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в прошлое нашей страны, вспомним, как и где жили наши предки, Славяне. На каблучок становись, вокруг себя обернись и в прошлом Руси очутись. Ребятки, смотрите, кто нас встречает, Ладушка и Ярилка. А кто помнит и мне скажет в честь кого имена им даны? (Ответы детей в честь богини русской Лады и в честь весеннего бога солнца Ярилы) Правильно. Лада – это наша богиня красоты и любви и, конечно же, если в семье рождалась девочка, то её хотели назвать в честь богини Лада, чтоб та наградила девочку красотой и кротость. А мальчиков очень часто называли в честь бога весеннего солнца
Ярилы, и верили, что мальчик будет наделён силой, отвагой и горячим сердцем. А во что одеты наши герои, их одежда ведь от нашей отличается? (Ответы детей). Молодцы, все помните, а живут то они к каком доме, как зовётся и из чего дом сделан? (Ответы детей) Всё помните, ну тогда и загадки Лалы да Ярилы отгадаете.
В холод согреет, в жару охладит, Пирогами накормит и спать уложит (Печка)
Не бык, а бодает, не ест, а еду таскает. Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт (Ухват)
В печку пироги сажает, а потом их вынимает (Лопата)
Мною сажу выметают, мною угли разгребают и дорогу разметают (Помело) А какие ещё предметы есть в русской избе и из какого материала они сделаны? (ответы детей) Молодцы, ну. А теперь, отдохнём, в избе посидим, да картинки посмотрим. А из какой же это сказки картинки то? (Ответы и доказательства детей) Молодцы, а кто это на коне красном едет? (Солнце красное встаёт). А вот это и есть Ярила, бог весеннего солнца. Родился он в самую длинную ночь, в ночь Карачуна и с каждым днём силушка его росла. Сильнее становился Ярила и от этого день на Земле становился длиннее, а ночь короче. Любили этого бога наши предки за молодость, горячность, да задор его. И праздник первый в честь его был, Масленицей зовётся. Это праздник проводы Зимы, долгой, надоедливой и встреча Весны любимой, долгожданной. Целую неделю длились празднования. Были и весёлые игры, и катание с горок, на тройке русской катались, ярморочные гуляния были. Посмотрите, как изобразил Масленицу на своей картине русский художник Борис Кустодиев (Рассматривание иллюстрации). Ребятки, а вспомним сколько всего у нас в году време.
Физминутка: «Времена года» Мы конечно любим Лето: Летом всё теплом согрето. Но за ним приходит Осень, Хоть её мы и не просим. А потом идёт Зима – Холодна и весела. За Зимой придёт Весна – Нам тепло несёт она! Воспитатель читает текст и все вместе выполняют шутливые движения
Вторая часть: Целую неделю идёт гуляние Масленичное, а в последний день, в воскресенье есть обычай просить друг у друга прощение и называется этот день – Прощённое воскресенье. А вы конечно помните что едят на
Масленицу? (Ответы детей) Правильно блины, а знаете ли вы почему именно блины? Любили наши предки Ярилу и Весну, ждали их прихода с нетерпением и решили на праздник их печь круглые да горячие и яркие, как солнышко блины. Блины ведь какой формы? А солнце какой? Блин горячий и солнце даже не представить какое горяченное! Посмотрите, Лада приготовила вам таблички с надписями и картинки с продуктами, которые можно использовать в приготовлении блинов, выбирайте правильные (Дети выполняют задание) Молодцы, а теперь пришло время домой возвращаться. На каблучок становись, вокруг себя обернись и в детском саду очутись. Понравилось вам в гостях у Лады и Ярилы? А они для вас ещё и игру придумали. В иэту хороводную игру на Руси все дети и даже взрослые играли, называется «Кострома» Дети играют в игру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе Широкая Масленица (февраль 2015г.)
Проект в подготовительной группе Широкая Масленица (февраль 2015г.)...
Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...
Краткосрочный проект в логопедической группе «Широкая Масленица» с приложениями
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.Участники проекта: воспитатели, дети, родители.Сроки реализации проекта: с 12 по 16 февраля 2018 г. Возраст детей: 5-7 лет.Актуальность проекта: ...
Проект в старшей группе Широкая масленица
Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и в...
Проект в старшей группе "Широкая масленица"
Проект в старшей группе "Широкая масленица"...
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Широкая масленица»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27720565","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Широкая масленица&raq...
Проект познавательно-творческий "Широкая Масленица"
Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице ...
- Мне нравится (1)