Взаимодействие ДОО и семьи в современных условиях
статья
Статья раскрывает направления. принципы и формы взаимодеиствия ДОО и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОО и семьи в современных условиях
В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, одним из направлений развития воспитания является развитие социальных институтов воспитания.
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Главной чертой семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям.
Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И тут на помощь приходит детский сад.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним.
Основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьёй:
Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребёнка дошкольного возраста.
Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.
Принцип 3. Открытость педагога к семье.
Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребёнок.
Рассмотрим формы взаимодействия с семьёй, использующиеся в ДОО. Для изучения семей воспитанников используются
1. Письменные формы:
- анкета «Будем знакомы»;
- анкета «История моей семьи»;
- опросник;
- родительское сочинение;
- «Неоконченные предложения» и другие.
2. Устные формы:
- интервью;
- беседа;
- синквейн и другие.
3. Дистанционно-анонимные:
- переписка по электронной почте;
- форум;
- «Почтовый ящик» и другие.
4. Наблюдения:
- ребёнка в разных видах деятельности;
- семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).
5. Проективные игровые и рисуночные методики:
- рисунок семьи;
- рисунок несуществующего животного;
- дерево;
- четыре персонажа;
- почта;
- домики и другие.
Для повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста используются:
1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.
2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.
3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.
4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.
Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:
1) для массового контингента семей воспитанников;
2) для дифференцированных групп семей:
- семьи детей различных возрастных категорий;
- семьи будущих первоклассников;
- различные категории неблагополучных семей;
- семьи детей с поведенческими проблемами;
- семьи детей с особыми потребностями;
- семьи одарённых детей;
- семьи детей, не посещающих ДОУ.
Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьёй роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. Для этой цели служат:
1. Сайт дошкольного отделения образовательной организации.
* Страничка группы на сайте ОО: достижения группы; фото- и видеоальбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога.
2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты.
3. Открытые показы различных видов детской деятельности.
4. Совместные детско-родительские мероприятия:
- досуги, спортивные и конкурсные мероприятия;
- трудовые, благотворительные и другие акции.
Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей. Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ :
- сайт образовательного учреждения;
- вебинар;
- Скайп (Skype);
- блог;
- социальная сеть;
- трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);
- электронная почта;
- Вайбер (Viber);
- WhatsApp.
Таким образом, детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то до...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
В соответствии с законом РФ "Об образовании", ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного ...
Презентация "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое...
Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
Презентация состоит из трёх частей.В ней представлен материал о том, как в нашем саду проводится работа с родителями.Надеюсь,что наш опыт пригодится молодым педагогам....
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. ...
Методическая разработка на тему: «Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»
Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а...
Методические рекомендации для педагогов "Управление взаимодействием ДОУ и семьи в современных условиях"
Управление взаимодействием дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях....