Организация образовательного процесса в ДОУ на этапе реализации ФГОС ДО
методическая разработка
Организация образовательного процесса в ДОУ на этапе реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация образовательного процесса в ДОУ на этапе реализации ФГОС ДО | 34.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 Родничок
«Организация образовательного процесса в ДОУ
на этапе реализации ФГОС ДО»
группа общеразвивающей направленности
от 2-х до 3-х лет № 2 «Малышок»
(первая младшая группа)
Бородкина Нина Владимировна, воспитатель
2017
Организация воспитательно-образовательного процесса группы общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет № 2 «Малышок» осуществляется на основе рабочей программы группы с учетом:
- Требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Основной образовательной программы дошкольного учреждения.
В соответствии с ФГОС структура Программы включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
В каждом из них отражается обязательная часть (60%) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%).
Участниками образовательного процесса являются: воспитанники группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители (законные представители).
Воспитательно-образовательный процесс в группе строится на основе индивидуальных особенностей детей и отражает:
- возрастные особенности детей 3–го года жизни;
- характер взаимодействия детей со взрослыми и с другими детьми;
- систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
- индивидуальные особенности развития детей группы с учетом контингента воспитанников (всего – 20 воспитанников из них 7 девочек и 13 мальчиков);
- социальный заказ родителей для обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- материально-технические условия осуществления образовательного процесса (наличие технических средств образования - ТСО);
- предметно-пространственную развивающую образовательную среду (должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).
Планирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы.
Построение образовательного процесса осуществляется на комплексно-тематическом принципе, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема недели также отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Содержание образовательного процесса спланировано с учетом региональной расположенности детского сада.
Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Мы планируем образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. В планирование включаем разнообразные виды деятельности с детьми, учитывая их индивидуальные, возрастные особенности и работоспособность. Также учитываем разнообразные формы организации детей: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Она присутствует во всей педагогической работе, а не только в одной из областей.
Образовательный процесс группы включает в себя совокупность всех пяти образовательных областей, в которых сочетаются следующие функции:
- образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
- развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
- воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности.
Образовательная деятельность в группе осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.
Образовательный процесс группы включает следующие блоки:
- Проведение занятий
- Образовательная деятельность в режимных моментах
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность детей
- Организация ППРС
- Взаимодействие с семьями воспитанников
Проведение занятий
Занятия в группе реализуются через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно сетке занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Длительность занятий составляет 10 минут. Каждый воспитатель прилагает немало сил, чтобы деятельность была эмоциональной, яркой и интересной, для этого используется иллюстрированный материал, наглядный, раздаточный, в перспективе применение технических средств обеспечения (ТСО).
Образовательная деятельность в режимных моментах
В утренние часы и вечерние часы:
Основная наша задача в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.
Основное место в вечернем отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
На прогулке: в режиме дня нашей группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе). Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений, индивидуальной работы с детьми, самостоятельной деятельности детей.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
- С детьми проводятся подвижные игры, игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, тематические праздники.
- Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы, упражнения по освоению культурно – гигиенических навыков.
- Игры с правилами (дидактические), сюжетно – ролевые, театрализация.
- Опыты и эксперименты с водой, с песком, со снегом.
- Беседы на разные темы, рассказывание сказок, разучивание потешек, стихов, песенок.
- Слушаем с детьми музыкальные произведения, выполняем музыкально – ритмические движения.
Так же в процессе образовательной деятельности мы используем
следующие методы:
- Игровой
- Словесный
- Наглядно-демонстрационный
- Проблемно-поисковый
- Практический
- Ситуативный
- Метод проектов
- Метод экспериментирования
- Методы контроля и наблюдения
К числу используемых нами современных образовательных технологий можно отнести:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технологии проектной деятельности;
- Технология исследовательской деятельности;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Технология портфолио дошкольника и воспитателя (Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка);
- Игровые технологии;
- Технология «ТРИЗ» (Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий).
Совместная деятельность педагога с детьми
Индивидуальная работа проводится в течении дня с одним ребёнком или подгруппой детей.
Количество детей зависит от индивидуальных особенностей, вида деятельности, сложности материала. Но все мы обязаны помнить, что каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Самостоятельная деятельность детей
Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая возрасту детей. Есть развивающие игры, игрушки для сюжетно - ролевых игр, спортивное оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей. Воспитатели периодически меняют игровой материал, а появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную активность детей. В группе обеспечен свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Воспитатели вместе с детьми строго следят за исправностью и сохранностью материалов и оборудования. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы удовлетворяет этим потребностям.
В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в группе:
содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
Работа с родителями
Во взаимодействии с родителями мы учитываем социальный статус семьи, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, группы, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.
С целью вовлечения семьи в единое образовательное пространство на постоянной основе ведется целенаправленная работа, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития, нами ведется работа в трех направлениях:
- Работа по организации взаимодействия с семьей.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
Помимо традиционных форм работы с семьями воспитанников, мы используем инновационные формы и методы работы:
- - тематические выставки;
- - опрос на любые темы;
- - консультации специалистов;
- - совместные проекты;
- - совместное оформление группы, прогулочного участка;
- - сайт ДОУ;
- - личный блог.
Мне хочется обозначить основные задачи, стоящие перед воспитателями при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
- Наполнить жизнь ребёнка интересным содержанием.
- Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
- Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации.
- Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
- Исключить формализм, шаблонность.
- Внимательно и тактично относиться к ребёнку, его возможностям, способностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...
опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»
опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»...
Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"
Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения...
«Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыко...