Растения уголка природы.
методическая разработка по окружающему миру
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного, непосредственного обращения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.
Воспитатель должен уметь правильно подобрать комнатные растения для уголка природы в детском саду. Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать воспитательные и образовательные задачи. Растения должны быть неприхотливыми в уходе, не ядовитыми, не очень громоздкими, чтобы детям было легче за ними ухаживать.
Комнатные растения ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Комнатные растения в интерьере детских садов
играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными
растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.
Размещение комнатных растений.
Во-первых, растения надо располагать так, чтобы к ним было удобно подойти как взрослым, так и детям. На подоконниках не более двух растений. Комнатные растения по отношению к интенсивности света делятся на светолюбивые, тенелюбивые. Большинство растений светолюбивы и лучше развиваются при сильном освещении.
Светолюбивые растения – это те, которые растут при большом интенсивном освещении (герань, кактусы, фуксия, глоксиния). Их лучше держать на окне или около окна.
Теневыносливые растения могут расти при освещении и легком затенении (аспарагус, алоэ, сансевьера, монстера).
Тенелюбивые растения: аспидистра, бегония, кливия, папоротники, традисканция. Они хорошо растут на окнах выход на север и запад. При избытке света листья у них светлеют за счет уменьшения в клетках хлорофиловых зерен. В темных местах тенелюбивые растения приобретают густо – зеленую окраску. В светлых группах, окна которых обращены на юг, восток, запад можно с успехом выращивать многие комнатные растения.
Некоторые растения особенно (герань, фуксия) чувствительны к переменам положения по отношению к источнику света. Поэтому после того, как растению будет отведено в группе постоянное место, следует избавить его от перестановок.
Если посмотреть на зеленые растения, то можно увидеть, что они все тянуться к свету и поворачиваются к нему, поэтому в группах они часто приобретают несколько однобокую форму. Чтобы этого ни случилось, рекомендуют постепенно поворачивать к свету, тогда они будут разрастаться равномерно во все стороны (это относится к следующим растениям: фикус, аспидистра, папоротники и т.д.)
Но красивоцветущие растения как герань, фуксия и бегонии лучше не переворачивать, тогда ветки, обращенные к солнцу будут обильно и пышно цвести. Когда цветки распускаются горшок только тогда можно повернуть цветущей стороной в группу. Красивоцветущие растения особенно требовательны к свету, так как для того, чтобы цветки распустились, необходимо освещение бутонов прямыми солнечными лучами.
Летом растения нуждаются в защите от прямых солнечных лучей, особенно (бегония королевская, глаксиния). Необходимо притенять растения от прямых лучей солнца. Так если поставить летом аспарагус на окно, ярко освещенное солнцем, то у него пожелтеют и опадут кладонии.
Зимой также надо защищать спящие на окне растения. Использовать тонкий картон, плотную бумагу. Необходимо проветривание для комнатных растений, чтобы обеспечить приток свежего воздуха, причем открывать не только форточки, но и окна, если конечно позволяет погода. Комнатные растения очень чувствительны к прямому действию холодного воздуха, поэтому при проветривании двери держат закрытыми.
Подбор растений в уголке природы
и уход за ними.
При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявленные «Программой воспитания в детском саду».
Какие это требования.
1. Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому
отбирают растения неприхотливые.
2. Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразит и неповторимости живых организмов.
4. Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.
Младшая группа.
Малыши должны научиться узнавать и называть 2 –3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части-- стебель, листья ярко –обильные и долго цветущие. Это обыкновенная или зональная герань, вечноцветущая бегония, бальзамин, аспидистра, фикус, фиалки и так далее.
Привлекают внимание детей и растения имеющие пестро окрашенные листья –аукуба, колеусы. Аукуба имеет достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддерживания растений в чистоте.
Из названных видов для наблюдения в течение года вносится 3 –4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, в том, чтобы дети могли научиться находить одинаковые растения.
герань обыкновенная
бегония
фикус
узамбарская фиалка
Средняя группа.
Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают, возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддерживания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья. В дополнение к растениям младшей группы, в среднюю помещают алоэ или аспарагус или бегонию – реже, душистую герань.
Одновременно в уголке природы может быть до 6 –8 видов растений.
алоэ аспарагус
аспидистра аукуба
бальзамин
Старшая группа.
Дети должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы, клубнелуковицы. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, эпифилиум, кливия.
вьющийся плющ
кливия
традесканция
Подготовительная к школе группа.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – это формирование элементарных знаний о существенной зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света), чтобы дети усвоили, как поливать различные растения в зависимости от условий их обитания в естественной среде.
В уголке природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве. Кактусы (1 –2 вида) требующие очень небольшой и резкой поливки, традесканция с большой потребностью во влаге, узамбарские фиалки, поливать, которые следует весьма умеренно.
В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое – герани, фуксии и другие.
В зависимости от условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы и условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых – амариллия, кливия, драцена.
Первый период зимы для этих растений – период покоя, в это время их почти прекращают поливать. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения: камнеломка, хлорофитум. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся из других частей растений, уса у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума и так далее.
Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.
Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения), вторые вносятся на короткое время.
Временные обитатели – это растения местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, и др.)
фуксия
хлорофитум
камнеломка
драцена
кактус циперус
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbdou_detskiy_sad.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №111 Выборгского района
Выполнила
Воспитатель
Булатова Е.И.
Санкт-Петербург
2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по наполняемости комнатными растениями уголков природы
Содержит полное описание растений в уголках природы....
Картотека комнатных растений уголка природы младшей группы.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возр...
Консульция для воспитателей:"Растения уголка природы"
Консульция для воспитателей:"Растения уголка природы"...
Консультация для воспитателей «Растения уголка природы»
Консультация для воспитателей «Растения уголка природы» В настоящее время в соответствие с СанПиНами в группах детского сада в уголке природы разрешено использовать только комнатные рас...
«Растения уголка природы»
Уход и забота за растениями входит в совместную деятельность воспитателя и детей....
Консультация для воспитателей на тему: "Растения уголка природы"
Данная консультация поможет правильно подобрать растения для уголка природы детского сада....
Презентация "Растения уголка природы в ДОУ"
Презентация полезна для воспитателей всех групп ДОУ. Материал презентации является дополнением к консультации "Уголок природы в детском саду"....