Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
статья (подготовительная группа)

Рязанова Наталья Сергеевна

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т. е. «хочу»). Для меня стало важным как сделать так, чтобы такое желание возникло.

Поставила перед собой цель: Выстроить систему работы для познавательной активности детей  дошкольного возраста подготовительной группы с помощью различных форм и методов и приёмов.

Для реализации данной цели решала следующие задачи:

- Создать условия в группе для самостоятельной познавательной активности детей;

- Расширить детский кругозор;

- Пополнить развивающую среду группы;

- Организовать цикл экскурсий в природу;

- Разработать тематическое планирование по ОО Познавательное развитие;

- Привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей группы.

Прежде всего, в основу работы в этом направлении взяла следующие принципы:

- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;

- природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;

- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

- взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».

- смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;

- здоровьесберегающий принцип и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рязанова Н.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №54 Кировского района

Санкт-Петербурга

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с  ФГОС (из опыта работы воспитателя)

В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (текст ФГОС пункт 1.4.7.)

А в задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. (это пункт 1.6.6.)

По своей природе дети дошкольного возраста подготовительной группы стремятся к более активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром (помимо «могу», у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т. е. «хочу»). Для меня стало важным как сделать так, чтобы такое желание возникло.

Поставила перед собой цель: Выстроить систему работы для познавательной активности детей  дошкольного возраста подготовительной группы с помощью различных форм и методов и приёмов.

Для реализации данной цели решала следующие задачи:

- Создать условия в группе для самостоятельной познавательной активности детей;

- Расширить детский кругозор;

- Пополнить развивающую среду группы;

- Организовать цикл экскурсий в природу;

- Разработать тематическое планирование по ОО Познавательное развитие;

- Привлечь родителей к решению вопросов познавательного развития детей группы.

Прежде всего, в основу работы в этом направлении взяла следующие принципы:

- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;

- природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;

- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

- взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».

- смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;

- здоровьесберегающий принцип и др.

Эти принципы и определяют мой подход к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, провела мониторинг с целью определения уровня развития познавательной активности детей. На основе полученных результатов выстроила систему работы. Прежде всего составила перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. В плане я предусматриваю разные виды деятельности: НОД, игру, труд, самостоятельную и продуктивную деятельность.

Серьезное внимание необходимо уделить созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. (п. 3.3.1. 1)

Организовала развивающие центры разных видов деятельности (Экологический, исследовательский, краеведческий, познавательный и т. п.) составила картотеки методической и детской литературы, интересных форм работы с детьми по данному направлению.

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности

В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.

Осуществляю ее в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.Большое внимание уделяли наблюдению (за погодой, за трудом взрослых, за комнатными растениями и т. д., а так же беседам (Что случиться со снегом, если пригреет солнышко? Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды? и т. д)

На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:

- «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;

- дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт«Угадай по запаху», «Куда спряталась вода?», «Чудесный мешочек», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Фрукты-овощи», «Животный мир» и др., мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми вне НОД;

- глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;

- настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;

- микроскоп, лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.

Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудован «Стеллаж для любознательных» (энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.). Подобрала книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями. Их содержание всегда доступно детям.

В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Вопрос – ответ». На них выносится информация, требующая нашего непосредственного участия. Это сообщение дополнительных интересных сведений, показ разнообразных опытов. Детям очень нравятся разной тематики досуги: КВН, викторины, вечера загадок и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. Готовятся к ним дети по желанию. На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное. Замечено, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.

Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).

В своей работе широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:

- игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;

- сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.);

- элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.);

- юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.

На НОД в образовательной области «Познание» организовываю взаимоотношения не только по системе «педагог – дети», но и «дети – дети». Практика показывает, что не всегда в НОД поощряется взаимодействие детей со сверстниками (часто такое общение воспринимается как шалость). А ведь именно их взаимодействие друг с другом способствует развитию познавательного интереса, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, сопереживания. В своей работе стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей оказывать помощь друг другу.

Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Формы работы с родителями

• Лекции об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

• Размещение рекомендаций на информационном стенде, сайте ДОУ.

• Семейные проекты «Моя семья», «Поможем птицам зимой», «Генеалогическое древо нашей семьи».

• Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»

• Создание картотеки элементарных опытов, которые можно проводить дома.

Познавательные вечера по различной тематике, где родители – активные участники.

У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

Результаты  уровня познавательной активности детей нас порадовали. Можно утверждать, что системная работа по данной проблеме способствует развитию познавательной активности старших дошкольников.

Рязанова Н.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №51 Кировского района

Санкт-Петербурга

Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм НОД во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. В нашей группе дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки» и др. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; не распределяем роли, а способствуем самостоятельному определению ребёнка на роль; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от нас, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, мы специально ставим перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Так, например, ребенок, отличающийся застенчивостью, в игре «Армия» получает роль командира, он должен выполнять активные действия по отношению к подчиненным, «солдатам». Создавая по ходу сюжета различные сложные ситуации, мы стимулируем ребенка решать игровые задачи и выходить из трудных положений; вовлекая в игру, стараемся учитывать особенности, способности и интересы каждого ребёнка.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго направления складываются реальные отношения между детьми в группе. Каждому ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Тот, кого “не принимают” в игру, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию: ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми мы стараемся продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент. Например, в игре «Цирк» объясняю обидчивому ребёнку, что дети смеются не конкретно над ним, а их смешит «весёлый клоун», роль которого он выполняет. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры. Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, наши дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом выражают свое отношение к добру и злу. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, например, по сказке «Красная Шапочка», мы учим детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. В игре-драматизации по русской народной сказке «Теремок» мы учим согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать, не перебивая, уважительно относиться друг к другу и правильно вести диалог. В режиссёрских играх "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". В нашей группе дети используют плоскостной и объёмный настольный театр, а также кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток). Посредством театрализованных игр мы развиваем творческий потенциал, внимание, воображение, мышление и память детей.

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Играя в такие дидактические игры, как «Секрет», «Волшебные слова», мы содействуем решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. В непрерывной образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Наши дети любят логоритмические и пальчиковые игры, а также с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные игры, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требующие от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым, честным, уступчивым. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки («Путешествие в мир эмоций», «Экран эмоций», «Кубик»). При активном использовании игр, например, «Путешествие пешехода», учим детей правилам поведения в обществе, развиваем речь. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Чей подарок» мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям.

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций учим детей понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей. Многие хороводные игры («Карусели», «Ходит Ваня») построены на тактильных ощущениях, они помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов. С помощью таких игр мы регулируем собственное эмоциональное состояние ребёнка и налаживаем доброжелательные отношения с окружающими. При необходимости выбора одного из участников хоровода для последующего игрового действия у детей формируется и осознается чувство симпатии, как например, в «любимой» игре «Каравай». Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации. В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы (игра «Колпачок»). Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребенок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети (игра «Ровным кругом»). В этом случае мы учим детей оценивать и свои действия, и действия своих сверстников. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение.

Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Рязанова Н.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №51 Кировского района

Санкт-Петербурга

Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса у дошкольников

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организацию образовательной деятельности дошкольников. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен, т. к он основывается на интересах детей, предполагает их самостоятельную активность. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка- дошкольника.

Этапы работы над проектом: первый этап – “выбор темы”. (модель “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?.) Второй этап – реализация проекта. (составление плана его реализации) Третий этап – презентация. (оценка его выполнения.) Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка.

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, но главная это - сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постеᴨенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная  от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов, родителей воспитанников и организации социальных партнеров. Проектная деятельность формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников.

Проектная деятельность дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

        В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой.

 В своей практике наиболее часто использую следующие виды проектов:

исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, детского дизайна проекты: «Покормите птиц зимой!», «Кто у бабушки в деревне живет?», «Что у бабушки в огороде растет?»

Внедрение в практику технологии проектного метода позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Основными задачами по реализации данного вида проекта выступают:

Развитие познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

Систематизация знаний об окружающем мире;

Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.

информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы и др.) проекты «Где прячется здоровье?», «Я человек»

Основные задачи данного вида проекта:

Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;

Формирование установок толерантного сознания;

Развитие самопознания и положительной оценки.

творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна) - проект «Масленица»

При реализации творческих проектов решались такие задачи, как:

Развитие творческого потенциала каждого участника проекта;

Овладение различными видами творческой деятельности;

Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству;

Вовлечение в дизайнерскую деятельность.

Анализируя результаты деятельности, после применения проектного метода в своей работе с дошкольниками по развитию познавательных способностей, выявлено, что проекты:

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Поводя итог данной работы можно сделать вывод, что использование данного метода в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования – начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в разных видах деятельности, поэтому одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного воз...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. "Ребёнок - это не сосуд, который надо ...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами в...