Статья:"Нравственно- экологическое воспитание детей"
статья
Данная статья оповествует о нравственно-экологическом воспитании детей,о воспитании доброты, человечности и милосердия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Нравственно-экологическое воспитание детей»
Нравственно-экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, друг к другу, к старшим. Разумная, деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине. И чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему чувства с раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей среде особенно велик. Детский сад – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.
Это то, чему мы действительно уделяем много внимания в своей работе, понимая, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, тем самым становясь сам лучше, чище душою и богаче.
Мы стараемся доходчиво, при любом удобном случае, пробудить прежде всего интерес к природе, побуждаем их к наблюдению за явлениями природы, учим сравнивать, думать, делать выводы.
Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении природы, поэтому используем любые прогулки. Обращаем внимание детей на разнообразие явлений природы, учим находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, величина листьев и т.д. . На прогулке читаем стихи созвучные с природой, они помогают обобщить в образной форме свои наблюдения.
Повышению познавательной активности детей служат дидактические игры, например: «Узнай дерево по листу», «Что изменилось?», «Что, где растет?», «Куда пойдем, что найдем?». Стараемся прививать экологическую культуру, а через неё нравственное поведение. Доводим до сведения и сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время – зимние холодные дни. Родители, как всегда, наши помощники и союзники: делают кормушки и дают детям корм для птиц.
Экологическое воспитание прослеживается и проходит в межпредметных связях на различных занятиях: изо, развитие речи, музыкальном, математике.
При деятельности, связанной с окружающим миром, мы используем разные источники, личный опыт и даже обыденные знания и наблюдения воспитателей, родителей и детей. Эти знания взаимно дополняют и корректируют друг друга. Используя метод беседы и дискуссии иногда обсуждаем, выявляем проблемные вопросы, не имеющие однозначного и тем более известного решения
Как можно раньше стремимся донести до детей, что человек должен быть другом природы. Воспитываем ответственность. Решению данной задачи способствует предметно-пространственная среда группы. Здесь дети ухаживают за растениями, которые сажали сами: лук, фасоль, наблюдали за результатами своего труда, проращивали срезы моркови, свеклы. Больше узнать о живой природе нам помогает опытническая деятельность. Сажали лук в воду и без воды, на свет и в шкаф, наблюдали за ветками срезанными в январе и феврале. Проращивали фасоль и камешек. Проводили опыты с водой, снегом, льдом. Опыты способствуют повышению интереса к природе, и чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постижению таинств природы. Помня о том, что “ воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка ” стараемся окружать ребенка красивыми образами, обращаем их внимание на красоту природы и произведения человеческих рук, слушаем прекрасную музыку, читаем стихи классиков, рассказываем сказки, легенды, сказания, притчи, создающие одухотворенный образ Природы, представителей ее царств, человека и его поступков.
Проводим беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов.
Игра в обучении дошкольников – один из ведущих видов деятельности. Игры формируют мотивацию к обучению экологии. Детям нравится играть в «Хорошо» или «плохо», «Оживи лесную полянку», «Узнай спрятавшееся животное» и т.д.
Так же, если это уместно использую готовые экологические сказки, фрагменты телепередач «В мире животных», «Экологический суд» - это суд над человеком, издевающимся над природой.
Для экологического воспитания сами поливали цветы, ремонтируем книги. Объясняя, что продлевая жизнь книге, тем самым сохраняем леса от вырубки
Экологическое воспитание стараюсь внедрить даже на математике (решая задачи о листьях, деревьях, птичках и др.)
Экологическое воспитание продолжается и углубляется на различных дополнительных мероприятиях: «День птиц», «Праздник осени», «День книги», конкурсы рисунков и фотовыставок: «Лето, ах лето!», поделки из овощей , фруктов и природного материала и т.д. Даже в оформлении группы присутствует и прослеживается воспитательный момент экологического характера «Я – человек; я – гражданин»; «Ребятам о зверятах»; «Сказочное дерево»; «Зимний новогодний лес, сугробы, зверюшки».
Всматриваясь в лица детей, внимательно выслушивая каждого и вслушиваясь в детские разговоры понимаешь, что еще очень мало сделано в этом направлении. Сможем ли мы – педагоги, оградить их от всего дурного, грязного ,что еще есть в нашей жизни.
Как помочь? Как убедить? А мы должны, просто обязаны отыскивать чудеса и тайны в природе и в любом уголке своего сердца. «Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека». А прекрасный человек – это тот, который видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, радуется и дивится, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном. А потом, выйдя на улицу, вздыхай восхищенно: «И почему раньше я не замечал, какие красивые ветки, у березы, как хлопочут пчелы в саду»… « Это и есть прикосновение к Земле» - сказал Паустовский.
А как дети любят фантазировать на чудесные темы: «Почему плачет лужа?»; «О чем шепчется листва?»; «Куда несется ветер?»; «Какую сказку звездам рассказал месяц?»
Эта тема была и будет настолько актуальна и близка человечеству, пока оно само будет существовать. И пусть так будет всегда! Пусть через слово красота и доброта входят в детские сердца.
Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Мы – педагоги, мы созидатели человеческой души. Мы в ответе за их судьбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
состояние нравственно-экологического воспитания детей в подготовительной группе
Опыт работы представлен на педагогическом совете....
Статья "Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова"
В данной статье говорится о воздействии художественной литературы на личностно-эмоциональную сферу ребенка,её отражении в творческой продуктивной деятельности детей. Приводится тематика художественных...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в компенсирующей группе «Сказка»
АННОТАЦИЯДанный план-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми является обобщением реализованного в группе проекта «Земля - наш общий дом». Основная цель: ...
Консультация для родителей " Нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной компенсирующей группе «Сказка». Тема: «Мы – защитники природы»
Общероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов....
Статья. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Научная статья "Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром".
«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мирПрироды с безграничным богатством явлений, сНеисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечныйИсточник детского разума».В.Сухомлинский...