заочные консультации
консультация
Наш детский сад является с 2017 года площадкой по работе с детьми с ОВЗ , я в ноябре 2018 года давала заочные консультации по электронной почте педагогам района (деревни, в которых нет специалиста педагога-психолога) по заявленным ими тематикам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подумайте прямо сейчас, как часто Вы обращаете внимание на своего ребенка, если он не кричит, не устраивает истерики, полностью действует так, как хотите этого вы?
Обычно на таких детей мало обращают внимания. Ребенок чем-то занят, мама или папа занимаются своими делами. Это самая простая ситуация, которая всех устраивает, прежде всего родителей.
Сегодня очень трудно уделять ребенку много внимания и времени. Родители обычно много времени проводят на работе. Тем не менее, Вам не нужно проводить 24 часа в сутки с ребенком для того, чтобы он получил столько внимания, сколько ему нужно.
Просто станьте для него другом, человеком, который любит его при любых обстоятельствах, и чтобы не произошло. Станьте тем, кто по-настоящему любит, ценит и поддержит в любой ситуации.
Для детей самое важное и ценное – чтобы их любили. Растения тянутся к солнцу для того, чтобы жить. Также и наши дети, тянутся к тем, кто искренне любит их и ценит. Поэтому если вы не на словах, а на деле покажете им свою любовь, преданность, теплоту и заботу, они никогда не совершат поступка, который может вас огорчить. А принимая важное для них решение, они в первую очередь будут советоваться с вами, а не с друзьями.
Многие считают и учат людей, которые еще на стали родителями, что жизнь после появления в семье ребенка никак не меняется. Это в корне неверно. С появлением в вашей жизни нового человечка изменяется все. Все, что раньше было на первом месте уходит на второй план. Ближайшие 15-18 лет самой главной заботой в вашей жизни являются дети.
Дети – это самая большая радость, но вместе с тем, самая большая ответственность. Дети – это то, что останется с вами навсегда. Друзья, работа, мысли и убеждения, даже супруг или супруга могут приходить и уходить, дети же остаются навсегдаСамое сложное в воспитании и уходе за детьми – отказаться от некоторых, а иногда многих занятий, которые были важны для вас раньше. Постепенно вы откажетесь от всего того, что расходует ваше время.
Каждый ребенок, и ваш – не исключение – нуждается во внимании. Это прописная истина, но не многие родители это понимают. А кто-то просто забывает. Внимание со стороны родителей – такая же потребность каждого ребенка, как потребность в еде и прогулках на свежем воздухе. Уделяете ребенку как можно больше внимания! Каждый день! Каждую свободную минуту!
Как же дать столько внимания, сколько нужно ребенку?
Конечно, само собой напрашивается ответ – увеличить количество внимания. Легко сказать, но трудно сделать! Да и как определить этот уровень?
Мы все работаем, у нас много дел, и у мужчин и у женщин. Миллионы женщин во всем мире ежедневно ходят на работу, готовят завтрак, обед и ужин, стирают и гладят, убирают. Найдется еще тысяча дел, которые непременно нужно сделать!
1. Милые мамы! Заведите привычку с сегодняшнего дня уделить каждому своему ребенку 15-30 минут времени в течение ближайших 90 дней. Не просто включить мультфильм и уйти на кухню, а прочитать сказку, вместе порисовать, полепить, вместе приготовить кушать, выслушать ребенка, рассказать о том, как прошел Ваш день. Сходите в театр, кино, на каток, в парк. Сходите всей семьей! Вы сами не заметите, как это 15 -30 минут каждый день кардинально изменят Вашу жизнь и Ваши отношения с ребенком! Вы будете испытывать неимоверное счастье и гордость за то, что Вы делаете. Ведь только 15% родителей уделяют 30 минут в день на общение со своим ребенком!!! Будьте лучше других 75%!!!
Встаньте в один ряд с Лучшими Родителями Планеты!!!
2. Планируйте свой день таким образом, чтобы Вам хватало времени и на работу и на семью. Делайте каждый день сначала дела, относящиеся к этим двум сферам Вашей жизни, а уже потом занимайтесь остальным.
3. Самое важное, что у Вас есть – Ваша семья и Ваш дом. Проводите как можно больше времени дома со своими близкими.
На работе главное качество, дома – количество!
4. Всегда проводите свободное время с пользой. Например, когда едите с ребенком в машине, не включайте магнитофон. Намного важнее поговорить с ребенком о его чувствах, планах, событиях в его жизни, чем послушать любимую песню или новости по радио.
5. Когда ребенок хочет что-то Вам сказать, слушайте его внимательно. Вместо попытки слушать в пол уха, повернитесь к нему, оставьте все свои дела и слушайте внимательно! Не делайте вид, что слушаете, а именно слушайте!
6. Всегда ездите в отпуск всей семьей. Многие хотят отдохнуть от близких в отпуске. Да, есть доля логики в этом. Но! Отдыхайте от всех, т.е. проводите время наедине с собой регулярно. Для этого сделайте правилом в Вашей семье два раза в неделю на 1-2 часа освобождать мужа (жену) от всех забот, и также поступайте сами. Проводите два раза в неделю время с собой и для себя. Погуляйте, сходите с подругой в кафе, сходите за покупками, в бассейн и т.д. А отпуск проводите всей семьей. Конечно, многие родители хотят отдохнуть от детей и побыть наедине друг с другом. Также делайте это регулярно и не привязывайте это к отпуску!
Итак, самая распространенная причина плохого поведения – это борьба за внимание родителей. Как только ребенок начинает себя плохо вести, родители сразу же отвлекаются от своих важных и нужных дел и бросаются воспитывать дитятко. Если ребенок не получает нужного количества внимания, единственным способом заслужить это внимание он видит в непослушании!
Вывод: ребенок нуждается в вашем внимании также сильно, как в еде или сне. Это нормальная потребность, которая просто необходима ему для нормального роста и развития!
Чтобы воспитать из ребенка здорового человека, необходимо быть ему родителем. А значит уделять ему внимание и время, давать ему необходимую ласку и тепло, любить его и говорить ему об этом.
Существуют некоторые правила для родителей, которые хотели бы исполнять свою роль не только формально, следование которым поможет вашему сыну или дочке стать счастливее:
- Стремитесь оба участвовать в воспитании вашего ребенка, не сваливайте ответственность на одного родителя;
- Не ругайтесь и не оскорбляйте друг друга при ребенке;
- Принимайте пищу вместе, хотя бы один раз в день, и помните, что в счастливых семьях за столом разговаривают;
- Проявляйте любовь к своему супругу или супруге, показывая ребенку, что вы счастливы вместе;
- Выполняйте свои обещания или не обещайте, если не уверены, что вы сможете его выполнить;
- Чаще показывайте, и рассказывайте ребенку, как красив и интересен этот мир;
- Организовывайте семейный отдых вместе;
- Планируйте совместные путешествия и вылазки на природу;
- Устраивайте семейные праздники и мероприятия
- Уделяйте время на физическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие ваших детей;
- Старайтесь общаться с другими семьями, в которых есть дети;
"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос часто встречается в анкетах для родителей. Однако, если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями, и было ли ему это приятно: "Мы ходили в луна-парк, а затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в самолете..." Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе (в психологическом смысле слова), для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.
Ребенку необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить сыном или дочерью время. Несколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.
Главным в отношении родителей и детей является то, чтобы добиться того, что нужно и полезно для развития ребёнка, для того, чтобы он стал хорошим человеком, – и в то же время не воевать с ним, не портить с ним отношений. А это достигается тем, что родители постоянно подчёркивают своим отношением к детям: мы – Одно Целое, Семья, у нас ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, мы живем ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ.
Кстати, такие родители всегда с любопытством относятся к внутреннему миру своих детей, играют с ними. Поэтому ребёнок не видит в маме только Надзирательницу и Домомучительницу. Не считает, что от взрослых исходит только негатив.
Дети и родители – действительно разные. Родители очень многое видят по-разному, и это неизбежно. Превратиться во взрослого ребёнок не может: он может им стать – но для этого нужны долгие годы. Вовсе не нужно скрывать от детей, что многое родители понимают не так, как они. Но при этом очень важно не забывать: это их дети, их лучшие друзья на всю жизнь. Они должны с ними сотрудничать.
Дети будут помогать им сами, потому что это приятно, потому что это возвышает человека в собственных глазах – когда он кому-то помогает, а тем более – маме и папе.
Это, в сущности, очень легко. Не нужно только противопоставлять себя детям. Мы живём вместе и должны решать все проблемы вместе. И тогда всё будет хорошо: и у нас, и у них.
Уважать ребенка, его самостоятельность, его личное пространство, говорить, что любите, принимать его таким, какой он есть, поддерживать, что бы не случилось, интересоваться тем, что он Вам говорит, в бытовых вопросах договориться, советоваться, делать так, чтобы он чувствовал себя значимым.
Предварительный просмотр:
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладывается основа личности ребенка. Ян Каменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
Для полного и гармоничного развития личности нужны любовь и понимание. В семье, дети нуждаются в полноценном общении. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Личность родителей играет существеннейшую роль в развитии каждого человека. Связь между родителями и ребенком относиться к наиболее сильным человеческим связям.
Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если человек воспитывался в доброй, спокойной семье и его поощряли за доброту и спокойствие, то он будет добрым и спокойным. Наше поведение и есть личность.
Полезные правила общения с детьми.
Важность общения родителей с детьми, сомнениям не подлежит. Человек существо социальное, лишаясь общения, малыш лишается возможности стать человеком. Весь вопрос в том, как правильно общаться с ребенком, чтобы от этого процесса была польза. Если разговор сводится к перечислению запретов и скучным поучениям, акцентированным на вопросах морали, толку от такого общения мало. Более того, подобные разговоры с позиции «ты должен слушать и повиноваться», приносят непоправимый вред.
Малыш только родился, а уже спешит стать членом тесной семейной ячейки – он слушает, запоминает, подражает, выражает эмоции. Взрослые являются коммуникативными проводниками между детьми и обществом, его нормами и знаниями. Взрослые насыщают юный мозг ребенка информацией, учат его необходимым жизненным навыкам и налаживают душевное взаимодействие.
Используемые, при разговоре, тоне и интонации.
Они, наряду с фразами и словами, оказывают существенное влияние на формирование культуры общения. Разумеется, разговаривая с детьми, необходимо всегда учитывать возраст и индивидуальные качества собеседников, а также специфику затеянного разговора.
Равноправные собеседники.
Не стоит стараться самоутвердиться, разговаривая с детьми. Добиваться нужно не послушания, а взаимопонимания. Для установления действенного эмоционального контакта, можно воспользоваться двумя несложными правилами:
• Разговор на равных. Не пытайтесь вырастить из малыша безропотного послушника. Беседуя, помните – разговор должен вестись на равных. Разумеется, разговаривая, взрослый должен направлять разговор в нужное русло, стараясь подключить ребенка к диалогу. Дети должны учиться высказывать свое мнение, и не страшно, если оно противоречит вашим взглядам. Некоторые взрослые, разговаривая с детьми, буквально не дают им слова сказать. Во-первых, мнение детей их не интересует. Во-вторых, свое мнение они считают единственно правильным. Только уважая маленького человека, взрослые в будущем могут рассчитывать на уважение с его стороны.
• Слова должны подкрепляться личным примером.
Если ваши поступки расходятся со словами – толку не будет. Ведь дети весьма внимательны – они сразу замечают разницу между словом и делом. Если мама учит говорить правду, а сама легко обманывает по мелочам – малыш делает вывод - все, что говорят взрослые, тоже неправда. Раздумывая над тем, как правильно общаться с ребенком, не забывайте держать слово и выполнять свои обещания. Обман – очень тяжелое испытание для детей.
Проявление эмоций.
Никогда не приступайте к разговору в состоянии раздражения. Старайтесь также не говорить равнодушным тоном – это может заставить ребенка задуматься о своей ненужности. Прежде чем начать диалог, настройтесь на нужную волну и, взяв себя в руки, постарайтесь сохранять дружелюбие в самых экстремальных ситуациях. Многие родители не считают нужным проявлять добрые чувства, отдавая предпочтение строгости и жесткости. Отсутствие любви и тепла в словах, сказанных ребенку, могут заставить его слушаться, но благодаря им же, в детской душе может навсегда поселиться враждебность и отчуждение. Впоследствии, у таких детей может сформироваться самоцель, заключающаяся в непослушании и противостоянии родительским запретам.
Невербальное общение
Помимо эмоций, наладить отношения с детьми помогают тактильные ощущения. Следует знать, что контакт начинается с прикосновений и зрительных ощущений. Улыбайтесь, но будьте искренни – дети легко чувствуют фальшь. Концентрируйтесь на диалоге – дети должны видеть, что родители заинтересованы в разговоре.
Просить или приказывать?
Как и со всеми прочими людьми, в разговорах с детьми лучше использовать просьбы, ведь приказание подчеркивает неравенство участников диалога. А ведь цель воспитания отнюдь не принуждение к повиновению, а обучение умению мыслить, оценивать и принимать ответственность за свои поступки. Формулируя просьбы, старайтесь использовать позитивную форму высказываний, не используя частицу «не».
Советы и ответы?
Избегайте давать прямые наставления. Лучшее развитие событий – это когда дети умеют сами делать нужные выводы, используя родительские советы. А вот на вопросы отвечайте всегда! Никогда не игнорируйте детей – давайте им четкие и однозначные ответы.
Умение убеждать
Все поучения нужно излагать в интересной форме. Используйте игровые методы, рассказывайте интересные притчи и рассказы из личного опыта – в общем, заинтересуйте собеседника! Не будьте слишком многословны.
Эффект похвалы и горечь унижения.
Хвалить ребенка нужно как можно чаше. Но, помните, похвала должна быть заслуженной. Прибегая к осуждению, никогда не выражайтесь грубо, не кричите и не угрожайте. Обвиняя, не констатируйте, а объясняйте – почему ребенок не прав.
Культура речи.
Ребенок будет разговаривать именно так, как говорят его родители. Избегая употребления нелитературной и ненормативной лексики, старайтесь также изолировать ребенка от неблагоприятного языкового влияния.
Правильно общаясь с ребенком, вы поможете ему стать самостоятельной и самодостаточной личностью, думающей, анализирующей и принимающей решения.
Давать общаться в коллективе, учить общаться(т.е. прямо говорить «скажи ему так-то, подойди и сделай то-то», не заставлять, а давать советы), если ребенок совсем маленький, хвалить и личным примером.
Предварительный просмотр:
Как вовремя распознать, если у ребенка начались комплексы и как их предотвратить.
Не меньше беспокойства, чем страхи, доставляют детские психологические комплексы: ребенок, слишком критически относящийся к своей внешности (способностям, умениям и т. д.) замыкается в себе, не контактирует со сверстниками, а иногда и отдаляется от родителей. Нередко такие дети решаются на опасные поступки. Как же воспитать ребенка без комплексов или что сделать для того, чтобы избавить его от уже имеющихся проблем?
Однажды вы замечаете, что ваш ребенок стал более замкнутым, сидит дома, практически не общается со своими сверстниками, с неохотой ходит в школу, настроение все время подавленное. Вы пытаетесь поговорить с ним, а он уходит от разговоров. А в какой-то момент просто не выдерживает и со слезами на глазах, с надеждой на вашу помощь подходит и спрашивает:
«Почему я не такой, как все? Чем я хуже? Почему меня никто не уважает, не любит и не хочет со мной общаться? Почему я никому не нравлюсь? Почему надо мной все смеются?» А вы лишь разводите руками, не понимая, что же такое случилось с вашим любимым чадом, откуда в его голове появились такие мысли. Все просто — у вашего ребенка появился комплекс, в психологии отдельно рассматривают комплексы, присущие девочкам и мальчикам.
В принципе, детей без эмоциональных комплексов не существует. Они есть у всех, и даже у тех, кто их всячески у себя отрицает. Люди «лепят» их сами себе, когда концентрируют на них свое внимание. Существует великое многообразие комплексов — неполноценности, вины, социального положения и материального статуса, боязнь ответственности, боязнь знакомства с новыми людьми. И это только наиболее распространенные. Комплексы лишают уверенности в себе, мешают нормально жить и добиваться поставленных целей.
Как правило, формируются они в возрасте от 7 до 17 лет, когда у ребенка складываются представления о себе, своем поведении. Опираются развивающиеся комплексы у детей на мнение окружающих — сверстников, учителей и, конечно, родителей. Именно в этот период ребенок как губка впитывает всю информацию о себе. Неосторожно сказанное слово, замечание, любой косой взгляд в его сторону могут резко изменить отношение ребенка к своей личности в негативную сторону. Не сомневайтесь, он все примет на свой счет, а его буйная фантазия домыслит и достроит остальное.
В психологии считается, что от детских комплексов, сформировавшихся слишком рано, избавиться намного труднее. Поэтому очень важно воспитать ребенка без комплексов, а если не получилось – помочь ему побороть уже имеющиеся. И начать нужно в первую очередь с себя. Как вы воспитываете его? Часто ли хвалите или ругаете? Как разговариваете с ним? Здесь возможны несколько ситуаций.
Первая причина детских комплексов – перехваливание ребенка. Мама безумно любит свое чадо, холит и лелеет его, не позволяет практически ничего делать самому, следит за каждым его шагом, балует, говорит, какой он замечательный, умный, красивый, самый дорогой и любимый, просто лучший на свете!
Что же делать, как избавиться от детских комплексов? Бороться! И делать это надо вместе, ведь самостоятельно ребенку будет трудно или почти невозможно побороть то, с чем он смирился и считает обычным и повседневным.
Первый путь преодоления психологических комплексов – измениться самим родителям: стать внимательнее и уважительнее к ребенку, прислушиваться к его мнению, считаться с ним. И главное — меньше критики в адрес личности ребенка. Если ребенок провинился, не надо сразу обзывать его неумелым, глупым, бестолковым. Объясните ему причину его промаха, а потом скажите, что в следующий раз у него обязательно все получится, пусть только внимательнее и серьезнее он отнесется к делу. Станьте ему другом. Поговорите с ним. Объясните ребенку, что комплексы есть у всех. Это часть каждого. Расскажите ему о том, какими вы были в его возрасте, о своих комплексах. И не забудьте добавить немного юмора, ведь кому понравится слушать сухие поучительные истории?
Имея представление о комплексах неполноценности, избавить от них ребенка нужно как можно скорее.
В основе любого комплекса лежат неуверенность и страх перед тем, с кем сравнили ребенка вы или он сам и кто впоследствии покажется вам и ему лучшим. И если что-то он делает не так хорошо, как вам бы хотелось, просто спокойно поговорите с ним, помогите ему, научите его. Обратите внимание на лучшие качества ребенка, и смело развивайте их. Хвалите его за старания и их результаты.
Один из путей преодоления комплекса неполноценности – предоставление ребенку большей свободы. Не надо его во всем ограничивать — «не ходи туда», «не делай того». Ребенок будет чувствовать, что вы не доверяете ему, знаете, что он обязательно совершит ошибку, не справится. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Наоборот, дайте ему некоторую свободу действий, позвольте проявить самостоятельность, давайте ему больше заданий и поручений, развивайте в нем ответственность.
А может, вашему ребенку трудно найти себе друзей? Он неохотно общается и боится знакомиться первым? Посоветуйте ему быть более решительным, не отказываться, когда его приглашают в компанию, не сидеть в стороне и помалкивать. Пусть чаще улыбается и показывает всем позитивное настроение, держится уверенно, естественно, не боится быть открытым и говорить, что ему нравится, а что не очень. В любой компании важно оставаться самим собой, не пренебрегая при этом чужими интересами. Предложите ему пригласить друзей к себе. Сделайте маленький праздник просто так. Ребенок оценит это, да и мнение сверстников о нем возрастет.
Если ребенок пожалуется, что его обижают другие дети, смеются над ним, унижают его, объясните ему: даже самые «крутые» парни и девчонки страдают от своей закомплексованности. А их поведение обусловлено лишь страхом. Вот и ищут они более слабых, неуверенных, чтобы, высмеивая и издеваясь над ними, утвердить свой авторитет. Но ведь это все напускное, и наверное, кто-то точно так же отыгрывается и на них.
Некоторые дети бывают очень жестокими, и им ничего не стоит больно задеть и обидеть. Если кто-то унижает вашего ребенка, не обязательно сразу идти на «разборки» с обидчиком. Вы можете сделать только хуже, поселив в ребенке еще большую неуверенность в собственных силах. Позвольте ему разобраться самостоятельно. Объясните, что на самом деле ему могут просто в чем-то завидовать. Подскажите, что с такими людьми надо вести себя крайне спокойно, не показывать свою слабость и не вступать в конфликты — этим можно только раззадорить. Иногда лучше промолчать и проигнорировать обиду, чем тратить на пустое выяснение отношений свои время и нервы.
Борьба с детскими комплексами
Начните с элементарного правила: слушайте и интересуйтесь мнением ребенка. Постарайтесь не вмешиваться в личные дела, которые чадо может решить самостоятельно (конечно, в пределах разумного).
Попробуйте слишком принципиальному ребенку дать свободу выбора – это вовсе не сложно и не страшно. Уйдите подальше от своих собственных амбиций и желаний – если дочка не хочет идти на прогулку в нарядном платье, то пусть наденет удобные шорты, ведь ей же бегать и «валяться в грязи», а не вам. Ребенку очень важно ощущать, что его мнение учитывают и что альтернатива чему-либо есть всегда. Вы же сами знаете, что в мире взрослых способность самостоятельно принимать решение – крайне полезное и нужное умение, поэтому создавайте такие ситуации, в которых ребенок сам будет учиться этому естественному процессу.
«Уверенный в себе ребенок – это тот, которого любят не за его достижения, хорошее поведение или безупречное послушание, а просто потому, что он есть. Очень важно о любви говорить вслух, помогать в трудных ситуациях – не переделывать за него, а вместе находить пути решения. Нужно учить ребенка оптимистично мыслить: объясните ему, что поражение в чем-либо – это опыт, из которого мы делаем выводы, ставим другие цели, продумываем этапы достижения и постепенно идем к ним. Необходимо сделать акцент и на критике – научите переносить ее достойно и отличать от грубых необоснованных осуждений, на которые не стоит тратить свои силы и эмоции.
Также важно привлекать ребенка к работе по дому, потому что так он сможет оценивать и отвечать за результаты своей деятельности – это поднимет самооценку и уверенность в себе («ты научился мыть полы, протирать пыль, сам ходить в магазин – со временем научишься и перед классом стихи рассказывать»). Если ребенок чувствует свою значимость, если вы уделяете внимание его достижениям (пусть даже самым маленьким), то при такой поддержке он способен добиться намного большего, чем от него ожидают».
Избавить ребенка от комплексов нужно как можно быстрее. Заинтересуйте его творчеством, спортом. Научите девочку готовить, шить, вязать, вышивать. Если сами не сильны в рукоделии — учитесь вместе с ней. Отец может заняться с сыном мужской работой по дому. Может быть, за совместным трудом вы многое узнаете, друг о друге и научите друг друга чему-то новому, станете ближе.
Предварительный просмотр:
Что нужно делать, чтобы ребенок был с детства общителен, коммуникабелен, и не стеснялся в обществе.
Рекомендации родителям – как развить общительность
Конечно, нужно начать с того, чтобы устранить те причины, которые мешают ребенку быть общительным. А также придерживаться некоторых рекомендаций:
- Когда выходите гулять с ребенком, дайте ему игрушки и позвольте играть с другими детьми самостоятельно. Не нужно стоять рядом и отслеживать все, что происходит, отойдите и наблюдайте, издали. Если малыш поначалу стесняется, другие дети обязательно втянут его в свои игры и разговоры.
- Поменьше ругайте и больше хвалите ребенка, помогайте ему повысить свою самооценку. Когда он будет уверен в себе и своих силах, ему будет легче даваться общение со сверстниками.
- Позвольте ребенку вести «светскую жизнь». Почаще посещайте с ним цирк, театр, парк, кино – любые мероприятия, где есть другие дети. Запишите его в какой-нибудь интересный кружок.
- Позволяйте ребенку открыто выражать свое мнение по поводу всего, что происходит. Внимательно выслушивайте, давайте возможность самому принимать решения, а не только подчиняться вашей воле.
- Приглашайте сверстников малыша в гости – на праздники или просто так – посмотреть мультики и поиграть в игры.
- Выходя в общество или выезжая на природу, почаще берите ребенка с собой. Даже общение со взрослыми пригодится малышу, а уж если они возьмут с собой своих детей – будет и вовсе отлично.
- Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность и активность в бытовых ситуациях: пусть сам купит что-нибудь в магазине, ответит по телефону, купит билетик в транспорте.
- Никогда не критикуйте ребенка за необщительность, не сравнивайте с другими детьми и не заставляйте общаться насильно. Делайте все постепенно, и малыш сам преодолеет барьер в силу врожденного любопытства и любознательности.
Каким навыкам общения стоит научить ребенка.
Многие дети предпочитают стоять в сторонке просто потому, что не умеют знакомиться и не имеют положительного опыта в общении. Иногда достаточно подсказать малышу, с чего начать и какие фразы сказать, а потом – немного потренироваться. Психологи советуют помочь ребенку выработать следующие навыки общения:
Уметь знакомиться. Дети часто не знают, как подойти к новому другу и что сказать. Научите ребенка представляться, к примеру «Привет! Меня зовут Дима, а тебя?». Подскажите, что собеседнику нужно смотреть в глаза, а с возрастом – протягивать руку. Потренируйте ситуацию дома в течении нескольких минут.
Уметь присоединяться к новой группе детей. Дайте понять ребенку, что подойти к играющим детям - совсем несложно. Научите проявлять инициативу «А давайте сделаем так…», но и гибкость также «Хорошо, я в это тоже поиграю». Вы даже можете показать это на собственном примере.
Уметь интересоваться другими детьми, задавать им вопросы. Ребенку, как и взрослому, очень важно уметь внимательно слушать собеседника, интересоваться его словами, уточнять их с помощью вопросов. Такие разговоры тоже можно потренировать дома. Научите ребенка задавать вопрос, а потом дополнять его уточняющими.
Уметь похвалить собеседника по делу. Каждому нравится, когда его усилия и таланты положительно оценивают и хвалят. Если у друга что-то получилось или даже он просто очень старался, нужно высказать свое одобрение, похвалить его: «Здорово!», «Классно у тебя получилось», «Ты – молодец». Похвала обязательно вызовет ответную доброжелательность и желание общаться.
Всегда хвалите ребенка за проявления смелости и разумный риск. Помогайте ему пробовать, преодолевать барьеры, выходить из зоны комфорта. Ваша поддержка должна давать ему силы справиться с задачей.
Как нужно относиться к застенчивости ребенка
Нужно всегда помнить, что застенчивость, как черта характера, не является недостатком. Преодолевая свою скромность, застенчивые дети могут великолепно общаться, к тому же, они очень внимательные слушатели, способные уважать чужое мнение. Они могут стесняться в одних ситуациях, но быть очень общительными и уверенными – в других. Никогда не относитесь к застенчивости, как к недостатку, иначе ребенок будет чувствовать себя неполноценным, что и может привести его к настоящей замкнутости. Помогайте ребенку воспитывать навыки общения, давайте возможность проявлять активность и самостоятельность, а самое главное – дарите вашу любовь и поддержку безусловно.
Наука психология советует: желательно обучать этому, начиная с очень раннего возраста. Прежде всего, нужно чтобы ребенок начал общаться с ровесниками как можно раньше. И важно приучить ребенка с этого же раннего возраста самостоятельно решать свои проблемы в общении с ровесниками. Например, когда ребенок подходит с жалобами на плохое поведение другого ребенка (отнял игрушку, дерется), сначала задайте ему вопрос, и дайте время на ответ, что он сам собирается делать по этому поводу, не спешите ругать его или предлагать ему свою помощь в решении этих проблем. Психология утверждает, что важно хвалить ребенка за успехи в создании и поддержании отношений и не критиковать его за неудачи. Как можно реже давать оценку друзьям ваших детей. Стремиться самим много и легко общаться, подавая ребенку пример построения дружеских отношений. Если ребенок терпит неудачи в общении полезно поддержать его своим рассказом о том, что и вам не всегда было легко в этом отношении. Стремиться повышать самооценку ребенка. Даже если ребенок уже большой, полезно перестать решать за него его проблемы, если вы заметите, что делаете это. Но некоторые дети, несмотря на все ваши усилия, все-таки будут оставаться долго стеснительными и робкими. Для таких детей единственный путь – это психологический тренинг, т. к. на тренинге дети могут в безопасной обстановке (здесь их никто не обидит) попробовать новые способы общения.
Предварительный просмотр:
Как вести себя, если зреет ссора, или она уже состоялась. Промолчите. Подождите с выяснением отношений до отсутствия ребенка или его сна. Конечно, трудно это сделать, если внутри бурлят негативные эмоции и гнев, но на то вы и взрослый человек, чтобы уметь сдерживаться. Но необходимо задуматься о последствиях конфликта и о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Попробуйте отвлечься, посчитать до ста, подышать по квадрату; Остановитесь. Если ссора уже назрела, постарайтесь на время покинуть место конфликта, уйдите, срочно займитесь каким-либо делом, перенеся разговор на потом. Вы остынете и в дальнейшем отнесетесь к ситуации с «холодной» головой; Следите за речью. Часто в ссорах родители начинают друг друга унижать и оскорблять. Унижения надолго запоминаются даже взрослому человеку, не говоря уже о ребенке. Кроме того, вам не нужно, чтобы кроха потом тоже употребляла в речи бранные слова и обзывательства; Не поминайте прошлого. Как часто в споре, взрослые начинают вспоминать прошлые проступки. Не стоит ворошить старые обиды, не усугубляйте ситуацию; Не угрожайте. Не нужно разбрасываться угрозами, особенно теми, которые вы просто говорите сгоряча, не планируя выполнять, а просто для того, чтобы задеть оппонента. Ребенок все принимает всерьез, будет с тревогой ждать худшего, рождая в себе сомнения и страх; Выражайтесь спокойно. Выясняя отношения, старайтесь минимизировать уровень раздражения, говорите спокойно, размеренно, будто обсуждая обыденную ситуацию; Успокойте кроху. Если понятен намечающийся конфликт, чувствуется взаимное напряжение, недовольство, скажите ребенку, что все в порядке, что вы не смотря ни на что, придете к общим выводам и помиритесь; Объясниться. Если ссора уже произошла, объясните ребенку что подвигло вас так поступить. Обязательно уверьте ребенка, что все закончилось мирно. Объяснить ему доступным для понимания языком, почему произошел конфликт. И убедить его, что все разрешилось. Что произошедшая ситуация больше не повториться. И все сказанные обидные слова и оскорбления – это ошибка, и папа или мама хорошие, добрые и т.д.; Наладить обычные отношения. Покажите ребенку, что у вас все хорошо. Если малыш стал свидетелем скандала, не демонстрируйте долго неприязнь друг к другу, покажите, что вы помирились, и жизнь стала такой же, как обычно. Постарайтесь, действительно, простить вторую половину, ведь любую фальшь дети остро чувствуют; Выразите любовь и нежность. Это касается как друг друга, так и ребенка. Просто обнимите своего ребенка, поцелуйте, скажите, как вы его любите. И ребенок должен понимать, что на самом деле в семье все друг друга любят; Говорите об эмоциях и чувствах. Скажите ребенку, что все люди могут выражать свои эмоции, и имеют на это право, только нужно очень стараться в плохом расположении духа не обидеть другого человека. Показывайте личный пример, успокаивайте друг друга, разделяйте чувства свои и ребенка; Никогда не доводите ссоры до драк. Это ненормальный вид конфликта, признак явно болезненных отношений. Ребенок не должен быть свидетелем рукоприкладства. Иначе для него это может стать нормой жизни, серьезно травмировать психику и сильно повлиять на дальнейшую жизнь. Если ваши семейные конфликты очень серьезные и доходит до рукоприкладства, то над этим стоит серьезно задуматься. Как минимум вы должны спокойно обсудить ситуацию с супругом в подходящей обстановке. Ведь каждый взрослый человек должен понимать, что дети – это наше отражение. И какую модель семьи ребенок видит в детстве, такую же он будет строить сам во взрослой жизни. Если избиения стали частью отношений, то хорошо подумайте, не будет ли лучшим для вашего ребенка, если ваша пара разойдется.
Мальчик, который вырос в семье, где отец постоянно избивал мать, просто не в состоянии отличаться хорошим воспитанием по отношению к женщине. Для него будет просто нормой решать любой конфликт в своей семье кулаками. У него не будет уважения к собственной матери, а, соответственно, и ко всем остальным женщинам. Для девочки воспитание в такой семье является основной моделью поведения женщины. В дальнейшем у нее будет просто отсутствовать уважение к себе. Быть жертвой, ходить в синяках для девочки будет нормальным образом жизни. Это будет модель семьи, к которой она привыкла с детства. Помните, что хорошие отношения в семье – залог нормального развития вашего ребенка. Семья – оплот, нерушимая стена для каждого ребенка. Родители – пример для подражания и неоспоримый авторитет. Вы ответственны за психику своего чада. Действительно любящие мама и папа никогда не позволят собственным неурядицам и проблемам в отношениях повлиять на здоровье чада, они обязательно постараются сгладить конфликты, окружить ребенка спокойствием и любовью.
Как правильно ссорится при ребёнке
Лучше всего будет вообще не ругаться, но иногда выяснить отношения невозможно наедине. В таких случаях лучше договорится о действиях, которые вы выполните, если возникнет такая ситуация:
- Уйдите в другую комнату. В этом случае подойдёт даже туалет, если у вас нет лишних комнат. Запомните, уйти должен не ребёнок, а вы. Если вы грубым тоном отправите его в комнату, ребёнок примет это на свой счёт. Решит, что в чём-то провинился перед вами. Есть желание ругаться – выходите.
- Обойдитесь без повышения голоса и сильных эмоций. Каждый ребёнок испугается, если начать кричать. Не повышайте голос, постарайтесь приглушить тон.
- Следите за словами. Мат неподобающе произносить в присутствии ребёнка. Без оправданий.
- Нельзя отыгрываться на ребёнке. Если вы в дурном расположении духа после ссоры, ни в коем случае не отыгрываетесь на ребёнке. Он не виноват, а со стороны родителей это будет отвратительно.
- Ни каких угроз и агрессивных движений. Разозлились и кинули тарелку, ударили кулаком по столу, хлопнули дверью? Для ребёнка сейчас вы сам Ужас.
Попытайтесь вовремя ссоры использовать доказательства и убедить собеседника или собеседницу в своей правоте, возможно вы придёте к компромиссу. Не стоит припоминать обиды, вспоминать то, что было много лет назад. Если ребёнок увидел, как вы поссорились, пусть увидит, как вы сожалеете о случившемся.
Предварительный просмотр:
Дети, как и взрослые, все разные. Спокойные и беспокойные, мягкие и упрямые… Если ребенок не слушается маму, делает все наоборот, как с этим бороться?
У непослушания, в понимании взрослых, могут быть самые разные причины.
В зависимости от причины должна строится реакция взрослого.
Существует кризис 8 лет.
Есть плавающий кризис в районе 5 лет, и плюс еще есть младший подростковый возраст 8-9 лет, когда ребенок делает так называемый первый ростовой рывок и становится неуправляемым.
Развитие ребенка протекает не плавно, а бурными скачками. Кризисный период это время перестройки отношений. Со взрослыми, с миром. Это период, когда ребенку очень трудно - он меняется, он растет и становится в это время неуправляемым.
Одна из примет кризисного возраста - это негативизм.
Это когда к любому предложению взрослого добавляется частица «не».
Если ваш ребенок говорит нет почти всегда, например, прежде чем почитать книжку, съесть любимую кашу, пойти гулять, когда он это любит, говорит «нет, не хочу», то это негативизм, а это примета кризиса.
Обычно критический период длится 2-3 месяца, потом становится более управляемым, т.е. такие вспышки непослушания.
Если в кризисный период непослушания взрослый будет давить, отрицать со своей стороны народившуюся волю ребенка, то негативизм может закрепиться, остаться в характере.
Непослушанию нужно радоваться: раз кризис, значит, ребенок растет.
Но это вовсе не означает подчинения всем требованиям ребенка. Хорошо, если родители могут дать ребенку право на это «нет», сказать: "Да, я слышу, что ты не хочешь". Но это не значит согласиться. После этого следует большое «НО»:
"Ты не хочешь, но такие обстоятельства" или - "Но нужно".
Ребенку, который открыл свое «я хочу» предстоит также открыть еще другие «я хочу».
Важно, чтобы взрослые не отказывались от своего «я», своего мнения.
Итак, первая причина детского непослушания - возрастные кризисы развития.
А вторая причина непослушания - это недостаток внимания со стороны взрослого. Непослушание может быть одной из поведенческих стратегий для привлечения внимания взрослого. Дети так устроены: им лучше плохое, отрицательное внимание со стороны родителей, чем никакого вообще.
Это бывает у детей сверх-занятых родителей или детей, которые много времени проводят вне дома, детский сад полного дня, и вот они приходят со своего детского full tim'а и им нужно внимания, а по-нормальному они его привлечь не умеют или может быть взрослые не реагируют.
Ведь когда ребенок себя хорошо ведет, можно заниматься своими делами, а когда не слушается - поневоле обращаешь внимание на это непослушание.
Непослушание, как привлечение внимания, должно быть очень верно оценено родителями.
Если за это непослушание родитель наказывает или отвергает эмоционально, не видя зерна, то, во-первых, ребенок себя будет вести таким же образом, чтобы привлечь хоть какое-то, но внимание, а во-вторых, ощущение недолюбленности будет храниться.
Ребенка, который себя ведет неправильно, в такой ситуации нужно не отвергать, а найти момент, когда он ведет себя каким-то нормальным образом и приласкать, поговорить, почитать, побыть с ним.
Еще может быть непослушание третьего вида (первый вид, как мы выяснили - кризис, второй - недостаток внимания) - это борьба за власть с родителями.
Очень часто ребенок, начиная с возраста двух с половиной лет и до семи, начинает выяснять, кто главный в семье.
Тут непослушание - это открытое неповиновение.
Ребенок не находится в кризисе, он просто хочет, чтобы все было, как хочет он. Он хочет распространить свое мнение. Тут нужна совершенно другая реакция. Это непослушание, что называется, должно быть отбито.
Ребенок развивается нормально, когда знает, что взрослый в семье - главный.
И если это непослушание намеренное, борьба с авторитетом мамы или папы, ему нужно показать, что вызов понял, вызов принял, границы есть, границы на замке.
Непослушание этого рода взывает к тому, чтобы в семье были четкие границы дозволенного, что можно, а что нет.
Предварительный просмотр:
Ребенок не хочет заниматься. Мнения и заблуждения
Мнение 1 «Не хочет, значит рано»
«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.
Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.
Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно»
«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». Причины могут быть самые разные: от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.
Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его»
«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заочная консультация для родителей "ФГОС ДО"
В консультации представлено краткое содержание документа и электронная ссылка на сайт его размещения в полном объёме....
Заочная консультация "Мы и природа - снежинки"
о многообразии снежинок...
Заочная консультация для воспитателей "Планирование двигательной активности дошкольников"
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышен...
Заочная консультация для родителей по хореографии
Танец – это внутренний мир, отраженный в движении, и наряду с другими видами искусства, это самый естественный способ самовыражения. С помощью танца, ярких движений можно выразить множество эмоц...
Заочная консультация для родителей "Правильное отношение к природе"
Консультация для родителей....
Заочная консультация для воспитателей «Организация и проведение экскурсий с детьми на территории детского сада»
Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности....
Заочные консультации для родителей детей с НОДА
Заочные консультации для родителей детей с НОДА...