«Организация занятий по творческому конструированию из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования резервов, утилизации отходов становятся все более острыми для современной цивилизации. Согласно подсчетам американских исследователей, упаковочные материалы составляют почти треть отходов, попадающих на мусорные свалки.

В настоящее время все больше возрастает потребность в воспитании человека как разумного и рачительного хозяина, способного жить в условиях естественного сокращения природно-экономических ресурсов. Немаловажная роль в этом отводится  системе дошкольного образования. Отечественная педагогика обращает внимание на необходимость развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Творческое конструирование развивает у учащихся фантазию, воображение, моторику рук, пространственное мышление, воспитывает эстетический вкус, волю, аккуратность, трудолюбие.

Вопросами конструирования из "бросового" материала как одним из интереснейших видов детской деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, занимались И.Я. Базик, Э.К. Гульянц, Л.А. Парамонова, Л.С. Тезавровская, Ф.П. Филенко, Л.К. Шлегер и др.

Методические рекомендации разработаны с целью  выявления условий применения конструирования из бросового материала в процессе организации художественно-ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomend._tv._konstr._iz_bros._materiala.doc775 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования  

«Организация занятий по творческому конструированию из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста»

(методические рекомендации)

                                                                                                   

Исполнитель:

Нечаева Валентина Фёдоровна,

воспитатель МАДОУ № 157, г. Кемерово

Консультант:

Мельник Елена Ивановна,

 методист кафедры дошкольного образования

                                                                                                   

Кемерово 2015г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Рекомендации родителям по ознакомлению детей  дошкольного

   возраста со свойствами бросового материала  и работе с ним…………….4

2. Методика организации и проведения занятий по конструированию

   с использованием  бросового материала с детьми старшего

   дошкольного возраста……………………………………………….……….14

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования резервов, утилизации отходов становятся все более острыми для современной цивилизации. Согласно подсчетам американских исследователей, упаковочные материалы составляют почти треть отходов, попадающих на мусорные свалки.

В настоящее время все больше возрастает потребность в воспитании человека как разумного и рачительного хозяина, способного жить в условиях естественного сокращения природно-экономических ресурсов. Немаловажная роль в этом отводится  системе дошкольного образования. Отечественная педагогика обращает внимание на необходимость развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Творческое конструирование развивает у учащихся фантазию, воображение, моторику рук, пространственное мышление, воспитывает эстетический вкус, волю, аккуратность, трудолюбие.

Вопросами конструирования из "бросового" материала как одним из интереснейших видов детской деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, занимались И.Я. Базик, Э.К. Гульянц, Л.А. Парамонова, Л.С. Тезавровская, Ф.П. Филенко, Л.К. Шлегер и др.

Методические рекомендации разработаны с целью  выявления условий применения конструирования из бросового материала в процессе организации художественно-ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Рекомендации родителям по ознакомлению детей  дошкольного

   возраста со свойствами бросового материала  и работе с ним

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. и т.п. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.

Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т.д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия.

Пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из под йогурта и даже пакеты из-под сока - замечательный материал для всевозможных поделок. А чего только не придумаешь из пластиковых бутылок: они могут быть и брызгалками, и вазочками, и кеглями, и мишенями для городков. Из них можно сделать лопату и формочки для песка, кораблики и даже целый плот.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Эта тема неисчерпаема. Можно бесконечно придумывать новые роли для старых вещей, которые нас окружают, и дело не в богатстве или в бедности, дело в нравственном к ним отношении. Самое важное – научить ребят переживать чувство  радости от самостоятельно  выполненного труда, приучить их преодолевать трудности.

Эффективными педагогическими условиями воспитания основ разумного потребления материальных ресурсов у старших дошкольников являются:

• содержательная досуговая деятельность по конструированию из «бросового» материала с использованием метода игровых проектов с учетом субкультуры и игровых интересов мальчиков старшего дошкольного возраста;

• обеспечение нарастающей субъектной позиции детей в использовании «бросового» материала через детское экспериментирование с данным материалом, принятие правил поведения в мини-мастерской, освоение способов конструирования, творческое воплощение совместных игровых замыслов на основе создания детьми для игр поделок из «бросового» материала;

• личностно-ориентированное педагогическое сопровождение, направленное на трансляцию опыта культуры потребления через непосредственное общение, участие педагога в детских играх, стимулирование репродуктивной и творческой деятельности по конструированию, активизацию позитивного опыта поведения в повседневной жизни;

• создание в мини-мастерской предметно-игровой среды, позволяющей детям накапливать опыт ценностного отношения к материальным ресурсам, культуры утилизации отходов.

Коробки... Любой малыш мечтает о своем собственном маленьком домике, в котором можно играть или прятаться. В детских супермаркетах пластиковые теремки как магнитом притягивают к себе детишек. И начинаются просьбы, уговоры: "Купи-и-и-и!.." Такие домики стоят не дешево. И далеко не каждая семья может похвастаться столь просторной жилплощадью, что бы избушка свободно разместилась в комнате. Вместе с малышом вы можете соорудить замечательный эксклюзивный дом из обыкновенной коробки от телевизора или монитора. Чем больше коробка, тем лучше. Крышей будет служить дно коробки. Чтобы домик получился повыше, выпрямите четыре "створки", которыми коробка обычно закрывается, и закрепите их в таком положении несколькими слоями скотча. Полом в вашем доме будет служить пол  комнаты. Коробку обклейте со всех сторон белой бумагой или кусками обоев. Затем аккуратно прорежьте окошки и отогните "ставни". Таким же образом соорудите дверь. Дом почти готов. Пусть хозяин возьмет краски и разрисует жилище по своему вкусу. А, еще лучше, сделайте это вместе. Можно обклеить домик картинками и плакатами из детских журналов. Получится ярко и весело. Будет интересно рассматривать стены, искать любимых мультяшных героев, вот только раскрасить домик уже не получится. В дом можно затащить подушки, прикрепить на стену полочку, зеркальце, повесить картины и даже провести свет. Для этой цели подойдет фонарик или маленький ночничок, который ставится прямо на пол. Только на всякий случай вытащите электрический провод за пределы домика. Этот дом замечателен тем, что в считанные секунды превращается в плоский кусок картона и убирается с глаз долой на балкон или в коридор. А потом так же быстро вновь становится домиком. Можете не сомневаться, это сооружение надолго станет любимой игрушкой малыша.

Всевозможные коробки – благодатный материал для детской творческой игры. Малыши – удивительные существа. Они могут фотографировать картонной коробочкой и использовать ее как бинокль, коробка может превратиться в лошадь, машину, пароход и даже космический корабль. Все идеи для игрушек, о которых речь пойдет ниже, очень просты и лежат буквально на поверхности. Но как часто, изобретая велосипед, мы не видим именно эти, самые простые возможности для игры. Итак, если ваш малыш страстный поклонник лошадей, сделайте вместе с ним лошадку из картонной коробки. Для этого подойдет коробка средних размеров. Срежьте с коробки клапаны крышки и переверните ее вверх дном. В дне прорежьте круглое отверстие, в которое сможет пролезть малыш. В углах коробки проделайте дырочки и вставьте туда две веревки на манер шлеек. Эти шлейки будут одеваться на плечи ребенка. Из отрезанных кусков картона вырежьте профиль лошадиной физиономии с шеей, нарисуйте глаза, рот, нос. Из ленточки сделайте уздечку и оденьте лошадке на морду. Теперь приклеиваем лошадиную шею к передней стенке коробки. Из порезанного бахромой целлофанового пакета делаем гриву и хвост. При желании лошадь можно разрисовать яблоками или сделать любую другую нужную масть. Забавная игрушка готова. Малыш надевает на себя коробку, просовывая руки в веревочные шлейки (их длину нужно отрегулировать так, что бы коробка висела примерно на уровне пояса), берется за уздечку и начинает с гиканьем скакать по комнате. Можно командовать своей лошадке: "Шагом! Рысью! Галопом!" и самому же выполнять команды. Не забудьте придумать лошадке имя. Если ваш малыш именно сейчас активно интересуется мифами, то обычная лошадка в считанные минуты превращается в крылатого пегаса. Для этого нужно лишь приклеить ей картонные крылья. Теперь можно не только скакать, а еще и летать. Ну, кто же из малышей не мечтает об этом?

Если ваш кроха – будущий автомобилист, подобным образом можно смастерить и автомобиль. Покрасьте коробку в яркий цвет, нарисуйте дверцы, приклейте по бокам (или присоедините при помощи винта и гайки) четыре пластиковые или бумажные одноразовые тарелки (это будут колеса). Из пищевой фольги вырежьте блестящие "фары" и разместите их спереди и сзади. Теперь осталось только вырезать картонный руль, взять его в руки, надеть на себя коробку-машину и отправиться в увлекательную поездку по комнатам.

Ну, а если кроха мечтает о межгалактических путешествиях, то ему никак не обойтись без космического корабля. Для такого масштабного строительства вам понадобится довольно просторная прямоугольная коробка с невысокими бортиками, в которой малышу будет удобно сидеть. Отрезаем у коробки задний клапан, передний заворачиваем внутрь, боковые клапаны отгибаем в стороны и срезаем с них передние углы, что бы получилось нечто, похожее на крылья ракеты. Передний клапан – наша панель управления. Рисуем на нем всевозможные кнопки, датчики и экраны. Затем нам понадобится пять маленьких пластиковых бутылок. Обрезаем их в виде воронок и узкой стороной приклеиваем к задней стенке ракеты. Получатся "стартовые двигатели". Аналогичным образом обрежем большую бутылку и сделаем из получившейся воронки "нос" нашей ракете. Осталось смастерить "турбодвигатели". Сделайте шесть трубочек из альбомных листов, оберните их тонкой пищевой фольгой и приклейте по три на заднюю часть каждого "крыла". Космический корабль готов! Пусть юный астронавт захватит с собой в ракету подушку (так удобнее сидеть), провиант (а как же без этого?) и… Ключ на старт! Начинается обратный отсчет: десять, девять… Поехали!

Простор для фантазии почти безграничный! Небольшая коробка от детского питания или пакет из-под сока может превратиться во что угодно. Например, в кукольную мебель или бытовую технику. Подавай им стиральную машину, а в придачу к ней холодильник, микроволновку и прочие технические радости. В своих играх ребенок  копирует нашу взрослую жизнь. Подобные игрушки можно, конечно, и купить. Но, думаю, я не открою тайны, если скажу, что многие малыши с удовольствием играют и самодельными игрушками. И, часто, они для них куда милее покупных. Не потому ли, что игрушки эти хранят тепло ваших рук, любовь ваших сердец, частичку вас самих? Это не ширпотреб, это эксклюзив. А кроме всего прочего, подобные самодельные игрушки очень полезны для малыша. Они развивают его фантазию и творчество.

Итак, что же можно сделать из коробок от детского питания и им подобных? Например, холодильник. Обклеиваете коробку бумагой или обворачиваете фольгой, вырезаете дверцу, внутрь вклеиваете несколько полочек. Холодильник готов! Если немного пофантазировать, можно превратить коробку и в стиральную машину. На боковой стенке коробки вырезаем круглое отверстие, изнутри заклеиваем его кусочком прозрачного пластика или пищевой пленкой. Разрисовываем переднюю стенку под "натуральную" стиралку, вставляем сбоку кусочек соломинки для коктейля – шланг. Белье закладываем сверху, и пусть оно понарошку стирается. Подобным образом можно сделать и микроволновку, и газовую плиту с духовкой, и, конечно, всевозможную кукольную мебель. Например, одежный шкаф. Сначала соорудим ящики. Для этого склеим вместе три спичечных коробка и обклеим сверху цветной бумагой. Ручки в ящиках сделаем из маленьких деталек от мозаики, проколов в коробочках дырочки, капнув по капельке клея и вставив туда детальки. За эти ручки можно будет ящички выдвигать и задвигать. Теперь в нижней части коробки прорежем аккуратное отверстие и вставим туда наши ящики, хорошенько закрепив скотчем или полоской бумаги. А выше ящиков вырежем двери. Теперь чуть ниже крыши "шкафа" в боковых стенках сделаем отверстия и вставим туда деревянную палочку, карандаш или плотную трубочку для коктейлей. Из проволоки сделаем плечики и повесим на получившуюся вешалку. Теперь куклы смогут вешать в шкаф свои наряды, а в ящиках хранить туфли, бусы и прочие безделушки.

Небольшие коробочки, например, от маленьких соков – тоже отличная основа для всевозможных игрушек. Если обклеить их бумагой, нарисовать окошки, двери и приклеить картонные колесики, может получиться маленький автомобильчик. А можно сделать паровоз и несколько коробочек-вагончиков, соединяющихся при помощи обычных канцелярских скрепок, вставленных на манер крючков в торцы коробочек. Если при этом вырезать верхнюю стенку, в машинки и паровозики можно сажать пассажиров. А еще такие пакетики могут превратиться в домики для игрушек или гаражи для машинок, будки для маленьких собачек или кроватки для куколок. Нужно лишь соответственно их оформить и раскрасить. Из соковых пакетов получаются отличные кораблики. Благодаря особому водонепроницаемому материалу, они не будут промокать и тонуть, как обычные бумажные. Если вы планируете сделать из коробочки кораблик, не прокалывайте соломинкой фольгу. Прорежьте дырочку в широкой боковой стороне и слейте сок в стакан, а саму боковую сторону вырежьте, что бы получилось "корытце". Устанавливаем на кораблик мачту из зубочистки или соломинки для коктейлей, крепим парус из кусочка бумаги. Спустите корабль на воду в ванной, и если он выдержит испытание, сохраните его до скорой весны. Скотчем приклейте к "носу" корабля веревочку, и тогда маленький капитан в резиновых сапогах сможет тягать его за собой по весенним ручьям. Не забудьте дать кораблю имя.

Множество возможностей таят в себе и обыкновенные спичечные коробки. И если у вас накопилось некоторое количество этого творческого материала, можно заняться занимательным конструированием. Из склеенных коробков получаются собачки, жирафы и прочие представители фауны, роботы, кукольная мебель. Если малыш собирает коллекцию киндер-сюрпризов, соорудите вместе с малышом этажерку. Для этого возьмите внутреннюю часть спичечного коробка, вклейте в его уголки зубочистки, а на зубочистки насадите следующий коробочный ярус. Таким образом, сделайте несколько этажей. Затем приступайте к созданию новой этажерки. Для того, что бы конструкция не была слишком хлипкой, склейте боковые стороны коробочек соседних "этажерок" между собой. Так у вас получится настоящий стеллаж, где у каждого игрушечного малыша будет свое место. А еще эта конструкция может стать многоэтажной кроваткой все для тех же «киндеровых» зверюшек или многоярусным гаражом для машинок.

Техника безопасности при работе со спичечными коробками: следить, чтобы дети не брали в их рот, не облизывали.

А вот еще одна простая, но очень полезная идея для маленьких рукодельниц, увлекающихся изготовлением украшений из бусинок. Склейте из спичечных коробков мини-комод, где в каждом ящике будут лежать бусины определенного цвета и формы. И компактно, и удобно, и мелкие детали не валяются по всей квартире.

Тарелки и тарелочки. Следующий объект нашего внимания – одноразовые тарелки. Из них тоже получаются весьма и весьма интересные поделки. Самое простое – это бумажные тарелки расписать. Красиво получается, если рисунок расположен в центре тарелки, а гофрированная рамочка остается однотонной (белой или цветной). Рисовать можно все, что душа пожелает. А если мама расскажет малышу, что такое гжель, а, еще лучше, покажет на картинках, то можно попробовать расписать тарелку в этом интересном стиле. Для подобной росписи нам понадобится белая тарелка и синяя краска для рисунка.

Из одноразовых тарелок получаются забавные зверюшки. Целая тарелка может стать, например, головой льва. Для этого покрываем ее желтой краской, рисуем мордочку, а гривой будет служить гофрированная окантовка, выкрашенная в коричневый или оранжевый цвет. Из половинки другой тарелки сделаем льву туловище и приклеим к голове. Оставшийся кусочек тарелки с помощью ножниц превращается в хвост. Если чуть-чуть пофантазировать, можно сделать и черепаху, и кошечку, и божью коровку, и паука. Устройте дома выставку детских работ или используйте "тарелочные" игрушки для домашнего кукольного театра.

Ну, а если в вашей семье подрастает маленькая модница, то имеет смысл устроить настоящую шляпную мастерскую. И понадобятся нам для этого все те же бумажные тарелки. При помощи дырокола или ножниц сделайте с двух сторон тарелки небольшие отверстия. Закрепите в них ленты или резинку. Это будут завязки. Теперь положите "шляпку" на стол и начинайте ее украшать вместе с дочуркой по своему вкусу. В ход пойдут краски, искусственные цветы, ленты, бантики, перья, бусины, макароны, блестки, обрезки ткани, кружева, брошки - в общем, все, что отыщется дома. А если вы вспомните кадры из исторических фильмов, где дамы носили на голове не просто шляпки, а настоящие произведения искусства в виде ваз с фруктами или целых кораблей, то у вас наверняка появятся дополнительные идеи по украшению. Если "шляпкоделание" увлечет малышку, можно, уподобившись настоящим модельерам, создавать целые тематические коллекции шляпок. Например: "Эти удивительные животные", "Здравствуй, весна!" или "Морские сокровища". И непременно устройте показ шляпок для папы или бабушки с дедушкой.

Многоликие бутылки. Действительно, чего только не придумаешь из пластиковых бутылок: они могут быть и брызгалками, и вазочками, и кеглями, и мишенями для городков. Из них можно сделать лопату и формочки для песка, кораблики и даже целый плот. В эту копилку идей еще одно дополнение: простая, занятная и очень полезная игра, развивающая координацию и точность движений. Итак, возьмите пластиковую бутылку, отрежьте от нее половину (ту, что с горлышком). К этой половинке на уровне среза, по кругу приклейте скотчем несколько одноразовых пластиковых стаканчиков. Срез бутылки и края стаканов должны быть на одном уровне. В двух бутылочных крышках проколите дырочки и соедините их длинной веревкой. Одну крышку навинтите на горлышко. Задача игрока, держа в руке игрушку за горлышко, пытаться забросить висящую на веревочке крышку в стаканчики. Лучше сделать сразу две такие "бросалки". А если написать на стаканчиках маркером разное количество очков, можно устроить соревнование на ловкость и сноровку.

А теперь возьмите оставшиеся части бутылок с донышками. Они пригодятся нам еще для одной похожей игры. В капсулу из-под киндер-сюрприза положите кусок пластилина и хорошенько закройте ее. Теперь становитесь с малышом на небольшом расстоянии друг от друга и перекидывайте получившийся мячик друг другу с помощью бутылочных половинок-"ловушек". Можно и самому тренироваться в ловкости рук, перебрасывая шарик из правой руки в левую и наоборот.

Стаканчики и соломинки. Из этого мелкого добра тоже может кое-что получиться. Из пластиковых или бумажных стаканчиков выйдет целый выводок разнообразных существ. Нужно лишь вырезать из цветной бумаги всевозможные носики, ротики, мордочки, глазки и приклеить к перевернутым стаканчикам. Можно добавить бумажные ручки, лапки, хвостики. Соорудите таким образом персонажей, скажем, для «Репки» и разыграйте спектакль прямо на столе. Кстати, из самых маленьких бутылочек от йогуртов получаются замечательные пальчиковые куклы. Рисуете им личики и мордочки (или клеите из бумаги), клеите ушки и короны, делаете прически из целлофана, шерстяных ниток, кусочков меха и ткани – артисты для кукольного театра готовы.

Можно сделать кукол и иначе. Нарисуйте нужного персонажа на белом картоне, раскрасьте и вырежьте. Осталось приклеить к картонной фигурке соломинку для коктейля и можно показывать импровизированный спектакль. Если у вас не очень ладится с рисованием, поступите чуть иначе. Вырежьте подходящие картинки из прочитанного детского журнала. Это могут быть мультяшные персонажи или сказочные герои. Наклейте их на картон, а что делать дальше – вы уже знаете. Ну и, конечно, самое простое и замечательное применение соломинкам найдется после того, как вы дадите ребенку ножницы (конечно, если возраст позволяет) и предложите порезать трубочки на кусочки. Если нанизать их на ниточку – выйдут отличные бусы и браслеты...

Все перечисленное выше - только капля в море того, что мама и малыш могут сделать своими руками. И совершенно ненужные вещи, как по волшебству, превратятся в замечательные игрушки. Вполне вероятно, что именно ваши игрушки-самоделки станут для малыша самыми любимыми и принесут ему огромную пользу

2. Методика организации и проведения занятий по конструированию

с использованием  бросового материала с детьми старшего

   дошкольного возраста

Серия занятий с использованием бросового материала состоит из 10 конспектов.

Темы занятий: Занятие №1: Поделка из пластиковых бутылок «замок»; №2 Поделка из фантиков от конфет «Елочка»; Занятие №3: Поделка из пластиковой бутылки «Рамка для фото»; Занятие №4: Поделка из яичной скорлупы «Зайчата»; Занятие №5: Поделка из CD- дисков «Сова»; Занятие №6: Поделка из апельсиновой кожуры «Наша мимоза не боится мороза!»; Занятие №7: Поделка из пластиковых контейнеров «Паровозик»; Занятие №8: Поделка из пластиковой бутылки «Кораблик»; Занятие №9: Поделка из палочек от мороженого «Ваза»; Занятие №10: Поделка из самых простых материалов, которые обычно выбрасывают «Бусы на елку». (Приложение)

Основная цель занятий – развитие навыков творческого конструирования из бросового материала.

Задачи занятий: 1. познакомить детей со свойствами, видами бросовых материалов; 2. обучить детей приемам конструирования, привить навыки работы с инструментами и материалами; 3. развить творческие способности и эстетические вкусы.

Форма занятий – групповое, подгрупповое и индивидуальное.

В работе можно использовать разнообразные методы и приемы: рассказ воспитателя, показ воспитателя, моделирование, использование иллюстративно-наглядного материала.

Занятия делятся на три части: объяснение, процесс работы, выполнение. На протяжении всего времени выполнения работы воспитатель помогает выполнять некоторые функции, с которыми дети не могут справиться самостоятельно (такие, как прокалывание отверстий шилом, гвоздем, нарезание бахромы по краю дисков, разрезание твердого материала и т.д.). Получившиеся поделки можно применять в играх, выставках, в качестве подарков.

В ходе занятий используются следующие виды материалов и инструменты: фантики от конфет, пластиковые бутылки, яичная скорлупа, СД-диски, апельсиновая кожура, пластиковые контейнеры, палочки от мороженого, упаковочные материалы, шило, ножницы.

Занятие №1

Тема: Поделка из фантиков от конфет «Елочка»

Программное содержание: Научить детей изготавливать поделки из бросового материала - фантиков. Фантик — это упаковка для кондитерских изделий (конфет, шоколада, жевательной резинки и т.д.). В 1872 году Томас Алве Эдисон (великий изобретатель, который изобрел фонограф, пишущую машинку и усовершенствовал электрическую лампочку, придумал парафинированную бумагу, впоследствии ставшей первой оберткой для конфет. Кто-то занимается коллекционированием фантиков, а кто-то использует их для создания замечательных поделок. Все мы любим сладкое. Конфет сейчас огромное множество. Фантики такие красивые, что выбросить их порой просто рука не поднимается. Сохраним эту красоту.

Материал: бросовый материал – фантики от конфет, спичечный коробок, пластилин, деревянная шпажка.

Ход занятия:

1. Нарежем фантики квадратиками разной величины.

2. Укрепим шпажку в спичечном коробке, заполненном пластилином для устойчивости.

3. Затем будем нанизывать фантики на шпажку, начиная с самого большого квадратика, чередуя их с комочками бумаги, чтобы получить объём. Можно использовать фантики разного цвета. А можно подобрать какую-то одну цветовую гамму.

4. Вот и готова необычная ёлочка!

Занятие №2

Тема: Поделка из пластиковой бутылки «Рамка для фото»

Программное содержание: Научить работать с  бросовым материалом – пластиковыми бутылками, развить ловкость рук, умение конструировать. Пластиковые бутылки прочно вошли в нашу жизнь как удобная тара для всевозможных жидкостей. Использовав пластиковые бутылки, мы выбрасываем их за ненадобностью,  даже не задумываясь о том, что из этих бутылок можно изготовить интересные поделки. Предлагаем вам  из использованных пластиковых бутылок сделать фоторамку.  Она очень проста в исполнении.

Материал: прозрачная пластиковая бутылка на 2 литра, ножницы, линейка, канцелярский нож, две ваши любимые фотографии.

Ход занятия:

1. У пластиковой бутылки канцелярским ножом отрезать горлышко и дно.

2. Полученную заготовку сплющить и прогладить оба ребра. 

3.  С помощью линейки выровнять край и обрезать  ножницами.  От выровненного края отмерить 15 см (ширину фотографии), наметить и отрезать лишнюю часть

4.В получившуюся фоторамку  вставить фотографии сначала с одной стороны, потом с другой 

5. Для устойчивости поделки между фотографиями можно поставить какую-нибудь баночку подходящего размера

Получится фоторамка из пластиковой бутылки плюс карандашница.
 

Занятие №3

Тема: Поделка из яичной скорлупы «Зайчата»

Программное содержание: Научить детей фантазировать, придумывать. Такие зайчата из яичной скорлупы могут быт одним из вариантов пасхальных зайцев. В качестве поделки к Пасхе их можно подарить, украсить праздничный стол или пасхальное дерево.

Материал: цельная яичная скорлупа, несколько соломинок, пластилин, гуашь, кисточка, плотный лист белой бумаги, ножницы, клей, кусочек нитки.
         Ход занятия:

1.Расположите скорлупу вертикально вниз отверстием.

2.Вырежьте из бумаги длинные заячьи ушки, приклейте к верхней части поделки. После чего слегка загните кончик одного из них.

3.Красками нарисуйте мордочку зайца. Разломите на несколько частей соломинку и приклейте усы.

4. Из белого пластилина вылепите лапки и прикрепите к скорлупе.

5.Сложите ниточку в виде петельки и приклейте  верхней части поделки.
А можно сделать небольшую подставку из цветного картона:

1. Вырежьте из зеленого и желтого картона два прямоугольника шириной 9 см и длиной 13 см.

2. Склейте из каждого по цилиндру, смазав края фигурки клеем.
3.Возьмите в руки желтый цилиндр, надрежьте с одной стороны  через каждые 5мм. С помощью ножа или ножниц закрутите полоски.
4.Нанесите немного клея на другу часть желтого цилиндра и наденьте его на зеленый. Дайте высохнуть клею и наденьте цилиндры на яичную скорлупу
5. Из остатков желтого картона вырежьте два заячьих ушка  и приклейте их к скорлупе.
6. Фломастерами нарисуйте мордочку зайца, из пластилина вылепите маленький носик и прилепите к мордочке.

Занятие №4

Тема: Поделка из CD- дисков «Сова»

Программное содержание: Всем известно, что CD-диски компактны и удобны  для хранения  информации. Но мало кто знает, что использованные, диски отличный материал для поделки. Предлагаем вам смастерить из ненужных CD- дисков поделку «Сова».

Материал: 10-11 дисков, деревянная палочка, обмотанная пищевой фольгой, клеевой пистолет или клей «Момент», ножницы.

Ход занятия:

1.Возьмите 4 диска (2 для головы и 2 для туловища). По краю дисков ножницами нарежьте бахрому.

2. Из еще одного диска вырежьте брови с коротенькой бахромой, клюв, ушки и листочки. На листочках толстой иглой процарапайте прожилки.

3.Из двух дисков с бахромой сделайте голову, как на фото. Склейте диски клеем.  Сделайте сове глаза. Для этого на середину CD-дисков наклейте желтые кружочки. Зрачки нарисуйте фломастером.

4. Возьмите два диска с бахромой и два диска  без бахромы, соберите из них туловище, как на фотографии. Также склейте их.

5. Приклейте голову к туловищу.

6. Приклейте сову на основу из CD-дисков. Для этого возьмите три диска сложите их треугольником и приклейте на него сову.

7. Деревянную палочку обмотайте пищевой фольгой. Приклейте к палочке листья. За листья приклейте палочку к сове.

Занятие №5

Тема: Поделка из полиэтиленовых пакетов «Коралловая ветка»

Программное содержание: Иногда просто поражает фантазия человеческая! Из чего только не делают рукодельницы игрушки и украшения для дома. Вот, например, морские животные из полиэтиленовых пакетов: всё просто и доступно материал недорогой и технология изготовления не сложная, а эффект поразительный.

Материал: полиэтиленовые пакеты, ножницы, вязальный крючок. 

Ход занятия

1.сложить пакет по длине гармошкой

2. отрезать ручки и донышко

3. нарезать пакет на кусочки поперёк сложения

 4. размотать получившиеся кусочки и связать в одну «нить»

5. смотать в клубочки

Материал готов, можно приступать к изготовлению.

КОРАЛЛОВАЯ ВЕТКА

Набрать крючком 5 воздушных петель и соединить их в кольцо.
По кругу вязать столбиками без накида предполагаемую длину веточки ( 1-2см). Связать таких коротких веточек от 5 до 10 штук , в зависимости от желаемой длины всего изделия. Затем можно начинать соединять веточки в одну большую. Способ вязания тот же, через каждые 2-3 см привязывать по сторонам к центральной боковые маленькие веточки.

 

Занятие №6

Тема: Поделка из апельсиновой кожуры «Наша мимоза не боится мороза!»

Программное содержание: Научить работать ребят с бросовым материалом – апельсиновой кожурой. Можно рассказать детям о полезных свойствах апельсинов, их влиянии на здоровье человека, о ботанических свойствах и др. Апельсин – южное теплолюбивое растение, их привозят к нам из Африки, Испании, Турции. Кожура апельсинов также богата витаминами и минеральными веществами, а также ароматическими маслами. Но из нее можно изготовить и удивительные поделки, например мимозу, которая послужит подарком к Женскому дню 8 марта.

Материал: Бумага или картон, фольга, апельсиновая кожура, ножницы, клей.

Ход занятия:

1. Вырезать из свежей апельсиновой кожуры кружочки разной величины.

2. Из фольги зеленого цвета вырезать стебель и листочки.

3. На бумагу или картон наклеить сначала фольгу, затем кружочки из апельсинной кожуры.

4. Наша мимоза готова!

Мастер-класс,  Аппликация, : Мимоза Материал бросовый, Овощи, фрукты, ягоды, Продукты пищевые, Фантики, Фольга 8 марта, . Фото 1

Занятие №7

Тема: Поделка из пластиковых контейнеров «Паровозик».

Программное содержание: Научить детей находить применение самым необычным вещам, развивать творческое фантазирование, навыки ручного труда. Если ваша мама готовила обед и у вас остались пластиковые контейнеры (из-под пирожных, замороженных овощей и так далее) — не спешите их выбрасывать! Мы пустим их в ход.

Материал: 3 пластиковых контейнера (можно разных размеров); изолента, скотч; деревянные шпажки (они обычно используются для приготовления шашлычков и большими упаковками продаются в хозяйственных магазинах); горячий клей-пистолет или «Момент»; крышки от бутылок, 9 шт. (для колес и для трубы паровоза); шило; цветная клейкая бумага, 2 пуговицы — для оформления «головы» паровоза.

     Ход занятия: Сначала распределяем контейнеры: какой чем будет служить. Вместо пластиковых контейнеров можно взять обычные коробки из-под сока. Паровоз будет состоять из 2 частей: основание и кабина. На основание пойдет целая коробка, а на кабину — только часть (разрезать надо поперек). Для вагончика — нижняя часть одной из коробок (он будет своеобразным кузовом, в нем можно будет перевозить «пассажиров» и грузы).

  1. Разрезаем поперек коробку, предназначенную для кабины. Обматываем изолентой или скотчем у основания, чтобы укрепить. С одной стороны коробки наклеиваем улыбку и глазки-пуговицы. Внутрь кабины можно вставить скрученный трубочкой альбомный лист, чтобы она стала белой и «лицо» было четко видно.
  2. В «основании» паровоза проделываем шилом дырки для рессор.
  3. Берем крышки-колеса, тоже проделываем в них отверстия.
  4. Вставляем шпажки в отверстия в корпусе, а потом нанизываем на них крышки-колеса. Все закрепляем клеем.
  5. Сверху в передней части приклеиваем крышечку-трубу.
  6. В нескольких местах обматываем корпус изолентой. Это не только укрепит конструкцию, но и украсит.
  7. Приклеиваем кабину к основанию.
  8. Для изготовления вагона проделываем те же нехитрые операции с колесами, что и для паровоза.
  9. Вагон к паровозу можно прицепить проволокой.

Вот и все, игрушка готова!

Поделка паровоз из пластиковых коробок

Занятие №8

Тема: Поделка из пластиковой бутылки «Кораблик»

Программное содержание: Давайте попробуем сделать из пластиковой бутылки простейшую модель корабля. На ней можно будет запустить в плаванье несколько игрушек. Эта идея особенно подходит для тех, у кого есть садовые участки и на них разбиты небольшие прудики. Но если нет, то можно просто в ванне или в любом другом водоёме. Эту идею дети быстро подхватят и воду тут же найдут.

Материал: пластиковая 2-х литровая бутылка, 2 прямые деревянные или пластмассовые палочки, длинной 15 см и одна – побольше 25 см. Для коротких мачт можно использовать старые карандаши, пластилин, ножницы, дырокол, двухсторонняя цветня бумага.

Ход занятия:

1.Разрежем пластиковую бутылку на 2 части (как показано на рисунке). Крышку от бутылки не снимать, это будет нос корабля.
2.Приклеим по кусочку пластилина ко дну бутылки спереди, в середине и сзади.

3. Из цветной бумаги вырежем 3 прямоугольника - 2 поменьше (11х8см) и 1 большой (15х20 см). Это будут паруса. Паруса также могут быть и треугольными, на них можно нарисовать узор.

4.Дыроколом проколоть с двух сторон каждого паруса, строго по середине, по одному отверстию и в них продеть наши палочки. Паруса должны хорошо держаться на палочках-мачтах, не съезжать вниз.




5.Воткнём паруса в пластилин, короткие мачты – спереди и сзади, а длинную мачту – в центре.

6.Возьмём нитку и привяжем спереди к пробке, обмотаем вокруг первой, второй и третьей мачты. Осторожно проделаем дырочку гвоздём, нагретым над газом, в задней части корабля выше дна. Это попросите сделать своих родителей. Вставим в эту дырочку нитку, обмотанную вокруг мачт, и завяжем её.

7.Для балласта, чтобы корабль хорошо держался на плаву, прикрепим кусочек пластилина на дно около средней мачты. Проверим устойчивость кораблика на воде и добавим ещё пластилина, если потребуется.

Занятие №9

Тема: Поделка из палочек от мороженого «Ваза»

Программное содержание: Делаем вазу для печенья, конфет или фруктов своими руками. В качестве материала для вазы мы будем использоваться палочки от мороженого.

Материал: Палочки для мороженого, клей ПВА.

Ход занятия:

1. Сначала из палочек выкладываем шестиугольник правильной формы, склеивая их между собой.

2. Потом второй слой и последующие. Всего может быть 9 слоев палочек склеенных между собой. 

3. Следующие разы мы приклеиваем, сдвигая палочки к центру (ровно на ширину палочки).

4. Так, наклеив примерно 6-7 слоев палочек, мы приступаем к формированию донышка вазы.

5. И здесь в произвольной форме, поочередно заклеиваем дно всплошную.

6. Убираем излишки клея. Даем клею высохнуть.

7. Вазу можно покрыть марилкой и лаком, можно просто лаком, а можно и оставить как есть.

Делаем вазу из палочек от мороженого
 

Занятие №10

Тема: Поделка из самых простых материалов, которые обычно выбрасывают «Бусы на елку»

Программное содержание: Научить детей умению фантазировать, творческому воображению, находчивости. Новый год – любимый праздник детей. Дети с удовольствием изготовят самостоятельно бусы для своей новогодней елки, а также найдут применение вещам, которые обычно выбрасываются.

Материал: Фантики из-под конфет или обертка от шоколадки, фольга от той же шоколадки, упаковка от зефира "Шармель" (для сердечка), зубочистка, клей ПВА, нитка, иголка, ножницы.

Ход занятия:

1. Из фольги скатайте шарики - это будут круглые бусины.

2. Фантики или обертку от шоколадки порежьте на полоски. Оберните полоску вокруг зубочистки. Конец полоски приклейте, чтобы трубочка не раскрылась. Вот и готовы длинные бусины.

3. Для сердечка подойдет упаковка от зефира "Шармель", а может, и другая какая-нибудь обертка.

4. Вденьте нитку в иголку и нанижите на нее бусы. Осталось повесить их на елку!

Поделка Бусы на елку

 

Заключение

Практическая работа с разнообразными материалами побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы с различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движения пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Для дошкольников 5-6 лет значимыми ситуациями использования материальных ресурсов для детской деятельности могут быть связанные с конструированием из "бросового" материала, когда данный вид конструктивного материала начинает осознаваться детьми как ценность для деятельности.

Конструирование из "бросового" материала как доступный и привлекательный для мальчиков 5-6 лет вид досуга является эффективным средством, обеспечивающим становление детской компетентности в решении повседневных бытовых проблем, требующих разумного потребления имеющихся ресурсов.

В целях приобщения к экономической культуре, формирования основ разумного потребления материальных ресурсов в условиях дошкольного учреждения целесообразна организация детской мини-мастерской для  конструирования из "бросового" материала как центра досуга мальчиков. Модульная организация развивающей среды для экспериментирования, творческого конструирования, утилизации отходов позволяет ребенку занять позицию субъекта деятельности - рачительного хозяина детской мини-мастерской, которая становится любимым местом активного отдыха мальчиков в свободное время.

Список литературы

                                                                               

  1. Аверьянова, А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Планы занятий: практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. П. Аверьянова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 96 с.
  2. Гоффманн, Петра. Поделки из соломинок для коктейля / Петра Гоффманн. – М.: Айрис- пресс, 2007. - 32 с.  
  3. Давыдова, Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала / Г. Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2006. - 80 с.
  4. Данилова, Е. А. Поделки из подручных материалов / Е. А. Данилова. – М.: Олма-Пресс, 2006. - 32 с.
  5. Кол, М.Э. Дошкольное творчество / М.Э. Кол. – Минск: ООО Попурри, 2005. – 256с.
  6. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. -  СПб.: Детство-Пресс,  2003. - 160с.
  7. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Из опыта работы / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2009. - 158 с.
  8. Парамонова, Л. Творческое художественное конструирование / Л. Парамонова //Дошкольное воспитание. – 2004. - №2. – С. 76-84.
  9. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учебное пособие / Л. А. Парамонова. – М.: Академия, 2002. - 186 с.
  10. Перевертень, Г. И. Искусные поделки из разных материалов / Г. И. Перевертень. – М.: АСТ, 2005. - 16 с.
  11. Перевертень, Г. И. Поделки из яичной скорлупы / Г. И. Перевертень. – М.: АСТ, 2005. - 16 с.
  12. Черныш, И. В. Забавные поделки к праздникам / И. В. Черныш. -  М.: Айрис- пресс, 2004. - 190 с.
  13. Чибрикова, О. В. Оригинальные поделки из ненужных компакт- дисков / О. В. Чибрикова. – М.: ЭКСМО, 2007. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

Конспект НОД по конструированию на тему: «Гном» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель НОД: Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить детей действовать в намеченной последовательности. Способствовать развитию логического мышления, воображения, м...

«Лего-конструирование моделей военной техники с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Лего-конструирование моделей военной техники с детьми старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Столик с узором» из бросового материала для детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию несложную поделку «Столик с узором» из бросового материала по лексической теме «Мебель».Для этого нам понадобятся:- плотный карто...

Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возрастаАвтор: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13»Гембихнер Людмила Николаевна, Осинниковский г...

Методический комплект конспектов занятий по коррекции звукопроизношения для организации индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Авторы:  Шишковская Н.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» Алексеева Т.В.,  учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»...