Самоанализ педагогической деятельности.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 48.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Варламовский детский сад Болотнинского района Новосибирской области. Самоанализ педагогической деятельности Мартын Натальи Викторовны, воспитателя детского сада
|
с. Варламово
2014г.
Я, Мартын Наталья Викторовна, воспитатель Варламовского детского сада, в 2012 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «профессиональное обучение (экономика и управление)», присвоена квалификация «педагог профессионального обучения». Стаж педагогической работы – 5 лет, в должности воспитателя – 5 лет.
В Варламовском детском саду работаю с 2009 года в должности воспитателя. В 2011 году прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности.
В апреле 2013года прошла краткосрочные курсы повышения квалификации НИПК и ПРО по теме: «Организация познавательного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ», 108 часов.
В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю экологическому воспитанию, так как считаю, что именно в период дошкольного воспитания идет формирование экологической культуры. Если с малых лет объяснять ребёнку, почему нельзя ломать деревья, стрелять из рогатки в птиц, разрушать муравейник, переводя это на личный пример, тогда мы воспитаем экологически культурных людей. « Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и её главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей»» (С.Н. Николаева). Поэтому тему для самообразования выбрала "Формирование основ экологической культуры с детьми дошкольного возраста, через экспериментально - трудовую деятельность".
Актуальность. Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране - одна из важнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждый дошкольник по натуре - маленький исследователь. И мы взрослые стремимся к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Цель - создание благоприятных условий развития личности дошкольников через экологическое воспитание.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста;
- развитие познавательной активности через экспериментально - трудовую деятельность;
- воспитание защитников природы, формирование милосердия и любви к живому.
При построении системы работы по экологическому воспитанию детей я выделила следующие основные направления:
- познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников;
- познавательно – игровое направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и не живой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме;
- практическое направление работы способствуют привитию бережного отношения детей к родной природе через трудовое воспитание и тесное сотрудничество с родителями;
- исследовательское направление работы осуществляется через экспериментальную деятельность детей, экскурсии и наблюдения за природой.
Реализацию данных направлений обеспечиваю через:
- создание экологической среды в ДОУ;
- повышение собственной экологической грамотности;
- активное взаимодействие родителей и детей в образовательном процессе;
- установление связей со школой, библиотекой, сельским домом культуры, районным Домом детства и юношества.
Методологической основой моей деятельности является соединение примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н. Николаева. Парциальной программы «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой, также я знакома с работами О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
При планировании работы по экологическому воспитанию дошкольников учитываю следующие принципы: научности, интеграции, системности, регионизации. Я считаю, принцип регионизации основным, т.к., это предполагает знакомство с природными условиями нашего края и это легко осуществить через экскурсии, экологические прогулки, наблюдения, путешествия по экологической тропе, выставки, посещение школьного музея, тематические занятия; знакомство с традициями, с культурными достижениями и трудом жителей нашего села. Так как наш детский сад малокомплектный и находится, в сельской местности, я разработала перспективные планы для разновозрастной группы, по экологическому воспитанию, с учётом основного принципа регионизации. ( Приложение № 1).
В своей работе большое внимание уделяю экспериментально - трудовой деятельности, все занятия с детьми строю, используя не только методы прямого обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), применяю и проблемные методы обучения (проблемного изложения, экспериментальный, исследовательский). Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Каждый человек только на собственной практике может, получить необходимый жизненный опыт, а так же знания и умения.
Дети дошкольного возраста – это любознательные, думающие, наблюдающие личности. Познавая мир, они делают множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в него постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Детское экспериментирование, отличается от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребёнка.
Методы экспериментального обучения помогают ребенку научиться, не бояться выражать свои мысли, развивают логику, мышление, учат находить разнообразные варианты и пути решения образовательной задачи. Непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам с использованием наглядного и индивидуального раздаточного материала. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение и т.п.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Для того чтобы ещё больше увлечь детей, в мир исследования, я организовала, экологический клуб «Любознайка», где мы проводим различные опыты с учётом возрастных особенностей детей. (Приложение № 2)
При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях, презентации. Мною подобраны и составлены разнообразные презентации «Мы за жизнь на чистой планете», «Подводный мир», «Комнатные растения», «Царица - водица», « Цветочная лужайка». Одной из форм обучения ребёнка является дидактическая игра. Она имеет две цели – одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение необходимых знаний. В занятия по ознакомлению с окружающим миром включаю разнообразные экологические дидактические игры: «Чего не хватает?», «Что лишнее?», «Исправь ошибку», «Летает, плавает, бегает?», «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур». ((Приложение № 3)
Большое внимание уделяю прогулкам. Прогулки провожу регулярно, 2 раза в день, в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В содержание прогулок включаю: наблюдение, художественное слово, подвижную игру, трудовую деятельность, исследовательскую деятельность и индивидуальную работу. Надо отметить, что детям интересны события, происходящие за пределами участка, и они неизменно рады совершить экскурсию на опушку леса, на речку, в рощу. Во время таких целевых прогулок дети собирают камешки, шишки, ракушки, выполняя при этом разнообразные дидактические игры – задания и в тоже время учатся ценить естественную красоту природы. (Приложение № 4)
Все это помогает детям справиться с трудностями в обучении, лучше и легче сосредоточиться, дольше удерживать внимание, правильно его распределять, а также развивает слуховую и зрительную память, формирует словарный запас детей, умение общаться, а самое главное позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным для ребенка, помогает легче усваивать материал.
На участке нашего детского сада совместно с родителями был разработан огород, где мы имеем возможность проводить опыты и наблюдения за растениями, а также прививать любовь к труду. В весеннее время воспитатели совместно с детьми сеют морковь, лук, свёклу и т.д., наблюдают за всходами, проводят сравнение грядок ухоженных и неухоженных. В группе организуем «Огород на окне», где проявляется самостоятельная деятельность детей (наблюдение, полив, прополка и т.д.). В осеннее время яркое, незабываемое впечатление производит на детей участие в сборе урожая: сами помогали, сами собирали, сами пробовали. Вся наша сезонная работа заносится в исследовательский дневник. Такая работа позволяет ребёнку узнать о строении растений и проводить наблюдения за изменением растущих посадок, понимать значение неодинаковых условий для их роста. (Приложение № 5)
В группе оформлен «Уголок природы», в котором находится календарь природы. Большую роль в экологическом воспитании ребенка играют наблюдения за окружающей природой и ведение календарей природы. Календарь природы заполняем ежедневно, это нам помогает отслеживать изменения в природе, у детей развивает внимание и память.
В «Уголке природы» действует постоянно обновляющаяся информация о природных явлениях, животных, птицах. Ежедневно осуществляется совместная деятельность в уголке природы (дежурство), что приобщает детей к трудовым обязанностям, развивает трудолюбие, чувство ответственности, самостоятельность, умение чутко относиться к делу.
Также в «Уголке природы» находятся дидактические часы, которые я оформила самостоятельно, они помогают детям закрепить знания о временах года, месяцах, сутках.
(Приложение № 6)
В группах созданы центры познавательной активности с экспериментальным оборудованием, с литературой энциклопедического характера, альбомами и материалами. Мною был разработан экологический паспорт детского сада, целью которого было изучить экологическую обстановку нашей местности, систематизировать образовательную и развивающую базу детского сада по экологическому воспитанию. В конце экологического паспорта сделаны выводы и даны рекомендации на следующий учебный год. Экологический паспорт ежегодно пополняется. Работа с экологическим паспортом помогает ставить цели на следующий учебный год, координировать воспитательно-образовательную работу. Для более продуктивной деятельности по экологическому воспитанию совместными усилиями родителей и воспитателей, был разработан проект по созданию экологической комнаты «Юный эколог». Переоборудовав костюмерную комнату, мы создали маленькую мини лабораторию. И в начале года наша экологическая комната начала свою деятельность, в ней находится библиотека, гербарии, уголок для самостоятельного экспериментирования, мини-коллекция семян, ракушек, настольные дидактические игры, зона воды и песка, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе и временах года, макеты. Предметно – развивающая среда требует постоянного обновления и пополнения и в дальнейшем мы планируем разнообразить исследовательский материал нашей мини лаборатории. (Приложения № 7)
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека, человека экологически грамотного. В группе организован уголок для родителей, где размещен материал о временах года, русские народные пословицы и поговорки, стихи, интересная информация. Родители охотно участвуют в выставках поделок из природного материала, ежегодно проводим конкурс «Осень в ладошках», совместно с родителями провожу природоохранные акции «Волшебница вода», «Накормите птиц зимой». Большое внимание уделяю проектной деятельности с привлечением родителей. Проектная деятельность – это создание условий, позволяющих детям совместно с взрослыми (родителями, воспитателями), открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
В ходе проекта «Накормите птиц зимой», был организован семейный конкурс на лучшую кормушку для птиц. В итоге проекта, дети подготовительной подгруппы приняли участие в международной акции «Кормушка для пичужки», имеется сертификат. (Приложение № 8)
В рамках экологического воспитания детей был разработан и проведен мастер класс для детей и родителей «Экологическое развитие детей». Цель данного мероприятия в том, чтобы познакомить родителей с играми и упражнениями по экологическому воспитанию дошкольников. (Приложение № 9) Ежегодно проводится праздник «День Земли».
В 2013году был запущен долгосрочный проект «Волшебство царицы-водицы». В итоге, совместно с родителями, в 2014 году была проведена акция «Вода вокруг нас». В ходе проведения данной природоохранной акции была создана авторская сказка «Как лесные жители спасали ручеёк». Целью поставленного представления является расширение представления детей о воде в окружающем их мире; продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь водоемы, реки и озера); воспитывать доброжелательность, умение дружить и действовать сообща.
Исполнителями ролей являются воспитатели детского сада и воспитанники подготовительной подгруппы. Театрализованное представление сказки было показано для родителей и детей средней и младшей подгруппы в сельском доме культуры и приняли участие в Областном смотре-конкурсе дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей «Экобэби – 2014», являемся победителями в номинации «Экологический театр». (Приложение № 10)
Так же совместно с родителями была создана « Книга экологических сказок», которая является наглядным примером по формированию у детей дошкольного возраста воображения, мышления, любви к природе, стремлению к ее защите от необдуманных поступков человека. Ребенок знакомится со сказками в самом раннем возрасте, у него появляются любимые герои. Герои, на которых он хотел бы быть похожим. Наши экологические сказки необычные сказки, в них помимо главных героев всегда имеется определенная экологическая ситуация: то разбросан мусор, то на полянке развели костер и не потушили, то завалили ручей, то деревья срубили. Но, конечно же, как в любой сказке все закончится хорошо. В нашей книге собраны сказки, сочинённые детьми и родителями, а также они нарисовали иллюстрации к своим сказкам.
Большое внимание я уделяю преемственности со школой по экологическому воспитанию. Посещение школьного музея даёт возможность как можно больше познакомиться с флорой и фауной нашего села. В музее дети, могут воочию посмотреть какие животные и птицы обитают в наших лесах и познакомиться с разнообразием растительного мира. Ежегодно мы принимаем участие в общешкольном экологическом конкурсе детских рисунков «Весна без дыма, лето без огня», «Волшебная полянка», «Где живёт вода». Организованна работа с патриотическим кружком, проведен показ занятий кружка, где для детей детского сада было продемонстрировано чёткое построение, марш, сбор и разбор оружия. Посещаем школьную библиотеку, где для нас проводят тематические беседы: «Книга, твой друг», «Бумага, какая она?», «Придумай картинку для сказки», дети с удовольствием помогают подклеивать книги, нуждающиеся в помощи. (Приложение № 11).
Я считаю, что у детей на протяжении всех моих экологических занятий развивается: внимание, логическое мышление, интерес, доброжелательность, умение выслушать собеседника, трудолюбие. У ребят формируются элементы экологического сознания, практические навыки и общения с природой. Я стремлюсь, чтобы дети понимали, что любовь к живому - это не стремление скорее взять себе, а желание любоваться красотой окружающего, ощущать запахи природы, уметь слушать тишину леса и помочь всему живому.
С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приёмов. Работая с детьми разного возраста, имею возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребёнка. Постоянный анализ достижений воспитанников – одно из условий моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребёнка. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод:
- у детей успешно сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера;
- дети предпочитают экспериментирование другим видам деятельности, познавательная заинтересованность высокая;
- у дошкольников сформированы положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
- у детей сформированы эстетические и этические качества.
Мои воспитанники принимают участие в районных конкурсах рисунков и творческих работ:
- «Огонь - друг, огонь – враг» (Фальдина Даша 3 место);
- «Правило дорожного движения знать должны все без исключения»; (Андронова Л., Акулаева Ю.- участие)
- «Моя малая родина» (Тарасова Лена 3 место в номинации «Всё начинается с моей семьи»);
- областной конкурс творческих работ детей дошкольного возраста «Семья за детство без опасности» (Андронова Лиза 1 место в номинации «Планета ПДД»; Голдин Артём 2 место в номинации «Семейный автомобиль»);
- Всероссийский творческий марафон «Календарь природы», этап «Сентябрь» Тарасова Лена 1 место;
- ежегодно в районном фестивале творчества дошкольников «Звёздный дождь». Два года подряд принимали участие в спортивном мероприятии « Олимпийские надежды». (Приложение №12,13,14)
На протяжении всего года дети активно участвуют в различных мероприятиях нашего села, это как «Праздник детства» посвященный Дню защиты детей, 8 Марта, «День знаний» посвящённый 1 сентября, митинг на памятнике 9 Мая
(Приложение № 15)
Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотизма, воспитывает гуманную личность, нравственно и физически здоровую.
Для того чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе событий, происходящих в образовании, выпускать из детского сада социально адаптированных воспитанников, постоянно занимаюсь самообразованием и повышением своего профессионального уровня. Поэтому принимаю участие в семинарах, методических объединениях, участвую в районных конкурсах. (Приложение №16,17,18) ,с удовольствием посещаю занятия коллег, учусь у них, адаптирую их наработки под свою программу и применяю опыт в своей работе. Через печатные издания, электронные ресурсы, пополняю свою методическую копилку средствами, приёмами, методами и формами работы. Систематически использую информационно-коммуникационные технологии: работа на компьютере, интернет – ресурсы, презентации. Создала блок на международном образовательном портале Маам.ru, который помогает мне передавать и перенимать педагогический опыт (http://www.maam.ru/users/H15031972); «Социальная сеть работников образования» (https://nsportal.ru/natasha-martyn). (Приложение № 19)
В 2011, 2013годах, была награждена почётной грамотой управлением образования Болотнинского района, за добросовестный труд. (Приложение№20).
На протяжении педагогической деятельности мои воспитанники получают хорошую характеристику от педагогов МКОУ Варламовской СОШ Болотнинского района Новосибирской области. (Приложение № 21)
Считаю, что сейчас много возможностей для саморазвития, самообразования и самореализации.
Проанализировав свою работу, я поставила задачи своей будущей профессиональной деятельности:
- изучать и использовать новые технологии;
- строить свою работу по принципу «диагностика – анализ»;
- принимать участие в различных конференциях, семинарах и других мероприятиях;
Всё это будет способствовать не только моему профессиональному росту, но и поможет повысить уровень и качество учебно-воспитательного процесса в учреждении, где я работаю.
Самоанализ в рамках заявленной темы сделан на основе личного опыта, наблюдений и педагогического анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...