Познавательно-исследовательский проект «Свойства соли»
проект
Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Мы решили узнать про соль как можно больше. Проблема: Где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_soli.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» города Чебоксары
Познавательно-исследовательский проект
«Свойства соли»
Составители:
Чуварова Г.С.
Чебоксары, 2019
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: фронтальный (дети средней группы «Радуга»)
Продолжительность: кратковременный (1 неделя)
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели.
Дети по своей натуре – исследователи. Их любознательность, стремление познавать, наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и развить интерес к исследованиям.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Мы решили узнать про соль как можно больше. Проблема: Где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи?
Цель проекта: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию, узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль.
Задачи:
- Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
- Исследовать свойства соли опытным путём.
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.
Ожидаемый результат: проведя опыты с солью, мы узнаем много нового о её свойствах и применении.
Данная методическая разработка предназначена для организации проектной деятельности с детьми 4-5 -летнего возраста.
Методическая разработка содержит конспекты мероприятий с детьми, рекомендации по работе с родителями.
Проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями.
1 этап – подготовительный (21.01.2019г.-22.01.2019г)
Определение темы проекта, постановка целей и задач, определение методов решения основных задач.
2 этап – теоретический (21.01.2019г. – 22.01.2019г.)
Сбор информации: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет.
3 этап – практический (22.01.2019г. –25.01.2019г.)
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
Просмотр презентации «Всё об обычной соли»
Опыт «Свойства соли»
Познакомить с пословицами, поговорками и загадками про соль
Опыт «Соль растворяется в воде»
Опыт «Незамерзающая соль»
4 этап - заключительный
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Презентация проекта.
Дата проведения | Мероприятие | Задачи |
22.01.2019г. | Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» | Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. |
23.01.2019г. | Просмотр презентации «Всё об обычной соли» Опыт «Свойства соли» | Дать детям знания о добычи поваренной соли. Познакомить детей со свойствами соли. Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению соли и определению ее основных свойств. |
24.01.2019г. | Познакомить с пословицами, поговорками, сказкой и загадками про соль Опыт «Соль растворяется в воде» | Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. Продолжать знакомить со свойствами соли. |
25.01.2019г. | Опыт «Незамерзающая соль» | Расширять знания о свойствах и качествах соли. |
Информационные ресурсы:
- энциклопедии, справочники
- интернет ресурсы
Материальные:
- соль разного вида
- стаканы
- ложки
Технические средства обучения:
- ноутбук
- фотоаппарат
Риски | Пути преодоления |
Незаинтересованность детей темой проекта | Заинтересовать детей через беседы, исследовательскую деятельность, чтение литературы. |
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях.
- Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 2007.
- Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
- Журнал «Дошкольное воспитание» 6, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» 3, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» 4, 1998
- Журнал «Дошкольное воспитание» 8, 2006
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
- Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.
- Интернет-ресурсы.
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
«Хлеб – соль!» – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
8 тысяч лет люди используют соль в пище. Откуда она берётся? Из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён сольдобывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль».
Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.
Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.
И наоборот, бессолевая диета применяется только в лечебных целях и проводится под наблюдением врача.
Сколько же соли нужно человеку в день?
Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).
Сказка про соль.
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Пословицы о соли
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
- Соли нет, так и слова нет.
- Без соли и стол кривой.
- Без соли и хлеб не естся.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Хоть бы песок, лишь бы солил.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Несолоно хлебавши.
- Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
- Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
- От хлеба–соли не отказываются.
- Хлеб-соль и разбойника смиряет.
- Хлеб-соль не бранится.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- Хлеб да соль, ем да свой.
- Надо хлеб-соль помнить.
- Ешь солоней, жить будешь веселей.
- На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
- Без соли, без хлеба, худая беседа.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
- Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
- Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
- Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
- Я помню твою хлеб-соль.
- Хлеб-соль взаимное дело.
- От хлеба-соли не отказываются.
- Хлеб да соль, и обед пошел!
- Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
- Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
- После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
- Хлеб-соль платежом красна.
- Чтоб потом положить по щепотке
- В миски, платки, горшки, сковородки.
- Рис и рыба, фасоль и салат
- Сразу стали вкусней во сто крат!
- Без денег торговать, как без соли хлебать.
- Насыпать соль на хвост.
- Соль варим, а сами в нужде сидим.
- Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
- Хлеб соль кушал, а не послушал.
- Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
- Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
- Щи капустою пригожи, а солью укусно.
- Грех куском макать в соль.
Загадки о соли
- Меня не едят — и без меня мало едят.
- В воде родится, а воды боится.
- Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
- Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
- Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
- Лежит гася-простеглася. Як устане-то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
- В воде родится, а воды боится.
- В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
- Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
- Что в избе за белая Марья? (соль).
- Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль).
- Опыт. «Свойства соли»
Мы рассмотрели соль под лупой и узнали, что она бывает мелкая, крупная и морская. Частицы соли похожи на кристаллики. Она соленая, белого цвета, не имеет запаха. На ощупь соль сухая и сыпучая, а еще она растворяется в воде.
Вывод: Соль используют при приготовлении пищи.
Зная, что соль растворяется в воде, мы решили узнать, в какой воде она раствориться быстрее: в горячей или холодной?
- Опыт. «Соль растворяется в воде».
Для этого опыта мы взяли 2 стакана. В один налили холодной воды, а в другой – горячей. В оба стакана насыпали по три ложки соли и хорошо перемешали. В результате опыта мы увидели, что в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее. Но в одном и другом стакане она осталась прозрачной и бесцветной. Мы попробовали воду на вкус. Она стала соленой.
Вывод: Чем горячее вода, тем быстрее в ней растворяется соль. Соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.
- Опыт. «Незамерзающая соль».
Мы взяли две пластмассовые емкости, налили в них воду, в одну из которой – добавили соль и хорошо перемешали. Так как опыты мы проводили зимой, то емкости с водой взяли с собой на прогулку. В конце прогулки увидели, что пресная вода стала замерзать, превращаться в лед, а солёная вода осталась в прежнем состоянии. Мы взяли емкости с собой в детский сад и с помощью воспитателя поставили за окно. Мы были уверены в том, что за ночь соленая вода превратиться в лед, но на следующий день, к нашему удивлению этого не произошло: пресная вода замерзла, а соленая - нет.
Вывод: Соленая вода при низкой температуре не превращается в лед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Познавательно-исследовательская деятельность.Опыты с солью.
"Волшебница- соль!"...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Познавательно-исследовательский проект «Свойства соли»
Цель проекта: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию, узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль.Задачи:•Выяснить, что такое с...
Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.
Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...
Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»
Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах. Задачи:Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать...