Игры и упражнения для отработки графических навыков
методическая разработка (подготовительная группа)

Гусева Наталья Валерьевна

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_otrabotki_graficheskih_navykov.docx190.59 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для отработки графических навыков

Подготовила

 воспитатель Гусева Н.В.

Пояснительная записка

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности воспитанников к школьному обучению. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является наиболее сложным. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Такие авторы, как М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова, М.М. Кольцова, выделяют следующие компоненты готовности к письму: зрительно-двигательную координацию, зрительное восприятие, слуховую память, слухо-моторную координацию, развитие мелкой моторики рук. Они считают, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно к шести – семи годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Мы понимаем, что в настоящее время многие дети в школе, на первом этапе обучения, испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание элементов письма, нередко встречается «зеркальное» письмо. Дети не различают «лево», «право», «лист», «страница», «строка», они не укладывается в общий темп работы.

 Для развития мелкой моторики рук и подготовке руки к письму и были подобраны эти задания и упражнения

Цель :развитие графических навыков детей старшего дошкольного возраста, подготовка руки к письму.

Задачи: развивать зрительно-двигательную координацию;

-зрительное восприятие;

- слуховую память;

-слухо-моторную координацию;

- мелкую моторику рук.

1.Рисование линий, фигурных дорожек

Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

-Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

http://www.tinlib.ru/zdorove/200_uprazhnenii_dlja_razvitija_obshei_i_melkoi_motoriki/i_005.jpg

2.По контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

http://www.tinlib.ru/zdorove/200_uprazhnenii_dlja_razvitija_obshei_i_melkoi_motoriki/i_007.jpg

3.Штриховки с различным направлением движения руки

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, соблюдать расстояние

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

http://www.tinlib.ru/zdorove/200_uprazhnenii_dlja_razvitija_obshei_i_melkoi_motoriki/i_018.jpg

4.Рисование по точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

http://www.tinlib.ru/zdorove/200_uprazhnenii_dlja_razvitija_obshei_i_melkoi_motoriki/i_006.jpg 

5.Графические диктанты

Подготовить листок в клеточку. На нем стоят точки. Взять карандаш.

Я буду говорить в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Когда проведете линию, ждете, пока я не скажу, куда направить следующую .Карандаш от бумаги не отрывать.

  1. 2 клетки влево, 2 вниз. (буква Г)
  2. 2 клетки вниз, 2 по диагонали вправо вверх, 2 вниз.(буква И)
  3. 2 клетки вверх, 2 вправо, 2 вниз. (буква П)
  4. 2 клетки влево, 2 вниз, 2 вправо. (буква С)
  5. 2 клетки влево, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 2 влево.(буква Б)
  6. 2 клетки вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево. (буква Р)

6.Раскрашивание Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

7.Обводка шаблонов, трафаретов

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны,  обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....

Упражнения по развитию графических навыков ребенка.

Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму. Назначе...

Упражнения по развитию графических навыков

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не...

Упражнения по развитию графических навыков ребенка.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, ...

Мастер-клас для родителей «Упражнения по развитию графических навыков ребёнка»

С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная со штрихов и каракулей. Постепенно развиваясь, ребенок ...