Экологическое воспитание детей
статья (старшая, подготовительная группа)

Зеленковская Юлия Александровна

Экологическое воспитание детей через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей в процессе

ознакомления с лекарственными растениями

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на детей, их сознание, взгляды и представления.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Таким образом, повседневно, воздействуя на ребенка, она  имеет важное место в системе накопления личного опыта правильного взаимодействия с ней, безопасного для обеих сторон, в соответствии со своими интересами, уровнем познавательного развития.

Ребенок является первооткрывателем, исследователем, а порой неудачником при общении с природой. Благодаря своему опыту ребенок узнает, что крапива «кусается», а репейник «пристает». Важна роль взрослого, он должен ввести детей в мир природы, помочь разобраться в ее законах, сформировать знания и представления.

Главное, надо изначально закрепить знание того, что человек – не царь природы. А один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Мало обучить ребенка законам экологии. Важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной информации в соответствующий чувствительный период,  когда она может быть усвоена. Такое обучение базируется не столько на запоминании правил, сколько дает возможность развить у будущего человека экологического сознания.

Одно из важнейших условий формирования знаний о природе - это непосредственное наблюдение за объектами и явлениями самим ребенком. Одним из объектов наблюдений могут быть растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить детям богатейший познавательный материал. Ничто не заменит «наглядные пособия», которыми располагает природа.

Ребенок с раннего детства копирует эмоции и поступки близких людей. Если родители  трепетно относятся даже к самому крошечному неказистому растению, то ребенок впитывает эти эмоции и чувства. Чтобы научиться любить и беречь свою природу, самостоятельно принимать решения в постоянно меняющихся ее  условиях  надо помочь  ребенку.

С давних времен растения активно применялись различными народами для лечения болезней. Об этом свидетельствуют древние книги, папирусы. В одной из древнейших библиотек, принадлежавшей ассирийскому царю Ассурбанипалу (около 660 лет до н. э.), среди глиняных табличек, 33 оказались посвящены лекарственному сырью из растений.

В настоящее время многие из лекарственных растений хорошо и успешно используются в медицине. В фармакологии появились препараты, полностью изготовленные из растительного сырья без добавления химических соединений. В Государственной фармакопеи 11 зарегистрировано 83 вида растительного сырья. Но  это не является полным списком растений, допущенных Минздравом к применению в качестве лекарственных - еще примерно столько, же включены во Временные фармакопейные статьи, ТУ и прочие документы.

Интерес к лекарственным растениям повышается с каждым годом. Это объясняется тем, что лекарственные препараты из растений, наиболее безопасны и обладают слабо выраженным побочным влиянием.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

При выявлении степени сформированности знаний о лекарственных растениях у детей  диагностика по теме «Мир природы и ребенок» показала, что:

  • Владеют некоторыми нормами поведения в природе - 20%
  • Проявляют бережное отношение к природе - 70%
  •    Умеют различать деревья, кустарники, травы - 30%
  •    Знают названия некоторых растений - 25%
  •    Знают лекарственные растения - 10%
  •    Проявляют инициативу в уходе за растениями - 20%

По данным проведенного анкетирования родителей получены следующие результаты:

  • 60%- опрошенных родителей знают лекарственные растения
  • 70%-высказались за лечение антибиотиками
  • 30%-используют растения при оздоровлении
  • 5% - рассказывают о пользе растений своему ребенку
  • 10% - ответили, что их ребенок знает о растениях стихотворения, загадки, пословицы

Полученные данные анкетирования и диагностирования побудили к проведению более углубленной работы, сущность которой заключается в том, чтобы расширить знания и представления детей о лекарственных растениях, их пользе, которую они приносят людям и животным, сформировать необходимость бережно и гуманно относиться к природе.

В связи с актуальностью данного направления  был разработан и внедрён проект «Зелёная аптека»,  рассчитан для детей старшего и подготовительного  дошкольного возраста.  

  Цель  проекта: создание модели по ознакомлению детей с лекарственными растениями.  

Проект  нацелен на решение следующих задач:

  • Разработать перспективные планы по ознакомлению детей с лекарственными растениями.

  • Организовать цикл экскурсий для детей.

  •     Создать развивающую среду в группе.

  •     Разработать систему взаимодействия: дети, педагоги, родители.

  • Создать информационно-методическую базу по ознакомлению с лекарственными растениями.

  •  Разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня знаний у детей.
  •  Воспитать устойчивый интерес и бережное отношение к растениям.

Реализация проекта  происходила  в три этапа в течение года.

Особое внимание было обращено на создание необходимых условий для проведения  деятельности с детьми  в группе и на участке детского сада (создание клумб с растениями); на наличие необходимого материала используемого при ознакомлении с растениями (гербарии, иллюстрационный, дидактический, игровой и наглядный материал). Педагогу  быть компетентным по теме «Лекарственные растения »; уметь  пользоваться  в работе с детьми, родителями  специальной терминологией, относящейся к данной теме; владеть методикой сбора, засушивания и оформления стандартного гербария.

В ходе проекте был представлен поэтапный, целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признавалась  субъектная позиция ребенка, осуществлялось  стимулирование его активности через участие в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта была  разработана система мероприятий с родителями и детьми, создана информационно-методическая база, разработаны перспективные планы, система мониторинга по выявлению уровня знаний, повысилась заинтересованность родителей в воспитании у детей бережного отношения к растениям.

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека.
Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Опыт работы показывает, что воспитание положительного отношения к растительному миру должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Привлекая детей к тесному общению с природой к познанию мира природы, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Хочется верить, что наши дети,  когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...