Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе (консультация для родителей)
консультация

Хацкевич Ольга Владимировна

Дидактические игры по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе  (консультация для родителей)

 

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности;
  • Проводить подготовку к обучению к грамоте;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;

«МНОГО — МАЛО».

Цель: Упражнять в образовании множественного числа существительных с окончанием –и.

Ход.

1 вариант.Игорь ходит в детский сад и очень любит его, потому что здесь его друзья. А ещё потому, что здесь всего много.

Дома у него один стульчик, а здесь стульчики.

Далее взрослый  называет слова в единственном числе, а дети образуют множественное число.

Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок.

 

2 вариант. Звук ы – очень зажиточный звук. У его соседей только один сад, а у звука ы – сады.

Пример говорит взрослый. Далее множественное число образуют дети.

У соседей выросла груша, а у звука ы - …(груши).

У соседей ягода, а у звука ы - … (ягоды).

У соседей перед домом клумба, а у звука ы — … (клумбы).

У соседей на клумбе цветок, а у звука ы — … (цветы).

На скотном дворе не корова, а …(коровы); не курица, а …(курица); не овца, а …(овцы); не коза, а …(козы).

И дома у звука ы не комната, а … (комнаты); не диван, а …(диваны) и т.д.

 

«КТО ЭТО? ЧЬЁ ЭТО?»

Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Ход.

Взрослый  показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д.

Затем взрослый показывает  другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д. 

 

« ПРЯТКИ»

Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.

Ход.

Дети закрывают глаза. Взрослый расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д.

Дети собирают картинки. Взрослый  просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.

 

«ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они.

Ход.

О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. Взрослый  называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение. В начале игры  взрослый  даёт образец: воспитательница – она, дети – они, стул – он, окно – оно.

Слова для работы: песок, море, волна, лодка, Вова, Оля, цветок, солнце.

 

«ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ ИГРА «МЕДВЕДЬ И ЗАЯЦ».

Цель: Работать над выразительностью речи (тембр, темп).

Ход.

В. У медведя дом большой.

Д. (низко) Ой! Ой! Ой! Ой! (показывают руками большой дом).

В. А у зайки маленький.

Д. (высоко) Ой! Ой! Ой! Ой! (Показывают руками маленький дом)

В. Мишка наш пошёл домой.

Д. (медленно, степенно, протяжно) Ой! Ой! Ой! Ой! (Имитируют движения медведя вперевалочку).

В.Да и заинька домой.

Д.(быстро и кратко). Ой! Ой! Ой! Ой! (имитируют движения прыгающего зайца).

 

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: Учить составлять предложения из отдельных слов.

Ход.

1 вариант. Взрослый  предлагает детям составить предложения, взяв за основу слова лужа, кот.Либо другой набор слов.

2 вариант. Взрослый  предлагает детям составить предложения, отмечая сколько слов в нем на длинной полоске бумаги, обозначающую предложение.

 

3 вариант. Взрослый  произносит предложения, дети определяют в них количество слов.

4 вариант. Взрослый предлагает детям карточку с уже обозначенным количеством слов в предложении, дети составляют предложение с указанным количеством слов. 

 

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Цель: Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным.

Ход.

Взрослый  показывает детям разные картинки – дети подбирают к ним глаголы действия.

Муха – летала, жужжала, надоедала.

Машина – ехала, остановилась, везла.

Морковь – росла, зеленела.

Макароны – варились, лежали, жарились.

Мышка — бежала, пищала.

Мальчик – прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл.

 

«НОВОСЕЛЬЕ»

Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над.

Развивать зрительную память.

Ход.

1вар. У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.

«Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»

«Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»

«козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»

«Заяц живёт над козлёнком»

«Мышка живёт над зайцем»

«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»

 

«ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ»

- Давайте  выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).

Взрослый  выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок.

Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу.

«Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева»

«Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева»

3 вариант. Взрослый  переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»

Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или

«На втором этаже слева живёт зайчонок».

4вариант. Взрослый  прячет картинки с подарками под картинки с животными.

«Что мы подарили мышонку?»

«Мы подарили мышонку мяч».

 

«МАГАЗИН»

Цель: Упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам.

Ход.

Взрослый  предлагает побыть в роли покупателей и ответить на вопросы: что вы хотели бы купить? Что вы хотите купить?

Дети отвечают индивидуально и парами.

Примерные ответы:

- Я хотел бы купить… Я хотела бы купить… Мы хотели бы купить…

- Я хочу купить… Мы хотим купить…

 

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Цель: упражнять в подборе к существительным глаголов.

Ход.

Яблоко – растёт, спеет, висит, падает, лежит и т.д.

Девочка – идёт, сидит, купается, кушает, смеётся и т.д.

Мяч – прыгает, скачет, катится, лежит и т.д.

 

«ПОДБЕРИ СЛОВА ПРАВИЛЬНО»

Цель: Упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.

Ход.

Взрослый  предлагает детям подобрать к словам, изображённым на картинках, слова мой, моя, моё, мои.

 

«Мой чайник»

«Моя лейка»

«Мои санки» 

 

«ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: Упражнять детей в умении изменять слова по образцу.

Ход.

Сегодня к нам в гости пришёл волк. Он пропустил последнее занятие в лесной школе. Все звери научились изменять слова, а волк этого делать не умеет. Покажем ему?

Пример взрослого: попугаи – попугай.

Далее слово произносит взрослый, а дети изменяют его.

Трамваи – трамвай

Караваи – каравай

Урожаи – урожай

Лентяи – лентяй

Сараи – сарай

Змеи – змей и.т.д.

 

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: Упражнять в составлении предложений из заданных слов.

Ход.

Взрослый  предлагает детям составить предложение из картинок, которые упали и всё перепутали.

- Филин, спать, день. – Филин спит днём.

Сколько слов в предложении? Какое первое слово, второе, третье?

- Федя, нюхать, фиалка. – Федя нюхает фиалку.

- Мальчик, рисовать, фломастеры. – Мальчик рисует фломастерами.

Аналогичная работа.

 

«БЫЛО – СТАЛО»

Цель: Расширять словарь детей словами – антонимами.

Ход.

Когда Том и Тим были маленькими, их родители посадили во дворе тополь. Мальчики очень любили это дерево. Они росли. Рос и тополь. Тим и Том часто вспоминали, каким был тополь, и гордились, глядя на него, каким он стал.

Я буду говорить о тополе, когда он был саженцем. А вы подберете противоположное по значению слово и скажите, каким он стал сейчас.

Тополь был тонким, стал… толстым.

Был низким, стал … высоким.

Был молодым, стал … старым.

Веток было мало, стало … много.

Ветки были короткие, стали … длинные.

Кора была гладкая, стала … шероховатая.

Листья были маленькими, стали … большими.

Были мокрыми, стали … сухими.

 

«КТО К КОМУ?»

Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом к.

Ход.

Представьте себе, что детёныши животных потерялись в лесу. Когда они встретились, кто к кому побежал?

- Волчонок побежал к волку.

- Цыплёнок побежал к курице.

И т.д.

 

«КОРМУШКА»

Цель: Обучить составлению сложноподчинённых предложений.

Ход.

Взрослый  вывешивает кормушку.

- На нашу кормушку прилетели птицы. Назовите их.

- Они увидели в кормушке разнообразный корм, на любой вкус: гречку, хлебные крошки, геркулес, ягоды, семечки, колбасу.

- Голубь выбрал — …(геркулес).

- Галка долго думала и выбрала — … (гречка).

- Воробей с удовольствием стал клевать спелые — …(семечки).

- Синичка занялась — …(колбасой).

-А сороке достались — … (хлебные крошки).

Дети вспоминают, что себе выбрали птицы, и по образцу взрослого

«Снегирь клюёт ягоды, потому что они спелые».

Предполагаемые предложения:

Голубь клюёт геркулес, потому что он полезный.

Галка клюёт гречку, потому что она вкусная.

Воробушек клюёт семечки, потому что они аппетитные.

Синичка клюёт колбасу, потому что она свежая.

Сорока клюёт крошки, потому что они мягкие.

 

«ПРЯТКИ»

Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов — под, из-под.

Взрослый  показывает, как шмель, лягушка, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки из четырёх расставляются под различными предметами. Одна игрушка – водящий (например, шмель).

- Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом). И т.д.

- Шмель нашёл своих друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола). И т.д.

«ЗАКОЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: упражнять в подборе глаголов со звуком «ж».

Ножом хлеб … (режут).

Лошади громко … (ржут).

Весенний ручеёк весело … (журчит).

Несчастного человека надо … (пожалеть).

У самого синего моря старик со старухой … (жили).

Взял предмет на место его … (положи).

Пирожки на сковороде мама … (жарит).

По дорожке дети могут быстро … (бежать).

 

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОДНИМ ЗВУКОМ, ОДНИМ СЛОГОМ»

Цель: учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом.

Чтобы найти дорогу домой Машенька стала бросать предметы, которые у неё были. Если вы докончите слова звуком «ч», то узнаете, какие это были предметы.

Клю…ч, кала…ч, обру…ч, мя…ч.

А дорога была длинной, и Маша стала бросать предметы, которые у неё ещё остались. Если вы докончите слово одним слогом -чек, то узнаете, какими предметами Маша отмечала дорогу.

Плато…чек, фарту…чек, носо…чек, значо…чек, крючо…чек, поясо…чек.

 

«ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель:упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ.

ЩенокЩеняочень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильноЩенябудет молчать, если ошибёмся, громко залает.

Взрослый  выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.

- Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.

- Ты ищешь …

- Он ищет…

- Мы ищем…

- Вы ищете…

Они ищут…

 

Прошёл год Щеня вырос   и стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а …..

«ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ»

Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.

У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.

У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.

У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.

У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.

У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.

У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: Дидактические игры по развитию речи детей

Помещаю одну из консультаций для родителей развитию речи в дидактических играх....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Дидактические игры для развития речи дошкольника (материал для воспитателей и родителей)

Дошкольный возраст - самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психологические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личност...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...