«Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ»
материал
Аннотация. Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания, основные задачи, стоящие перед ДОУ. В данной статье рассматриваются главные показатели духовно-нравственного развития дошкольников, «Модель выпускника».
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, развитие, ценности, общество, культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ»
Аннотация. Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания, основные задачи, стоящие перед ДОУ. В данной статье рассматриваются главные показатели духовно-нравственного развития дошкольников, «Модель выпускника».
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, развитие, ценности, общество, культура.
Воспитание человека в духе нравственности состоит именно в том, что поступки,
полезные обществу, становятся для него инстинктивной потребностью.
Георгии Плеханов
В настоящее время на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…» На сегодняшний день материальные ценности стали доминировать над духовными, у современных детей потерян интерес к представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизму.
К основным задачам нравственного воспитания в ДОУ относятся такие, как:
- Гуманные отношения между детьми и взрослыми посредством выполнения элементарных правил общежития, заботливого отношения к окружающим и близким людям, доброжелательности и отзывчивости;
- Воспитание культуры поведения и трудолюбия;
- Формирование коллективистических взаимоотношений детей;
- Воспитание патриотической любви к родине.
Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания [3].
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). [2]
Важной особенностью нравственного воспитания дошкольников является то, что содержание их общения с взрослыми должно быть педагогически ценным, только в этом случае оно сможет оказать нужное нравственное воздействие на ребенка. Нравственное воспитание в ДОУ осуществляется в условиях детского общества, где для каждого ребенка формируется возможность углубления и накопления положительного опыта и взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Именно в дошкольном возрасте ребёнок приобщается к миру общественных ценностей, формируются основы отношения к себе, к близкому окружению. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками.
Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:
- Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;
- Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;
- Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.
- Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;
- Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;
- Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;
- Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;
- Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;
- Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности [2].
Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»: милосердный, трудолюбивый, добрый, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру.
Литература:
1 . Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. Основная образовательная программа «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова — М.: Просвещение, 1989. [2]
3. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская — М.: Просвещение, 1987. [3]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ»
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовател...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образ...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы
презентация...
Доклад из опыта работы «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
Вашему вниманию представляю доклад по духовно-нравственному развитию личности докольников, в котором вы можете ознакомиться с перспективным планом по этой теме....
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации
Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...
Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "
В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...