Образовательный стандарт: история возникновения в нашей стране
статья

Романова Екатерина Евгеньевна

Образовательный стандарт: история возникновения в нашей стране

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_standarty_.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный стандарт: история возникновения и развития (в нашей стране)

Федеральные государственные образовательные стандарты — один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, содержащей в себе гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Введение государственного образовательного стандарта соответствует также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. В основе стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).

Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению. Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях.

Создание стандартов первого поколения (1998,1999,2004 г.г.) было вызвано потребностями решения актуальных в то время задач: обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования, в условиях, возникших в начале 90-х годов. В ситуации многообразия образовательных систем, реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но вместе с тем, они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприятия со стороны части общественности, ряда учителей, рассматривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

        На первый план выходит важнейшая социальная деятельность -  обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием, - эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

        Стандарты второго поколения есть реакция на новые социальные реалии:

 - инновационность,

 - социальную мобильность,

- глобализацию и др.;

- на изменение потребностей экономики;

- на запросы личности;

        Раньше: «образование на всю жизнь!» Теперь: «образование на протяжении всей жизни!».

- на требование времени:

- воспитание гражданина России,

 - патриота  (в условиях конкуренции стран)

        Функции стандарта первого поколения: остановить центробежные процессы в образовании.

Функции стандарта второго поколения:

  1. повысить качество образования;

     2. обеспечить конкурентоспособность отечественного образования;

     3. формировать российскую (гражданскую) идентичность.

Понятие стандарта: прежде и теперь:

Прежде: "Стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника" (ст. 7 Закона РФ "Об образовании»).

 Теперь: Стандарт – это система требований (три «Т»):

• к структуре основных образовательных программ (ОПП),

• к результатам освоения ООП,

• к условиям реализации ОПП.

Стандарты первого и второго поколений: различия

Стандарты первого поколения: 1998,1999, 2004 г.г.

Статус: документ ведомственный, подписан министром образования РФ от имени педагогического сообщества

Суть: Обязательный минимум содержания + требования к уровню подготовки выпускников (знать – уметь)

Методология: знаниевый подход

ФГОС второго поколения:

Статус: это закон, принят Госдумой, в основе его общественный договор - от имени государства, общества и семьи, (взаимные обязательства)

Суть: содержание образования+образовательные результаты (формирование компетентной личности, гражданина, патриота

Методология: деятельностный  подход (изменяет роль ученика - он не объект, а субъект, участник обучения (отсюда - мотивация, активность, интерес к познанию). Изменяет роль учителя: он не «начальник», не главный источник знаний, не информатор, не контролер, а: - организатор, - координатор, - тьютор (наставник, помощник) - консультант) .

Сущность деятельностного подхода в образовании

Цели образования - не сумма «знаний, умений, навыков» (прежние стандарты), а формирование познавательных и личностных способностей

ученика.

Требования к результатам образования: - формирующаяся личность с набором компетенций; освоение им «универсальных учебных действий».

УУД - есть совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (учиться, делать осознанный выбор, решать жизненные проблемы, быть конкурентоспособным и т.п.)

Времена меняются, люди тоже меняются. Во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования наступает такой момент, когда старое становится менее эффективным, и возникает вопрос: «Как обновить, улучшить, и внести в старое нотку новизны?». Именно, поэтому принятие новых стандартов образования – это веление времени, так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование.

        Введение ФГОС нового поколения актуально и необходимо. Новая образовательная среда открывает обширный доступ к информации в связи со стремительным развитием СМИ и сети Интернет. Данный факт приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. То есть, создаются условия для организации самостоятельной исследовательской и творческой деятельности учащихся. Ученики не просто впитывают большой объем информации, но и учатся благодаря проектной технологии воспроизводить и обновлять знания, применять их в жизни и делать сознательный выбор, уметь принимать решение самостоятельно.

        Вместе с тем стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в том случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.

        В связи с этим, на мой взгляд, меняется мир, должна меняться образовательная сфера. Чтобы идти в ногу со временем и изменениями в мире техники и технологий, содержание образовательных стандартов нужно менять каждые пять лет. Безусловно, существуют плюсы и минусы данного суждения. Из плюсов можно выделить: новизна образовательного процесса; ориентир непосредственно на учащегося как на самостоятельную отдельную личность; поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности; возрождение воспитательной функции и многие другие. Минусы: пять лет, возможно, слишком короткий период для введения, становления и развития образовательных стандартов; слишком длительный и медленный процесс развития материально-технической базы российской школы, а также отсутствие финансирования системы образования; сложность в переходе с содержания образовательного стандарта на более модернизированный.

        Можно сделать вывод: принятие новых образовательных стандартов нужно всем: и учителям, и родителям, и обучающимся. По моему мнению, пусть срок перехода с одного образовательного стандарта к более обновленному займёт больше пяти лет, но зато это будет сделано качественно, субъекты образовательного процесса успешно адаптируются в новых условиях и создадут почву для дальнейшей модернизации образования.

Критика образовательных стандартов

         Воплощенные идеи в образовательных стандартах часто поддаются критике со стороны министров образования, которые занимаются разработкой более усовершенствованных версий указанного документа. Критически относится к структуре педагогической системы и министр Правительства Москвы, Исаак Калина. Также на данный момент имеется ряд официальных публикаций, в которых указывается, что заявленные создателями стандартов подходы и идеи практически в них не реализованы. Особенно это видно в программе среднего профессионального образования, за основу которой взят компетентностный метод. Отсутствие комплексной концепции нормативов и исключение из компонентов функций педагогической деятельности делает документ неэффективным. Стандарты в существенной мере дискредитировали положение разгрузки содержания, так как сокращение количества часов, которые отводятся на изучение предметов, не давало возможности оптимизировать объем содержания, включаемого в требования с учетом отводимого на его рассмотрение времени.

Открыто критикует идеи, воплощенные в образовательных стандартах, бывший министр образования РФ Э. Д. Днепров, посвятивший вопросу стандартизации образования книгу «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности "История возникновения города"

Конспект непосредственной  образовательной деятельности для подготовительной группы. Формирование целостной картины мира и аппликация....

Интегрированная образовательная деятельность "История возникновения искусства вырезания снежинок"

Интегрированная образовательная деятельность для родителей детей старшей логопедической группы.Совместное мероприятие учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя по развитию связной речи,...

Образовательный маршрут “История возникновения транспорта”

Образовательный маршрут для совместной образовательной деятельности родлителей и детей в сети интернет....

Занятие для старших дошкольников «История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине....

"Путешествие в историю возникновения матрёшки - символа родной страны"

Этот образовательный маршрут предлагает вам увлекательное путешествие в историю возникновения символа родной страны.Что может быть прекраснее нашей   матрешки! Матрешка-самая известная...

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...