«Формирование нравственно-экологической позиции у детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Голяк  Светлана  Васильевна

Выступление из  опыта работы

«Формирование нравственно-экологической позиции  у детей дошкольного  возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление из опыта работы36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад

общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  художественно – эстетического

направления  развития воспитанников № 13

с. Арзгир  Арзгирского  района  Ставропольского  края

Выступление из  опыта работы

«Формирование нравственно-экологической позиции  у детей дошкольного  возраста»

                                                                                         

Воспитатель: Голяк  С.В.

В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Поэтому бережное отношение к природе и окружающей среде является важной традицией каждого человека. Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы.

 Я учу своих малышей видеть необычное в обычном, обращать внимание на туман, дождь, деревья, жучков, которые нас окружают ежедневно, видеть в них красоту и всегда суметь им помочь, т. е формировать гуманные отношения к окружающей природе , которая включает в себя: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам: стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие.

Моя группа оборудована под экологическую комнату , где есть зона  обучения и игр , зона релаксации, зона библиотеки, региональная зона, зона коллекций, зона коллекций. Развивающая среда способствует реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, эколого-эстетического.

Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром природы. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, даёт возможность выразить себя в общении с окружающим.

Для того чтобы сформировать эти качества я организовала педагогический процесс таким образом, куда входят :

1.Занятия по экологии.  

2.Совмесная работа воспитателя и  детей.

 3.Самостоятельная деятельность детей.

 Составила посезонное перспективное планирование занятий по экологии и совместной деятельности воспитателя и детей.        

На занятиях использовала разнообразные методы и приёмы. Наиболее эффективными формами занятий являются: занятия- путешествия, игры – занятия, викторины, КВН. Они позволяют вовлекать детей в разговор, высказывать свои соображения по целому ряду простейших и более сложных вопросов, которые ставит взрослый.                                      

   Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность , которая протекает в форме экспериментальных опытов. Организация этой работы идёт по двум направлениям: живая и неживая природа. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способ действий, проявлению творчества.

Совместная деятельность воспитателя и детей осуществлялась в таком плане: наблюдение в уголке природы, на прогулке, целевые прогулки в природу, экскурсии по экологическим тропам, игры, беседы, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций о природе, сбор коллекций семян, камней, листьев и цветов; труд в уголке природы, просмотр диафильмов, видеофильмов, ведение календаря природы, «Понорамы  добрых дел»; экологические праздники и досуги.

Воспитывая детей, я стремилась заложить основы бережного, внимательного и созидательного отношения к природе, желание заботиться :поливать и рыхлить землю у растений ,ухаживать за огородом. В процессе труда ребёнок имел возможность применить на практике свои знания, приобрести новые.

Дети с удовольствием принимали участие в экологических праздниках и развлечениях, которые помогали им развить эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающему миру.

Одним из важных и в тоже время наиболее сложных аспектов моей работы является экологическое просвещение родителей. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим , также закладывается в семье в период с раннего детства. Если раньше многие современные родители акцентировали внимание не на развитие личности ребёнка, а на подготовке его к школе. Однако мой опыт работы с родителями показал, что объяснение значимости экологического образования для общего развития детей( его памяти, речи, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы) и связи его с состоянием здоровья, изменили отношение родителей. Экологическую информацию родители получали на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, в повседневном общении детей в группе, трудовых десантах. Привлекала к сотрудничеству с детьми. Предлагала дома проделать ряд опытов, понаблюдать за явлениями природы, поухаживать за живыми объектами. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Я и природа», «Моя семья отдыхает». Я считаю, что экологическое образование родителей важное и сложное направление педагогического процесса в д\с, которое во многом определяет образование ребёнка, требует системы и целенаправленности работы.

Экологически ориентированная активность позволила дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Дети накопили небольшой опыт отношения к миру, что придало его деятельности гуманный характер.                                                    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения

Статья представляет собой прояснительнкю записку, в которой описан опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников....

Статья "РОЛЬ КНИГИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Вопрос о единстве человека и природы относиться к вечным вопросам современного мира, современного общества. Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. Природа - это...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ "Методика формирования нравственно-экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе"

В методических рекомендациях представлена специфика экологического развития детей дошкольного возраста, которая позволяет достичь высоких результатов в этом направлении. Адресуется воспитателям дошкол...

Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"

Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...

Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"

Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психич...

Консультация для родителей "Капризы и упрямство детей дошкольноговозраста"

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная...