«Профессиональная составляющая «образа - Я» дошкольника»
презентация
«Профессиональная составляющая
«образа - Я» дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_sostavlyayushchaya_obraza_ya.docx | 178.38 КБ |
professionalnaya_sostavlyayushchaya_obraza_ya.pptx | 260.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная составляющая
«образа - Я» дошкольника»
В настоящее время одной из приоритетных целей дошкольного образования является формирование целостной гармоничной личности дошкольника. Решение этой задачи продуктивно в условиях целостного педагогического процесса, направленного не только на интеллектуальное, нравственно-эстетическое, физическое развитие, но и на познание ребенком собственного духовного потенциала, своей личностной сущности.
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону, отделяется от взрослого, выделяет себя среди других, понимает, что он отличается от окружающих. Ребенок начинает осознавать свое «Я». Таким образом, начинают развиваться начальные формы самосознания. Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.
Самосознание – понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение, является центральным новообразованием всего периода дошкольного возраста.
Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношение к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец, осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе .
Изучением формирования самосознания у детей дошкольного возраста занимались такие отечественные и зарубежные психологи как Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Дж. Болдуин и другие. В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру.
В.С. Мухина предлагает изучение самосознания ребенка через структурные звенья самосознания. Формирование структурных звеньев самосознания личности начинается с рождения ребенка, но полностью оформляются они только по окончанию детского периода.
Рассмотрим структурные звенья самосознания личности дошкольника по В.С. Мухиной.
Ведущие линии развития самосознания | Представление о своем имени |
Представления о своем теле | |
Притязание на признание (самооценка) | |
Половая идентификация | |
Социальное пространство личности | |
Психологическое время личности |
Начальное представление о своем профессиональном определении начинает формироваться в дошкольном возрасте как одна из линий самосознания. Рассмотрим в каком.
Представление о своем имени.
Имя ребенок получает при рождении. Это знак, который позволяет отнести данного человека к установленному социальному слою, этносу, месту общественных отношений, полу. Имя человека и местоимение «Я» помогают ребенку идентифицировать себя с именем, выделить себя как отдельного индивида, осознать свою уникальность, особенность. Важно в дошкольном возрасте заложить положительное отношение к собственному имени через утверждение своего достоинства («Петя – хороший мальчик»).
Представления о теле.
Тело человека является не только организмом, имеющим физические формы и проявления, но индивидуальный образ. Тело отражает культуру человека и уровень его духовности, физические, психические свойства и особенности человека. Дошкольники, в основном, положительно воспринимают свою внешность, но младшие завышено оценивают свой внешний облик («Я красивый»), а старшие – более самокритичны. В самосознании ребенка формируется целостный образ тела, представление об индивидуальности лица, телосложения.
Притязание на признание (самооценка).
Эта потребность в признании свойственна человеческой сущности. Для взрослого человека эта потребность реализуется в деятельности. У ребенка формирование этой потребности начинается в семье. Нормальной ситуацией развития в семье считается, если ребенок принят всеми членами семьи, которые выражают свою любовь к маленькому человеку. Потребность в общении, возникая во взаимодействии со взрослыми людьми, постепенно реализуется в отношениях со сверстниками. Отношения со сверстниками сопровождаются элементами соревновательности и конкуренции.
Половая идентификация.
Полоролевая идентичность у детей связана с присвоением мужских или женских форм поведения, интересов и ценностей определенного пола. Стереотипы поведения у ребенка закладываются в самосознании путем подражания представителям своего пола. Дошкольники не только знают о своей половой принадлежности, имеют представления о ее неизменности (девочка – девушка – женщина, мальчик – юноша – мужчина), но и различают друг друга по особенностям строения тела, а не только по прическе, одежде. У дошкольников вырабатывается чувство гордости, что он является именно мальчиком (или девочкой) и адекватное отношение к детям другого пола.
Социальное пространство личности.
Эта структурное звено самосознания представлено условиями социальной среды, в которой живет и развивается ребенок. В этих условиях социальной среды происходит формирование прав и обязанностей ребенка, его личной социальной позиции. По мнению В.С. Мухиной, это структурное звено самосознание, как ни одно другое детерминируется культурой, которая сформирована в истории этноса.
Психологическое время личности.
Это структурное звено самосознания представляет собой индивидуальное переживание личности своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем. В дошкольном детстве ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. С возрастом ребенка происходит более отчетливое восприятие психологического времени, у ребенка происходит формирование ответственности за себя в настоящем и будущем. У дошкольника появляется желание пойти в школу, освоить какую-то профессию, расти, чтобы приобрести определенные преимущества. Свое будущее ребенок видит не столько в физическом росте, сколько в реализации себя в какой-либо профессии. Данный факт является предпосылкой ранней профориентации ребенка.
Выстраивание жизненной перспективы ребенка осуществляется только при поддержке и помощи взрослого, который раскрывает перед ребенком возможности его занятий в будущем, знакомя с трудом взрослых и создавая условия для того, чтобы ребенок примерил разные трудовые роли в игре.
Психологическое время личности позволяет человеку идентично реагировать на оценку своего индивидуального пути во времени и стремиться к объективной самооценке и притязаниям в разных сферах жизни.
В старших группах мною реализуется психологическая программа по индивидуализации самосознания «Вот я какой». Рассуждая о психологическом времени личности, дети сделали рисунки «Каким я был, какой сейчас, каким я буду».
Будущее представили 22 ребенка группы № 11 через следующие профессии:
Профессия | Атрибуты | Место труда | |
1 | Полицейский- 4 | Машина, наручники | |
2 | Моряк | Корабль, сеть | Море с рыбами |
3 | Шахтер - 2 | Кирка | Туннель с лампами |
4 | Спасатель | веревка | Тянет из воды |
5 | Продавец - 2 | продукты | Здание магазина |
6 | Пожарный - 2 | Огнетушитель, шланг, пожарная машина | |
7 | Воспитатель | дети | Комната со столом |
8 | Военный | пистолет | |
9 | Парикмахер | Ножницы, фен | Клиент |
10 | Почтальон | Посылка | Здание |
11 | Нянечка | Ведро, тряпка | Дети |
12 | Охранник | пистолет | |
13 | Доктор - 2 | Одежда, шприц, фонендоскоп | Скорая помощь |
14 | Танкист | Форма, оружие, флаг | танк |
15 | Изобретатель | Гаечный ключ | робот |
16 | Парашютист | Парашют |
Будущее представили 14 детей группы № 8 через следующие профессии:
Профессия | Атрибуты | Место труда | |
1 | Полицейский | Машина | |
2 | Шахтер 1 | Кирка | |
3 | Продавец | касса | |
4 | Пожарный | Огнетушитель, шланг, | |
5 | Воспитатель -2 | Дети, указка, мяч. комод | |
6 | Военный- 2 | пистолет | |
7 | Парикмахер | Ножницы, фен | Клиент |
8 | Строитель | Дом | |
9 | Воздушная гимнастка | Обруч | |
10 | Охранник | ||
11 | Водитель | Машина | |
12 | Булочница | Спецодежда, булки | Витрина |
Данные рисунки позволяют сделать вывод, что знания старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых достаточны и разнообразны. Все участники занятий достаточно свободно определили себя в профессии. Не испытывали затруднения в используемых атрибутах.
С детьми подготовительных к школе групп была проведена диагностика по профориетационному опроснику (Е. И. Климова) для детей 6-7 лет. Цель опросника – определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник .
Детям задавались вопросы о том, какой вид занятий им нравится больше. По результатам ответов определялись предпочтения к определенному типу профессий:
1. Профессии типа «Человек - природа» (садовник, агроном, животновод, зоотехник и др.);
2. Профессии типа «Человек - техника» (слесарь, токарь, крановщик, инженер и др.);
3. Профессии типа «Человек - человек» (учитель, врач, продавец, медсестра и др.),
4. Профессии типа «Человек - художественный образ» (певец, актер, чеканщик и др.).
Опрошено 37 детей
Результаты:
«Человек – природа» 21- 57 % | «Человек – техника» 7 – 19% | «Человек – человек» 2- 5% | «Человек –художественный образ» 7 – 19 % |
В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать, как он будет использовать это в будущем. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приоритетная цель дошкольного образования- формирование целостной гармоничной личности дошкольника.
Самосознание – понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Является центральным новообразованием всего периода дошкольного возраста .
Структурные звенья самосознания личности дошкольника по В.С. Мухиной. Ведущие линии развития само- сознания Представление о своем имени Представления о своем теле Притязание на признание (самооценка) Половая идентификация Социальное пространство личности Психологическое время личности
Представление о своем имени .
Представления о теле.
Притязание на признание (самооценка).
Половая идентификация.
Социальное пространство личности.
Психологическое время личности .
Ознакомление с трудовыми ролями в игре
1 Полицейский- 4 Машина, наручники 2 Моряк Корабль, сеть Море с рыбами 3 Шахтер - 2 Кирка Туннель с лампами 4 Спасатель веревка Тянет из воды 5 Продавец - 2 продукты Здание магазина 6 Пожарный - 2 Огнетушитель, шланг, пожарная машина 7 Воспитатель дети Комната со столом 8 Военный пистолет 9 Парикмахер Ножницы, фен Клиент 10 Почтальон Посылка Здание 11 Нянечка Ведро, тряпка Дети 12 Охранник пистолет 13 Доктор - 2 Одежда, шприц, фонендоскоп Скорая помощь 14 Танкист Форма, оружие, флаг танк 15 Изобретатель Гаечный ключ робот 16 Парашютист Парашют
1 Полицейский Машина 2 Шахтер Кирка 3 Продавец касса 4 Пожарный Огнетушитель, шланг, 5 Воспитатель - 2 Дети, указка, мяч. комод 6 Военный- 2 пистолет 7 Парикмахер Ножницы, фен Клиент 8 Строитель Дом 9 Воздушная гимнастка Обруч 10 Охранник 11 Водитель Машина 12 Булочница Спецодежда, булки Витрина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».
«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....
«Школа мяча» как одна составляющая занимательной деятельности дошкольников в физическом воспитании
Программа "Школа мяча" разработана по программе "Детство" для детей 5-7 летОсновная цель кружка «Школа мяча»: совершенствовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми из группы риска по заболев...
Индивидуальный подход, как одна из составляющих физического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
Статья по индивидуализации и взаимодействию со специалистами ДОУ....
Консультация для родителей «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника"
Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника"...
Главные составляющие школьной готовности дошкольника
Критерии готовности к школьному обучению.Кризис 7 лет.Как справиться с кризисом 7 лет?...
Педсовет- "Двыгательная активность дошкольников, как важная составляющая музыкальной деятельности дошкольника"
Сообщение на педагогическом совете "Двыгательная активность дошкольников, как важная составляющая музыкальной деятельности дошкольника"...
"Двигательная деятельность, как одна из составляющих здорового образа жизни дошкольника»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учрежздения...