Проект "Музыка и Дети"
проект
Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с музыкой разных жанров, то можно развить в детях более глубокое эмоциональное восприятие музыки в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzyka_i_deti.docx | 158.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА № 11
«УЛЫБКА»
ПРОЕКТ
«МУЗЫКА И ДЕТИ»
Подготовила: воспитатель
Хабилайнен Валентина Алексеевна
КЛИН
2018 год
- Актуальность темы:
Нам всем хорошо известно, что основой духовно - нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Где духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни. Как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Современный окружающий мир выдвигает новые требования к современному человеку с каждым новым днём. Сейчас более успешен тот, кто помимо развитого интеллекта, умеет себя выгодно подать, умеет ориентироваться в обстановке, обладает гибким и творческим умом.
Какие они – творчески одаренные люди? Это, как правило, люди с тонким чувством юмора, имеющие разносторонние интересы, глубоко понимающие себя и других, с развитым эмоциональным интеллектом, игривы, по-хорошему авантюрны, имеющие свое мнение, открыты для общения.
Творчество служит человеку для его саморазвития, самовоспитания и самообучения. Творчество это созидательная энергия, которая направлена на его личностный рост, соприкосновение с душевной гармонией, реализацию собственной индивидуальности.
Творчество начинается с детства.
О чём мечтают дети? О чём мечтают их родители? Самое поразительное открытие, к которому мы приходим, перестав быть «детьми», это то, что мы… остаемся безнадёжно похожими на них, улыбающихся нам или дующих губы в обиде. Мы, как и они мечтаем быть самыми лучшими, самыми красивыми, самыми счастливыми и удачливыми, и, конечно же, самыми умными. У каждого ребёнка есть свои мечты, задатки. Дети от природы любознательны и полны желания реализовать себя. Как превратить эти задатки в способности?
На свете нет неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок – личность. Важно найти для каждого ребёнка то слово, в котором он сейчас нуждается. А главное, верить в своего воспитанника, отдавая ему свою любовь, тепло своего сердца, свет своей души.
Творчество трактуется учёными как человеческая деятельность высокого уровня познания и преобразования окружающего мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек, формы, личностные качества и способы его мышления.
Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.
Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к себе и окружающим, природе, животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий. Возникают определенные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыке и уровнем готовности детей к данному виду деятельности.
- Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: Познание; Развитие речи; Художественное творчество; Коммуникация
- Время работы над проектом: октябрь 2018 – май 2022
- Возрастная категория: дети от 3 до 7 лет
- Вид проекта:
Открытый: (в контакте с семьей, учреждениями культуры, ДШИ имени П. И. Чайковского), групповой, творческий, долгосрочный. - Цель проекта:
Повышение качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста в ДОО через создание условий для приобщения их к классической музыке.
- Взаимодействие с музыкальным руководителем;
- Знакомство детей с классической музыкой;
- формирование начал музыкально-художественной культуры,
- формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством прослушивания классической музыки,
- развитие стремления к поиску форм для воплощения творческого замысла.
Цель достигается в процессе решения поставленных задач. - Задачи проекта:
• познакомить детей с классической музыкой, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта;
• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности;
• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т.ч народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами, артистами балета
• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки;
• формировать единый детско-взрослый коллектив.
- Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с музыкой разных жанров, то можно развить в детях более глубокое эмоциональное восприятие музыки в целом.
- Участники проекта:
Воспитанники, родители, педагоги МДОУ
- Основные формы реализации поставленных задач проекта:
- игровые занятия с музыкальным сопровождением,
- интегрированные занятия,
- «Минуты музыки» – прослушивание музыки в режиме дня;
- продуктивная деятельность (изодеятельность)
- музыкальные гостиные ,
- музыкальные викторины,
- релаксационные паузы
- встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами-исполнителями,
- ритмическая мозаика
- Предполагаемый результат и\или продукт деятельности
Воспитанники:
Положительная динамика в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку. Становление начал музыкального вкуса, появление интереса классической музыке. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражение его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Родители:
Развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального воспитания ребенка. Создание музыкальной коллекции для слушания в семье.
Педагоги:
Активное участие в развитии музыкального восприятия детей, обогащение музыкальной культуры. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки.
- Научно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материалы и оборудование: DVD-проигрыватель, музыкальные центры, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, пополнение наглядного демонстрационного материала группы. Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, мета ллофоны). Интернет-ресурсы
Научное обоснование:
- Как считают исследователи, музыка – одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми.
- Специалисты из медицинской школы Гарварда обнаружили, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpus callosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на четверть.
- План работы
Этапы реализации проекта
1. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта
2. Обсуждение целей и задач проекта.
3. Изучение компетентности родителей по теме проекта «Музыка и дети».
4. Создание условий для реализации проекта: оформление музыкального зала, пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, подбор музыкальных и литературных источников по соответствующим тематикам.
5. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников (индивидуальные беседы, рекомендации, выступление на собраниях)
6. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
7. Организация тематических выставок, мини-презентаций. познакомить воспитателей с современными методическими разработками и литературой по теме: «Музыка и дети»;
8. Провести цикл занятий и мероприятий по теме: «Творчество П.И. Чайковского»
9. Познакомить детей с правилами поведения в театре, концертных залах во время слушания музыки, используя мультфильм «Уроки доброты» (9 серия);
7. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с классической музыкой дома;
8. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Творчество П.И. Чайковского»;
9. Обогащение предметно-развивающей среды
Описание реализации проекта или программы
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
октябрь | Изо-деятельность под музыку П.И. Чайковского (воспитатели группы) | Индивидуальные беседы «Слушание классической музыки» (воспитатели группы) | Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведении утренника «Осень золотая») (отв. воспитатели, музыкальный руководитель) |
Ноябрь | Включение классической музыки в режимные моменты дня (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку) (Отв.: воспитатели групп) | Индивидуальные беседы «Как вызвать интерес к музыке у ребёнка» (отв.воспитатели группы) | Оформление музыкального зала к «Дню матери» (отв. муз. Руководитель, воспитатели группы) |
Декабрь | Знакомство с циклом П.И. Чайковского «Времена года» «Зима» (воспитатели группы) | Разработка рекомендаций для родителей «Как научить ребёнка слушать классическую музыку?» (отв. воспитатели) | оформление музыкально-дидактических игр «Музыкальные жанры» (отв. муз. Руководитель) Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведении утренника «Замороженная карта») (отв. воспитатели, музыкальный руководитель) |
Январь | Занятие «Наш оркестр» (слушание музыки в исполнении симфонического оркестра) (воспитатели, муз. руководитель) | Наглядная информация для родителей «Надо ли слушать классическую музыку?» (воспитатели) | Оформление музыкально-дидактических игр «Музыкальные инструменты» (отв. муз. Руководитель) |
Февраль | Цикл занятий по балету «Лебединое озеро» П.И. Чайковский (воспитатели) | Подготовка атрибутов для проведения «Дня защитника Отечества» | Оформление музыкального зала к «Дню защитника Отечества» |
Март | Включение музыки разных жанров в режимные моменты дня (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку) (Отв.: воспитатели групп) | Консультация для родителей «Польза музыки в художественном творчестве» | Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведении утренника «Мамин день») (отв. воспитатели, музыкальный руководитель) |
Апрель Май | Формировать стремление воспитанников к поиску способов и форм для воплощения творческого замысла. (воспитатели группы) | Индивидуальные беседы по теме «Музыка и дети» | Оформление музыкального зала к выпускному вечеру «Летучий корабль» (отв. муз. руководитель воспитатели группы) |
- Оценка, анализ и обобщение результатов работы
На практике, современные дети очень редко получают возможность
встречи с произведениями искусства, о чем говорит опрос родителей детей, проведённый в МДОУ «Улыбка», только 4% из опрошенных родителей знакомят своих детей с музыкальными произведениями великих композиторов; 8% посещают театры, концерты, выставки.
- Выводы и рекомендации
Цель проекта «Музыка и дети» - повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ через создание условий для приобщения их музыке разных жанров.
Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду.
В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь. Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Музыкальный язык - завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
- Сведения об авторе:
Фамилия Имя Отчество: Хабилайнен Валентина Алексеевна
Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 «УЛЫБКА»
Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста
Образование: Среднее Профессиональное
Стаж работы: 2 года 9 месяцев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....