Проект "Адаптационный клуб малышей "Мишутка"
проект (младшая группа)
При поступлении в детский сад каждый ребенок, в той или иной степени, проходит через так называемый адаптационный стресс. Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и сотрудников детского сада. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Ведь вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и выполнять требования незнакомых взрослых, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24»
Проект сотрудничества психолога с родителями
Адаптационный клуб малышей: «Мишутка»
Руководитель проекта:
Федотова О.А.
Педагог-психолог
г. Нижнекамск, РТ
Введение
При поступлении в детский сад каждый ребенок, в той или иной степени, проходит через так называемый адаптационный стресс. Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и сотрудников детского сада. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Ведь вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и выполнять требования незнакомых взрослых, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Одним из критериев успешности адаптации является внутренний комфорт, то есть эмоциональная удовлетворенность ребенка.
Дети в возрасте 1-2-х лет не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Напряженное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.
Данная ситуация может затянуться на годы, если отсутствует психологическое сопровождение адаптации ребенка и семьи в ДОУ. В то же время существует потребность в повышении эффективности проводимых мероприятий по адаптации.
Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Ведь в присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новой обстановке зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
В связи с актуальностью этой проблемы создан проект «Адаптационный клуб малышей «Мишутка».
Проект «Адаптационный клуб малышей «Мишутка»
Цель – создание условий для оптимального течения адаптации к ДОУ посредством эффективного взаимодействия с родителями и повышения их психолого-педагогической компетентности.
Задачи проекта:
Для детей:
Психологическое сопровождение в период адаптации:
- снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Для педагогов:
- Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- Совершенствование навыков эффективного взаимодействия с родителями.
Для родителей:
- Повышение уровня психологических знаний об особенностях адаптации к новым условиям и факторах, влияющих на успешную адаптацию, об особенностях развития детей раннего возраста, о методах воспитания, развития и обучения.
- Формирование активной позиции по отношению к процессу адаптации детей;
- Оказание помощи в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в различных видах деятельности;
- Обучение использованию своих собственных ресурсов;
-Вовлечение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Этапы реализации проекта
1 этап «Подготовительный»
- Изучение необходимой литературы и подбор методического материала;
- Составление плана работы по адаптации, с учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей;
- Анкетирование родителей на тему: «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад»;
- Подготовка информационного материала для родителей;
- Организация предметно-развивающей среды в группе
2этап «Практический»
Работа с родителями
- Родительское собрание «Адаптация ребенка к ДОУ»;
- Психологические консультации по адаптации ребёнка в детском саду;
- Курс занятий совместно с детьми и родителями по адаптации к детскому саду;
- Консультации для родителей с практическими рекомендациями на тему: «Адаптация ребенка в детском саду», «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», «Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Что воспитывает детский сад»;
- Анкетирование родителей по динамике адаптации детей.
Работа с педагогами
- Консультация «Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации»;
- Обучение формам и методам проведения групповых занятий с детьми в период адаптации.
Работа с детьми
- Курс психологических занятий с детьми по адаптации к ДОУ;
- Контроль за состоянием и поведением детей с помощью «Листа адаптации» (по методике К.Печоры);
- Диагностика уровня адаптированности детей к ДОУ.
3 этап «Заключительный»
- Анализ уровня адаптированности по результатам диагностики и анкетирования;
- Итоговое мероприятие совместно с детьми «Здравствуй, елочка!»
В Адаптационном клубе для малышей «Мишутка» занятия совместно с родителями проводятся 1 раз в неделю в течение трех месяцев (сентябрь-ноябрь) в зависимости от состояния ребенка и по времени поступления в ДОУ.
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения мероприятий | Ответственный |
1. | Изучение необходимой литературы и подбор методического материала | Август | Федотова О.А. |
2. | Составление плана работы по адаптации, с учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей | Август | Федотова О.А. |
3. | Анкетирование родителей на тему: «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад» | Август | Федотова О.А. |
4. | Подготовка информационного материала для родителей | Август | Федотова О.А. |
5. | Организация предметно-развивающей среды в группе | Август | Федотова О.А. |
6. | Консультации для родителей с практическими рекомендациями на темы: «Адаптация ребенка в детском саду», «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», «Психологические особенности ребенка раннего возраста», «Что воспитывает детский сад» | Сентябрь, октябрь | Федотова О.А. |
7. | Проведение психологических занятий с детьми в группе по адаптации | В течение года | Федотова О.А. |
8. | Контроль за состоянием и поведением детей с помощью «Листа адаптации» (по методике К.Печоры) | Сентябрь-октябрь | Федотова О.А. |
9. | Родительское собрание: «Адаптация ребенка к ДОУ» | Сентябрь | Федотова О.А. |
10. | Проведение психологических занятий совместно с родителями и детьми | Сентябрь-ноябрь | Федотова О.А. |
11. | Психологические консультации родителей по адаптации детей (по запросу) | В течение года | Федотова О.А. |
12. | Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации» | Сентябрь | Федотова О.А. |
13. | Обучение педагогов формам и методам проведения групповых занятий с детьми в период адаптации. | Сентябрь-ноябрь | Федотова О.А. |
14. | Диагностика уровня адаптированности детей к ДОУ. | Декабрь | Федотова О.А. |
15. | Анкетирование родителей по динамике адаптации детей. | Октябрь, декабрь | Федотова О.А. |
16. | Проведение итогового совместно с родителями мероприятия: «Здравствуй, елочка!» | Декабрь | Федотова О.А. |
Заключение
Участие родителей в работе адаптационного клуба «Мишутка» повышает их заинтересованность в воспитании детей, формирует более доверительные отношения с педагогами. Данная форма работы позволяет обеспечить выход семьи из возможных противоречий и вовлекает в самообразовательную и созидательную деятельность, способствует гармоничным взаимоотношениям внутри семьи. Мамы начинают лучше понимать личностные особенности своего ребенка, учатся принимать их, приобретают навыки эффективного детско-родительского взаимодействия.
Анализ полученных результатов диагностики и анкетирования позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне адаптированности детей раннего возраста к ДОУ, преобладании положительного эмоционального состояния.
Исходя из полученных результатов деятельности по проекту, мониторинга востребованности данной формы сотрудничества с семьями в условиях дошкольного учреждения мы планируем дальнейшее его развитие.
Список литературы
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Волков Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
- Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ.- СПб.: Детство – Пресс, 2013.
- Петрова И., Лиханова Т. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2012.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000.
- Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.
- Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду.- М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: – М.: Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-533875-1416541763.jpg)
КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»
Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-661953-1444976439.jpg)
Работа с родителями, семейный клуб "Моя семья", заседание клуба "Папы - будьте рядом с нами"
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Клуб наиболее подходящая форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодейс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-741586-1453553567.jpg)
Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани Сценарий заседания детско-родит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188793-1359202068.jpg)
Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)
Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-205749-1519069444.jpg)
Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»
Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...