Рабочая программа на 2018-2019 год
рабочая программа
Рабочая программа направлена на создание условий развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 69.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 п. Кокуй
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога – психолога
на 2018 - 2019 учебный год
Разработала:
Н.В. Веретенникова
педагог-психолог
2018 го
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
То, что упущено в детстве, очень трудно,
почти невозможно наверстать в зрелые годы.
В.А. Сухомлинский.
Основной целью МДОУ № 4 пгт. Кокуй является повышение качества образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в детском саду.
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с: - - ФГОС дошкольного образования;
- основной образовательной программой МДОУ № 4 пгт. Кокуй,
- с учетом примерной комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой,
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации СанПиН 2.4.1.3049-13
Рабочая программа направлена на создание условий развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.1.1.Приоритетные задачи педагога-психолога на 2018-2019 учебный год:
Цель: психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Обеспечить психологическое сопровождение детей и педагогов в процессе инновационной деятельности.
- Повысить уровень психологического сопровождение воспитанников, независимо от психофизических и других особенностей (в том числе с ОВЗ и одаренных).
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) посредством внедрение инновационных форм работы.
Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Для реализации данного направления педагогом-психологом создана комплексная программа. Она разработана в соответствии с:
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
При разработке программы учитывались основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС дошкольного образования:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский);
- Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,А.В.Запорожец);
- Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,А.В.Запорожец, В.В. Давыдов).
Концептуальными основаниями программы выступают основные принципы, определенные ФГОС ДО:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
- Уважение личности ребенка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристика воспитанников МДОУ
В 2018-2019 учебном году функционирует 10 групп общеразвивающей направленности, из них:
- первая младшая группа (с 2 до 3 лет) –2 группы;
- вторая младшая группа (с 3 до 4 лет) – 2 группы;
- средняя группа (с 4 до 5 лет) –2 группы;
- старшая группа (с 5 до 6 лет) –2 группы;
- подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) – 2 группы.
Численный состав контингента воспитанников на 2018-2019 уч. г.– 310 человек, из них:
с 1 до 3 лет: 38 детей
с 3 до 7 лет: 272 ребенка
Из них:
ребенок с ОВЗ: с 3 до 7 лет: 8 детей (АОП ЗПР)
ребенок-инвалид: с 3 до 7лет: 1 ребенок (ООП)
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Положения «Об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеразвивающих группах» от 26.05.2016 г. (приказ № 47-П) комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, ребенка-инвалида осуществлялась в форме инклюзивного образования.
1.1.3.1. Возрастные особенности детей от 2 до 7 лет
Психологические особенности детей 2-3 лет
Характеристика особенностей развития детей раннего возраста.
На третьем году жизни у детей ведущим видом деятельности является предметно-манипуляторная деятельность. Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего мира. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь детей.
К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного языка, используют в речи простые предложения. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. На третьем году совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Однако кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Характеристика особенностей развития детей 3-4-хлет.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами - заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны.
Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Продолжаетразвиватьсятакжеихполоваяидентификация,чтопроявляетсяв характере выбираемых игрушек и сюжетов. Характеристикаособенностейразвитиядетей4-5лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуетсятехническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5-6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом. К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назватьформу,накоторуюпохожтотилиинойпредмет.Совершенствуетсяориентацияв пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20минут. Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес. Удетейформируетсяпотребностьвуважениисосторонывзрослого,длянихчрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышеннаяобидчивостьпредставляетсобойвозрастнойфеномен.Взаимоотношениясо сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделятьсялидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации. Характеристикаособенностейразвитиядетей5–6лет Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Прираспределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяютсясмысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человекастановится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональномсостоянииизображенногочеловека.Вконструированиидетиовладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и поусловиям. Характеристикаособенностейразвитиядетей6-7лет В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненныеситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь; ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
1.1.3.2. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, посещающих логопедический пункт
В МДОУ создан Логопедический пункт в целях оказания практической помощи детям старшего дошкольного возраста с фонетическим, фонематическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Логопедический пункт (логопункт) - структурное подразделение дошкольной образовательной организации, специалисты которого на ранних стадиях выявляют и помогают преодолеть отклонения в развитии устной речи без перевода дошкольников в специализированную группу.
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится два раза в год (май, сентябрь). Обследованных воспитанников направляют на ПМПк, где коллегиально принимается решение о зачислении детей на логопункт. Предельная наполняемость логопедического пункта – 25 детей старших и подготовительных к школе групп.
Не подлежат приему на логопункт дети с тяжелыми нарушениями речи. Данная категория детей, с согласия их родителей (законных представителей), направляются на обследование в ПМПК, где уточняется речевое заключение и решается вопрос о дальнейшем обучении ребенка в МДОУ.
Коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) строится в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом и родителями. Так как, помимо нарушений речевого характера, у детей отмечаются особенности в протекании высших психических функций:
Внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим. Слабо сформировано произвольное внимание – ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой.
Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Им трудно восстановить порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки. Они могут не замечать неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ФФН снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Отмечаются особенности мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления у детей могут быть трудности в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленная, из-за чего может быть замедленным и восприятие материала на занятиях. Отстает в развитии словесно-логическое мышление. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Часто их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Дети данной категории, помимо перечисленных, могут иметь поведенческие особенности:
- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемую навязчивыми страхами;
- чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- повышенную обидчивость, ранимость;
- нестабильность поведения, частая смена настроения;
- склонность к болезненному фантазированию.
Согласованность действий педагога-психолога, учителя-логопеда и родителей позволит эффективно решить задачи коррекции имеющихся нарушений речи, помочь ребенку легче социализироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
1.1.3.3. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и ребенка-инвалида посещающих группы общеразвивающей направленности
Образование детей с ОВЗ в МДОУ № 4 пгт. Кокуй осуществляется в общеразвивающих группах в виде инклюзивного образования, где создаются специальные психолого-педагогические условия для обучения и воспитания ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.
В данных группах МДОУ воспитанники переходят на инклюзивное образование при наличии заключения ПМПК о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» по заявлению родителей (законных представителей) и обучаются по адаптированным образовательным программам. Для ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа развития на основании справки об инвалидности и в соответствии с требованиями ИПРА ребенка-инвалида.
1.2. Планируемые результаты программы
Планируемые результаты рабочей программы педагога-психолога МДОУ № 4 пгт. Кокуй согласуются с представленными в ФГОС ДО целевыми ориентирами и конкретизируются в подпрограммах педагога-психолога с учетом возрастных и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а так же особенностей развития детей, в том числе детей с ОВЗ и ребенка-инвалида.
Планируемые результаты по направлениям работы педагога-психолога представлены в таблице 1.
Таблица 1
Планируемые результаты по направлениям работы педагога-психолога
Направление деятельности педагога-психолога | Цель деятельности педагога-психолога | Путь достижения | Планируемый результат |
Психологическая диагностика | 1.Раннее выявление предпосылок отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста. 2.Ранее выявление проблем в эмоционально-личностной сфере ребенка 3.Ранняя диагностика предпосылок «эмоционального выгорания» у педагогов | изучение документов, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, проблемные ситуации | 1.Своевременное информирование родителей о возможных отклонениях в развитии ребенка. 2.Своевременное обращение внимания родителей на эмоциональные трудности ребенка. 3.Своевременная организация психолого-педагогической поддержки одаренных детей: развитие одаренности и развитие личности одаренного ребенка. 4.Своевременное планирование консультативной, профилактической и других видов помощи педагогам. |
Психологическая коррекция | 1.Предупреждение отклоняющегося развития у детей. 2.Профилактика эмоционально-личностной сферы ребенка 3.Профилактика предпосылок «Эмоционального выгорания» у педагогов. | Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия, детско-родительские занятия в группе, встречи в психологической гостиной | 1.Снижение количества воспитанников с выраженными трудностями в обучении при групповой форме работы. 2.Нормализация детско-родительских отношений. 3.Снижение эмоциональной напряженности педагогов в течение учебного года. |
Психологическое консультирование | 1.Оказание помощи родителям в осознании причин детских проблем. 2.Оказание помощи педагогам и родителям в осознании социально-психологических трудностей одаренных детей 3.Оказание помощи педагогам в осознании причин повышенной утомляемости, изменение мотивированности в педагогической деятельности | Консультации индивидуальные, групповые, индивидуальные беседы | 1.Снижение количества воспитанников с трудностями обучения, эмоциональными проблемами, связанными с недостаточным вниманием со стороны родителей. Улучшение психоэмоционального состояния детей и родителей. 2. Увеличение количества одаренных воспитанников; создание благоприятных условий для развития одаренности ребенка в семье и ДОУ. 3.Улучшение психоэмоционального состояния педагогов в отношении выполняемых должностных обязанностей. |
Психологическое просвещение | 1.Расширение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и развития ребенка, поддержке его психоэмоционального благополучия, в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья. 2.Расширение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах обучения и развития ребенка, в том числе с ООП, с ОВЗ, ребенка-инвалида, поддержке его психоэмоционального благополучия, в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, в вопросах работы с семьей. | Консультации очные, заочные, информационные стенды, памятки, буклеты, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, открытые мероприятия | 1. Понимание родителями механизмов взаимосвязи психоэмоционального климата в семье и поведения ребенка; взаимосвязи количества времени родителя, направленного на ребенка, и успешности ребенка в образовательном процессе. Признание родителями права ребенка быть индивидуальностью (право иметь индивидуальные особенности развития вне зависимости от желаний родителей). 2. Понимание педагогами индивидуальных особенностей развития воспитанников, возможности их учета в образовательном процессе для повышения качества образования одаренных детей, детей с нормальным и нарушенным развитием. Умение педагогов бесконфликтно общаться с семьями с разным уровнем коммуникативных возможностей. |
Психологическая профилактика | 1.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения у воспитанников. 2.Обеспечение условий для развития творческого потенциала личности дошкольника 3.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения у родителей. 4.Обеспечение условий для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов | Индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия, детско-родительские занятия | 1.Снижение количества воспитанников с признаками психоэмоционального неблагополучия. 2.Повышение количества воспитанников с признаками одаренности в различных видах деятельности. 3. Снижение количества родителей с признаками психоэмоционального напряжения. 4.Снижение количества педагогов с признаками психоэмоционального напряжения. |
Эффективность программы оценивается двумя способами:
1. Метод экспертной оценки: оценивается родителями, педагогами и специалистами по определенным параметрам деятельности педагога-психолога.
2. Тестирование (объективные показатели детского развития, показатели развития творческих способностей (креативности) дошкольников, психоэмоционального состояния участников образовательного процесса).
Для определения степени эффективности программы психологического сопровождения в целом или отдельного направления сопровождения запроса со стороны родителей/педагогов результаты изучения сравниваются по принципу «Начало – конец учебного года» или «Начало работы над проблемой – конец работы над проблемой».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления деятельности и формы работы педагога-психолога
Основными направлениями реализации рабочей программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.
Схема психологического сопровождения участников образовательного процесса представлена на рисунке 1.
2.1.1. Психологическая диагностика
Для реализации рабочей программы педагогом-психологом используются разнообразные формы работы с участниками образовательного процесса, применение которых варьируются исходя из актуальной ситуации в ДОУ.
Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса
Задача 1.Сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса (детей и взрослых), психологическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ | Формы и методы работы Каникулы | Периодичность 3 раза в год |
Баланс двигательной и умственной нагрузки | постоянно | |
Неделя психологии | 1 раз в год | |
Использование психологических игр, тренингов, релаксации | постоянно | |
Использование элементов арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии | постоянно | |
Расширение предметно-пространственной среды групп и кабинетов играми в рамках инновационной деятельности | в течение учебного года | |
Семинары, практикумы, мастер-классы, консультации для родителей и педагогов в рамках инновационной деятельности | ежеквартально | |
Психологическое консультирование | по запросу | |
Психологическое сопровождение адаптации детей вновь набранных групп | сентябрь-октябрь | |
Создание картотек игр для детей с особенностями эмоционально-волевой и личностной сферы | По мере необходимости | |
Семинары, практикумы, мастер-классы, консультации для родителей и педагогов | ежеквартально | |
Психологическое консультирование | По запросу | |
Расширение предметно-пространственной среды групп и кабинетов играми на эмоционально-личностное развитие детей | в течение учебного года | |
Развитие психических процессов | в течение учебного года | |
Развитие коммуникативных навыков | в течение учебного года |
2.1.1.Психологическая диагностика
ФГОС ДО указывает, что «при необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей, и являются основой для разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Для оптимизации образовательного процесса в МДОУ № 4 проводится скрининговая диагностика с целью выявления детей с особыми образовательными потребностями.
Углубленная диагностика осуществляется для определения специфики психического развития детей, имеющие какие-либо особенности развития и нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи.
Информационные сетки по использованию диагностических методик для детей дошкольного возраста представлены в таблице 2.
Таблица 2
Методики для проведения психологической диагностики
Ранний дошкольный возраст (1-3 года)
направление | Методики |
Нервно-психическое развитие | Методика диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Аксарина Н.М., Печора К.Л., Пантюхина Г.В.) |
Психофизическое развитие | Методика диагностики психомоторного развития (модифицированный вариант методики Озерецкого Н.О., Гуревича Н.И.) |
Методики психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста (Стребелева Е.А.) Методика диагностики психомоторного благополучия (неблагополучия) (Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.) | |
Интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое развитие | Методики диагностики индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 лет (Афонькина Ю.А.) Карта обследования детей раннего возраста с проблемами в развитии (Верещагина Н.В.) |
Младший дошкольный возраст (3-5 лет) | |
Психофизическое развитие | Методика диагностики психомоторного развития (модифицированный вариант методики Озерецкого Н.О., Гуревича Н.И.) Методика диагностики психомоторного благополучия (неблагополучия) (Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. |
Познавательное, интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое развитие | Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 3-5 лет (Стребелева Е.А.) Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей 3-5 лет (Павлова, Н.Н., Руденко Л.Г.) Методики диагностики индивидуально-психологических особенностей детей 3-4 лет (Афонькина Ю.А.) Методики диагностики эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет (Денисова Н.Д.) |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | |
Психофизическое развитие | Методика исследования зрительно-моторной координации (Бендер Л.) |
Познавательное, интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое развитие | Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 5-7 лет (Стребелева Е.А.) Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей 5-6 лет (Павлова, Н.Н., Руденко Л.Г.) Экспресс-диагностика основных компонентов психологической готовности к школе детей 6-7 лет (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.) Методики психологической диагностики готовности к обучению детей 5-7 лет (Афонькина Ю.А.) Методики диагностики эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет (Денисова Н.Д.) Творческие способности Методика «Способности вашего ребенка» (модифицированный вариант анкеты Матвеевой Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкина Д.Е.) Методика «Оценка способностей и личностных качеств дошкольников (Дж. Рензули) Батарея тестов «Творческое мышление» (Дж. Гилфорда и Е. Торренса) |
Другим направлением психодиагностики является изучение особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания». Основные методы – наблюдение, анкетирование, беседа (индивидуально).
2.1.2. Психологическая коррекция
По результатам психологической диагностики предусмотрена коррекционная работа и реализуется педагогом-психологом в нескольких направлениях. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме развивающих игровых сеансов и тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные проблемы в поведении или развитии. Пути реализации профессиональной деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений развития детей отражены в таблице 3.
Таблица 3
Реализация профессиональной деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений развития детей
Направление | Форма проведения | Периодичность |
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с ОВЗ, детьми-инвалидами | Детско-родительские занятия | Ежеквартально, по запросу |
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с низким уровнем усвоения программного материала | Детско-родительские занятия | Ежеквартально, по запросу |
Индивидуальные консультации | Подгрупповые/индивидуальные занятия | Еженедельно (при наличии согласия и желания родителей) |
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с отклонениями в развитии эмоционально-личностной сферы воспитанников (агрессивные, гиперактивные, тревожные и др.) | Детско-родительские занятия | Ежеквартально, по запросу |
Для реализации выделенных направлений профессиональной коррекции педагогом-психологом составляются подпрограммы, перечень которых приведен в таблице 4. Разнообразие подпрограмм педагога-психолога обусловлено спецификой контингента воспитанников посещающих общеобразовательные группы, ежегодное комплектование групп детей раннего и дошкольного возраста.
Таблица 4
Подпрограммы в контексте рабочей программы педагога-психолога на 2018-2019 учебный год
Название программы | Продолжительность занятий | Адресат | Форма реализации |
Роньжина А.С. "Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению" | 2 раза в неделю (13 занятий: по 10 -15 минут) | Воспитанники 1 младшей группы (2-3 года) | Групповые занятия |
«Цветик-семицветик» - развивающий игротренинг. | 1 раз в неделю (30 занятий: по 20-25 минут) | Воспитанники дошкольных групп (4-6 лет) | Групповые занятия |
«Скоро в школу» программа психологических развивающих занятий | 1 раз в неделю (22 занятия: по 30 минут) | Воспитанники дошкольных групп 6-7 лет | подгрупповые |
2.1.3. Психологическое консультирование
В условиях МДОУ осуществляется консультирование с целью оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ, в семье в интересах ребенка.
Задачами консультирования выступают:
- оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в МДОУ;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Индивидуальные консультации проводятся в кабинете педагога-психолога, соблюдается принцип конфиденциальности. Длительность варьируется в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм и теоретической ориентации консультируемого. Каждая консультация фиксируется педагогом-психологом в Журнале консультаций. Примерные темы консультаций представлены в таблице 5.
Таблица 5
Содержание работы педагога-психолога по психологическому консультированию участников образовательного процесса
Категория | Мероприятия | Участники | Сроки |
Работа с педагогами | 1. Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду. 2. Консультации по результатам психодиагностики. 3.Психолого-медико-педагогический консилиум по результатам освоения образовательной программы ДОУ, детей с нарушением речи, с ОВЗ. 4. Профилактика психологического неблагополучия ребенка в группе ДОУ 5. «Мудрость в повседневных контактах» 6. Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам. | 1.Все педагоги 2. Все специалисты 3. Педагоги Сотрудники | По запросу В течение года
Сентябрь Декабрь Май
Ноябрь
Январь
В течение года |
Работа с родителями | 1. Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей. 2. Групповая консультация «Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям в ДОУ» 3.«Проблемы предшкольной подготовки» 4. Консультация «Основные направления деятельности взрослых в семье» (познавательное развитие). 5.Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания. 6.Консультации с родителями по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы. | Индивидуально
1-я и 2-я младшие группы
Подготовительные группы | Индивидуально Сентябрь В течение года Сентябрь
Октябрь Декабрь
В течение года
В течение года |
2.1.4. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение осуществляется с целью создания условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышения уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Основной смысл данного направления деятельности педагога-психолога заключается:
- в ознакомлении воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- популяризации и разъяснения результатов психологических исследований;
- формировании потребности в психологических знаний и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- формировании понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в детском саду.
Основные формы работы с педагогами: тренинг, семинар-практикум, мастер-класс, педагогическая страничка на основном сайте МДОУ и др.
Основные формы работы с родителями: родительские собрания, семинары, практикумы, мастер-класс, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, буклеты, педагогическая страничка и рубрика на основном сайте МДОУ.
2.1.5. Психологическая профилактика
Психологическая профилактика в контексте ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога МДОУ.
Цель психологической профилактики состоит в предотвращении возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОУ связана с осуществление следующих мероприятий:
- формирование у педагогов, детей, родителей общей психолого-педагогической культуры;
- своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка (выявление детей «группы риска»);
- оказание помощи детям в период адаптации их к условиям ДОУ (индивидуальная и групповая работа с детьми, консультирование родителей и педагогов);
- определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии, проблем в формировании тех или иных психологических новообразований;
- предупреждение психологической перегрузки и эмоциональных срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания детей («ведение» детей «группы риска»);
- создание благоприятного психологического климата в ДОУ через оптимизацию форм обучения и воспитания;
- психологическое сопровождение инновационных процессов в ДОУ, с целью психологической помощи педагогам в организации и преодоления психологического сопротивления инновациям.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация деятельности педагога-психолога
Примерное распределение нагрузки педагога-психолога(1 ст. 36 ч)
на 2018-2019 учебный год
День недели | Часы работы |
понедельник | 7.45-17.00 обед с 11.15 до 13.15 |
Вторник | 7.45-17.00 обед с 11.15 до 13.15 |
Среда | 7.45-17.00 обед с 11.15 до 13.15 |
Четверг | 7.45-17.00 обед с 11.15 до 13.15 |
пятница | 8.00-15.00 Методический день |
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды детского сада и предназначен для реализации всех направлений деятельности педагога-психолога. Можно выделить следующие зоны:
- Зона ожидания
В качестве зоны ожидания приема выступает холл детского сада, где посетители могут ознакомиться с информационными стендами психологической службы МДОУ и педагога-психолога, взрослые и дети могут не только удобно устроиться и подождать прием, но и с пользой провести это время. Здесь расположены информационные стенды, буклеты и памятки, красочные детские журналы, настольные игры и игрушки.
- Зона первичного приема и консультативной работы совмещена с рабочей зоной педагога-психолога
В данной зоне находится нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога; организационно-методическая документация педагога-психолога; специальная документация, обеспечивающая содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности педагога-психолога; материалы для консультативной, профилактической и просветительской работы с педагогами и родителями.
- Зона диагностической и коррекционно-развивающей работы включает в себя набор практических материалов для профилактики, диагностики и ведения коррекционно-развивающей работы; картотеку игр и упражнений для развития и коррекции познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферы.
- Игровая зона оснащена стеллажом с набором игрушек и настольных игр (дорожка «Здоровья», мячики, скакалки, игры с прищепками, куклы (девочка, мальчик, семья людей, семья животных, пальчиковые куклы, сказочные герои, куклы-перчатки и др), пирамидки, вкладыши, кубики, блоки Дьенеша, Танграм, цветные палочки Кюизенера, счетный материал, мисочки, лото, домино и т.п.)
- Зона релаксации (уединения) и снятия психоэмоционального напряжения оснащена мягкими модулями, ковриком травка, игрушками-сюрпризами с включением движения, цвета и звуков; массажными мячиками, мячиками-антистресс, мягкими игрушками, подушками, боксерской грушей, кувшин проблем «Крик души», «Ведро гнева» и «Коврик злости» и др.); комплект дисков с различными музыкальными композициями, которые имеют разное назначение: для снятия напряжения и глубокого расслабления, для создания атмосферы покоя и взаимопонимания в группе, для развития творческих способностей, для глубокой восстанавливающей релаксации и др.
- Терапевтическая зона оснащена центром «Песок-вода» с игровым оборудованием; песочницами с кинетическим песком, горохом, набором мелких игрушек (киндер-игрушки, стеклярусы, бусины и др.); набором материалов для детского творчества (масса для лепки Плей-До, пластилин, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель и др.); «Волшебные короба» для детского экспериментирования (мыльные пузыри, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал).
3.3. Материально-техническое и методическое обеспечение рабочей программы педагога-психолога
Материально-техническое обеспечение рабочей программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и коррекции по направлениям работы педагога-психолога в МДОУ № 4 см. Паспорт кабинета педагога-психолога.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдулова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО / Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Г.Н. Толкачева и др. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 316 с.
- Верещагина Н.В. Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. 96 с.
- Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. 128 с.
- Нищева Н.В. Организация психологической службы в современном детском саду. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.192 с.
- Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей. Волгоград: Учитель, 2009. 143 с.
- Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014. 171 с.
- Минобрнауки.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2018-2019 год.
Рабочая программа на 2018-2019 год....
Рабочая программа на 2018-2019 г.
Рабочая программа в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи(общим недоразвитием речи) на 2018-2019 г....
Рабочая программа на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа на 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа инструктора по физичческой культуре в соответствии с ФГОС по образовательной области "Физическое развитие" по всем возрастным группам взаимосвязь с ...
Рабочая программа на 2018-2019 подготовительная группа
Рабочая программа на 2018-2019 подготовительная группа[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16092727","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"316"}}]]...
Рабочая программа на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы № 17 (от 6 до 7 лет)
Рабочая программа на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы № 17 (от 6 до 7 лет)...
Рабочая программа на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа на 2018-2019 учебный год...