Публикация в сборнике ЦНС Интерактив плюс. Путешествие в заколдованный осенний лес
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Павлова Алла Николаевна
Егорова Людмила Борисовна
воспитатели МБДОУ «Детский сад
№112 комбинированного вида»
г. Чебоксары, Чувашская Республика
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе (ОНР) «Путешествие в заколдованный осенний лес».
Аннотация: данная методическая разработка тематического занятия содержит в себе интересный сюжет, красочный и доступный для детей среднего дошкольного возраста. Занятие построено на развивающих играх и упражнениях с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Все задачи реализуются через игровые ситуации.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: закрепление представлений о признаках времени года осень, уточнить и расширить знания о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
- формировать обобщающее понятие «дикие животные»
- уточнить и закрепить знания детей о признаках времени года осень
- продолжать формировать лексико-грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными, использование существительных единственного числа в родительном и винительном падежах.
- активизировать, уточнить и расширить словарь по теме
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, артикуляционную моторику
- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие
- развивать общую моторику и мелкую моторику руки, координацию движений
-развивать эмоциональную отзывчивость детей в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать навыки организованного поведения
- воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к сверстникам
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, магнитофон, записи звуков природы, голоса диких животных, классическая музыка, разноцветные листья деревьев, вырезанные из ткани, мягкие подушечки по количеству детей, коврик, красочный иллюстративный демонстрационный материал (картинки с изображением жилищ диких животных), корзинка с шишками.
Предварительная работа:
беседы с детьми о диких животных, рассматривание иллюстраций, прослушивание записи голоса диких животных; чтение рассказов о времени года осень — журнал «Свирелька. Детям о природе»; д/и «Кто что ест», «Кого не стало», проведение с детьми игр-пантомим «Угадай животное», «Угадай, какая осень», физкультминутки «Листики осенние».
Словарная работа: познакомить с новым понятием листопад.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемно-игровая мотивация, развивающие игры и упражнения, динамические паузы, репродуктивный метод, метод активного слушания, музыкального воздействия, использование ИКТ, ЭОР.
Ход:
Организационный момент.
Дети входят в зал, взявшись за руки. Музыкальный зал украшен по-осеннему. Фоном звучат разучиваемые на музыкальных занятиях детские песни.
- Ребята, посмотрите, какой у нас сегодня зал нарядный! На улице пасмурно и сыро, а в нашем зале светло и весело.
На экране слайд со звуковым сопровождением: электронное письмо.
- Ребята, нам пришло письмо от диких животных. Они просят помочь им. Злая волшебница, заколдовала лес и живущих в нем животных, она забрала у них все-все цвета и краски. Поможем диким животным расколдовать их лес? (ответы детей)
- А как мы туда доберемся? (ответы детей)
- Умнички, ребята. Вы все правильно говорите. Только лес у нас заколдованный, а значит и транспорт нужен особый. Есть в нашем детском саду ковер-самолет, на нем и полетим (педагог раскатывает коврик, все рассаживаются на нем).
На экране слайд с осенней дождливой погодой.
- Вот мы с вами уже в пути. Посмотрите, небо затянули тучи. Если осенью часто идут дожди, как можно сказать про осень, она какая? – Дождливая осень.
На экране слайд с осенней солнечной погодой.
- Посмотрите, вновь выглянуло солнце, тепло. Как можно сказать про осень, она какая? – Солнечная осень.
На экране слайд с деревьями с желтой листвой.
- А вот стоят деревья, на которых много листьев желтого цвета, они словно золотые монетки. Как можно сказать про осень, она какая? – Золотая осень.
На экране слайд с деревьями с разноцветной листвой.
- А тут, смотрите, стоят деревья с листьями разного цвета. Как можно сказать про осень, она какая? – Разноцветная осень.
На экране слайд с изображением леса в черно-белом цвете.
- Вот и очутились мы в заколдованном лесу. Вставайте с ковра-самолета. Ох, ребята, какой же лес грустный. Надо это срочно исправлять. Я буду вам вопросы задавать, а вы мне отвечать. Приготовились, слушаем внимательно.
Осенью растут грибы?
Осенью цветут цветы?
Тучи небо закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Часто-часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Воспитатель хвалит детей за знание признаков осени.
На слайде лес постепенно становится цветным.
- Ой, ребята, взгляните, лес становится разноцветным, в него возвращаются краски. Кто-нибудь из вас видит диких животных? (ответы детей) Значит, мы с вами только лес расколдовали. Вставайте парами, пойдем по тропинке, найдем животных и поможем им. И я прошу вас, не шумите в лесу, животные боятся громких звуков.
На экране слайд с тропинкой, уходящей вглубь леса и присыпанной листвой.
Воспитатель быстро разбрасывает разноцветные листья. Дети вместе с воспитателем передвигаются по залу под запись звуков природы: шуршание опавшей листвы под ногами.
- Ребята, что вы видите под ногами? (ответы детей)
- Да, мы идем по опавшим разноцветным листьям. А что вы слышите? (ответы детей)
- Все верно, они шуршат у нас под ногами. Явление в природе, когда с деревьев опадают листья, называется листопад. Воспитатель индивидуально обращается к некоторым детям с просьбой повторить новое понятие. Давайте все вместе еще раз повторим и запомним, что когда осенью с деревьев опадают листья – это листопад.
На экране слайд с поляной.
- Посмотрите, мы пришли на поляну. Предлагаю вам поиграть и побыть немного осенними листиками.
Физкультминутка «Листики осенние».
Мы листики осенние, на ветках мы висим.
(выполняют движение «фонарики», поднимая и опуская руки)
Дунул ветер, полетели.
(поднимают руки вверх, качают ими вправо-влево)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
(кружатся на месте, приседают, кладут ладони на пол)
Снова ветер набежал, и листочки все поднял.
(встают, поднимают руки вверх, качают ими)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
(кружатся на месте, приседают, кладут ладони на пол)
- Вокруг полянки уже собрались дикие животные, которые просили нас о помощи. Вы готовы их расколдовать? (ответы детей)
- Для этого нам нужно каждое животное узнать по его тени и назвать. Например, вы узнали по тени медведя и говорите: «Это медведь». А вот и появилось первое животное. Кто это ребята?
Проводится игра «Узнай по тени» (на экране, на фоне лесной поляны появляется тень дикого животного, когда дети правильно отвечают, изображение животного становится цветным, с каждым слайдом добавляется новое животное).
- Дикие животные благодарят нас. Теперь к ним вернулись цвета, и они хотят поиграть с нами в прятки. Ребята, а вы хотите поиграть в прятки с дикими животными? (ответы детей)
- Нам нужно быть внимательными, чтобы узнать, кто спрятался, и сказать, кого не стало. Например, спрятался еж. Мы говорим: «Не стало ежа».
Проводится игра «Кого не стало» (на экране, на фоне лесной поляны изображения диких животных, с каждой сменой слайда одного из животных не хватает).
- Молодцы, ребята. Вы были очень внимательными. Все животные попрятались по своим домам. Вы хотите увидеть их жилища? (ответы детей)
- Для этого нам нужно пройти глубже в лес.
На экране слайд с тропинкой, уходящей вглубь леса.
Динамическая пауза.
Через кустики и кочки,
(показывают, что раздвигают кусты, перепрыгивают через кочки)
Через ветки и пенёчки
(идут боковым приставным шагом)
Поднимая ноги выше
(идут с высоким подниманием коленей)
Мы к лесной полянке вышли.
На экране слайд с поляной.
- Посмотрите, как много здесь пенечков, всем хватит. Садитесь, пожалуйста. Рассказ воспитателя с показом картинок.
- Ребята, осенью все животные в лесу утепляют свои жилища. Кто-то еловыми ветками, кто-то сухой травой и листьями. Они готовятся к зиме. Посмотрите, это берлога – жилище медведя в зимнее время года, а у ежа норка под трухлявым пнем или кучка опавших листьев. Медведь и еж засыпают на всю зиму. У белочки, ребята, дупло на дереве, у волка – логово под корнями деревьев, у лисы – нора. А у зайца жилища нет, он прячется под кустиком или в ямке. Предлагаю вам вместе со мной повторить и запомнить, как называются жилища диких животных.
- Молодцы, ребята. Но близко к жилищам животных мы подходить не будем. Как думаете, почему не нужно этого делать? (ответы детей)
- Правильно, ребята. А если мы постараемся не шуметь и тихо посидим на пенечках, то услышим, как дикие животные подают нам свои голоса.
Проводится игра «Узнай, чей голос» (воспитатель включает записи голосов диких животных, когда дети узнают животное по голосу и называют его, на экране появляется слайд с изображением этого животного)
На экране слайд с поляной.
- Ребята, давайте мы с вами попробуем повторить голоса животных. По показу воспитателя дети произносят подражательные звуки (медведь рычит: ы-ы-ы, волк воет: у-у-у, еж фырчит: ф-ф-ф, белка цокает: ц-ц-ц, лиса тяфкает: тяв-тяв-тяв).
- Молодцы, ребята. Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем. А нам уже пора возвращаться в детский сад. Вставайте друг за другом, мы идем обратно к ковру-самолету.
Динамическая пауза.
Через кустики и кочки,
(показывают, что раздвигают кусты, перепрыгивают через кочки)
Через ветки и пенёчки
(идут боковым приставным шагом)
Поднимая ноги выше
(идут с высоким подниманием коленей)
Тихо листьями шурша
(идут шаркающим шагом)
Из леса вышла детвора.
- Занимайте места на ковре-самолете, попрощайтесь с лесом и его жителями. Полетели.
Звучит красивая, спокойная музыка, на экране меняются слайды с фотографиями яркой осенней природы, последний слайд – фотография музыкального зала.
- Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Вставайте с ковра-самолета, помогите мне его скрутить. С ним нужно обращаться очень бережно, ведь он пригодится нам для других путешествий.
Рефлексия.
- Ребята, скажите, куда мы сегодня летали на ковре-самолете? Что мы там делали? В какие игры играли? Что мы слышали, видели в лесу? А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? За вашу доброту дикие животные передали вам подарок - шишки. Это очень полезный подарок, если шишками часто-часто делать массаж ладошек и пальчиков (воспитатель показывает) они у нас будут становиться сильными и ловкими. Шишки мы возьмем с собой в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству» Публикация в Сборнике "Инновационные потенциал современной системы образования"
Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезн...
Тезисы, принятые для публикации в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции - 2015
Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников на основе художественно-эстетической деятельности....
Публикация в сборнике
Публикация в сборнике регионального семинара-практикума...
Публикация в сборнике ЦНС Интерактив плюс. Организация работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Организация работы с родителями. Основы безопасности жизнедеятельности....
Публикация в сборнике "Осенний калейдоскоп" Смоленск 2017 года
В сборнике представлены две моих работы:1.танец "Листики - кораблики" для детей 5-6 лет, слова и музыка Кислициной Е. В., поет Юлия Селиверстова, автор движений Филимонова Л. В.,2.танец &quo...
Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.
Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...