Проектная деятельность воспитанников
проект (младшая группа)

Тишкина Людмила Павловна

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17«Огонёк»

Проект: Приобщение детей к русской народной культуре

Вид проекта: познавательно - творческий.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: воспитанники II младшей  - средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Сроки проведения: с 01.10. 2015 г. – 31.03. 2016 г.

Целью данного проекта является:

  • ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у

детей;

  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
  • Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Направления:                                                                                                                       1.Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

                  2.Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

           3.Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-

прикладного искусства;

  • Выставки         детских         работ         по         декоративно-прикладному искусству в детском саду;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование         с         различными         художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание         считалок,         закличек,         прибауток,         небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

 Программа рассчитана на детей 3-5 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 15 минут

 Срок реализации:  6 месяцев

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемыйрезультат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  •  Результаты продуктивной деятельности детей.

Индивидуальная работа,  для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
  • Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные         консультации         по         русской         народной культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск         папок-раскладок         по         народному        декоративно-

прикладному искусству;

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в поселке; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Тематическое планирование по работе с детьми младшего

дошкольного возраста (3-5 лет)

Тема занятия

Содержание

Октябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада

«Репка»

Инсценированное сказки «Репка»

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота»  

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса».  Игра «Кто позвал?»  (угадывание по голосу)

Дымковская роспись

Открытое занятие по художественно – эстетическому развитию

«Капустница»

Детско – родительский конкурс поделок из капусты «Капустница»

Ноябрь

«Водичка, водичка умой мое личико»

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.

«Котик, котик, поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая».

«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

Декабрь

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок».

«Уж ты, зимушка - зима»

 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство детей с Рождеством.

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

«Гость нагость – хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.

«Три медведя»

Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»

Февраль

«Маша и медведь»

Знакомство сосказкой «Маша и медведь»

Хозяйкины помощники.

Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

«Трень – брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

«Масленица дорогая -  наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с масленицей.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

«Петушок- золотой гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

«Петушок с семьей»

 Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»

«Сорока – белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Используемая литература:

1.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: ДетствоПресс,2004.

3.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7.Интернет- ресурсы

Приложение №1

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь?

что возьмешь?

Приложение №2                                                                                                                              Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Новый год: Арина, Бабка Ёжка, Баба Яга, В углы Башмачник, Жмурки

Рождественский сочельник : Два Мороза, Скакалка, Масло, Орешек, С города долой!

Зимние святки: Бабка, Гуськи, Дедушка-рожок, Краской, Прялица, Слепая курица и чулок, Слепой козел, «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

 Масленица: В каравай,  Взятие снежной крепости, Водить козла, Горелки, Гори, гори ясно, Горшки, Крута гора, Лапти, Летят- не летя , Пирог, Салки, Салки- догонялки, Салки-мартышки, Салки с мячом, Пятнашки с мячом.

Благовещенье: «Ай да птица, что за птица!», Бабочки и ласточки, В птицы,  Воробей,

Ворон,  Голуби, Жаворонок, Коршун, Ласточка, Огородник и воробей, Птички, Пчелы, Пчелы и ласточка, Филин и пташки.

Вербная неделя: Верба-вербочка, Дед, Захарка, Мосток.

Пасха: Игры с яйцами: Чье яйцо дольше покрутится? Катание яиц с горки, Бой яйцами, Солнышко-ведрышко, Береза, Медом или сахаром.

Красная горка:  В круги, Отгадывание.

Лялин день: Ляля.

Егорьев день: Лошадки, Пастух и стадо.

Троица (Семик): В кресты, Венок, Водяной, Горячее место, Ерыкальце.

Никита-гусятник: В утку, Волк и гуси, Гуси-гуси, Утка и селезень, Заинька, Утица, Уточка.

Давид – земляничник: У медведя во бору, Волк в лесу, Медведь.

Николай Кочанский: Капуста, Плетень.

Успение: Кто с нами? Огородник,  Пахари и жнецы.

Семенов день: Муха, Охотники и собаки, Черный жук.

Покров :Заря-зарница, Кружева, Молчанка, Пятнашки, У дядюшки Трифона.

Кузьма и Демьян: Ворон и куры, Золотые ворота,  Кузнецы, Курочки, Царевна


Приложение №3 Описание игр «Пастух и стадо»: Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.

Муха:  На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева -  стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».

Ручеек: Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Пирог: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Режъ его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Капуста: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участникиигры стоятза кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:  

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу,Чтоб капусту не украли,                                                                                                                                     В огород не прибежал                                                                                                                                                             Волк и лисица, бобер и курица                                                                                                                             Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбываетиз игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Бабка Ёжка: В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка

Костяная Ножка                                                                            

С печки упала,                                                                            

Ногу сломала,                                                                                  

А потом и говорит:                                                                      

— У меня нога болит.                                                                      

 Пошла она на улицу                                                                          

— Раздавила курицу.                                                                          

Пошла на базар                                                                                  

— Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

У дядюшки Трифона: Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей, Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

  При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяетих неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.

Гуси-гуси: Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

— Гуси-гуси! — Га-га-га

        — Есть хотите?         

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

— Серый волк под горой,

Не пускает насдомой, Зубы точит, съесть нас хочет!

— Ну летите, как хотите, только крылья берегите! «Гуси» разбегаются, «волк» их ловит.   Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:

— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.     «Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Салки: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» Игра повторяется.

Правила.

  1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
  2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
  3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Скакалка: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,                                                                

Чтобы вырос лен высок,                                                      

Прыгайте как можно выше.                                                                                                                                        Можно прыгать выше крыши.

Жмурки: Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.         

— Кот, Кот, на чем стоишь?

— На квашне.

        — Что в квашне?         

        — Квас,         

        — Лови мышей, а не нас.         

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит, Кого он поймал — тот становится «жмуркой».

Считалки: Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:

Тара – бара, Домой пора —                                                                                                            Ребят кормить                                                                                                                      Телят поить,  Коров доить,  Тебе водить!  

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

Скороговорки: В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд.  Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают скороговорки.

  Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.п.  сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:

Матка, матка! Чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

 Из ведра ерша или из корзины ежа?

 Выбирая названия, матка выбирает себе игроков.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приобщение детей к русской народной культуре 2 младшая – средняя группа Тишкина Л.П.

Слайд 2

Цель: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Слайд 4

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой: - Беседы ; - Занятия на основе метода интеграции; - Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; - Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства; - Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду; - Дидактические игры; - Экспериментирование с различными художественными материалами; - Развлечения , фольклорные праздники, посиделки; - Заучивание считалок , закличек , прибауток , небылиц , потешек , стихов, русских народных песен ; - Использование народных игр, в том числе хороводов.

Слайд 6

Экскурсия в «русскую избу»

Слайд 7

Знакомимся с предметами русского быта

Слайд 8

Знакомим с дымковской росписью

Слайд 9

Выставка работ Детско – родительский конкурс «Город мастеров» «Капустница»

Слайд 10

Русская народная игры «Бабка Ёжка » «Жмурки»

Слайд 11

«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»

Слайд 12

Результатами проведенной работы с детьми являются: 1. Использование детьми в активной речи потешек , считалок, загадок . 2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки . 3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства . 4. Участие детей в русских народных праздниках . 5. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Огонёк»

Отчёт

 по проектной деятельности в рамках работы по приобщению детей  к русской народной культуре

Воспитатель: Тишкина Л.П.

2016 г.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...

Знакомство с русской народной культурой начали с посещения “Русской избы”, ведь она создает атмосферу национального быта.   Это уникальный музей – хранитель подлинных свидетельств прошлого, является впечатляющим проводником в мир истории и быта русского народа. Здесь детей  знакомили с обстановкой избы - с печкой, люлькой, чугунком, ухватом, кочергой. Дети, конечно, с первого раза не запомнили названия предметов быта, но долго оставались под впечатлением посещения «русской избы». Продолжая знакомство детей с избой, познакомили с обитателем «избы» - котом Васькой, провели  заучивание потешки «Как у нашего кота». (Слайд 7) Знакомили детей с рукомойником. Разучивали потешки «Водичка, водичка умой мое личико», а также с другими предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. При знакомстве детей с самоваром, проводили дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

Мы знакомили детей с потешками «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Наша-то хозяюшка сметлива была»  и колыбельных. При чтении потешки «Сорока – белобока кашу варила» познакомили с предметами обихода – глиняным горшком. Для улучшенного запоминания потешек, прибауток используют наглядный материал: иллюстрации художника Ю. Васнецова,  игрушки. Обращали внимание детей на образность народной речи, на уменьшительно-ласкательные слова в потешках, прибаутках (котенька – коток, петушок, заинька, солнышко, детушки). Мы разучиваем с детьми не только потешки, прибаутки, но и заклички, приговорки. Их, обычно произносят, когда что-то делают, обращаются к кому - нибудь. Например, одеваясь на прогулку - приговаривать: «Наша Маша маленька…».

Большую радость вызывает у детей рассматривание народных игрушек и игры с ними. (Слайд 8). Детям не рассказываем подробно о том, где создают эти игрушки и как их делают, только знакомим с внешним видом и особенностями той или иной игрушки (семёновская матрешка, дымковская лошадка). Не всегда мы можем показать детям художественный образец, за неимением их. Но мы показываем альбомы разных росписей: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымка», и др. Изготовили игрушки и расписали под дымку. На занятиях поИЗО дети украшают силуэты барышень, фартуки, свитера, лошадок элементами дымковской росписи. Мы постепенно подводим детей к понятию «народная игрушка». (Слайд 9)

Медведева Н.В. провела открытое занятие по художественно – эстетическому развитию по знакомству детей с дымковской росписью. Затем прошла выставка рисунков. (Слайд 10)

(Слайд 11) Очень интересный получился детско – родительский конкурс поделок из капусты «Капустница», родители приняли активное участие, привлекли к работе детей. Родители проявили фантазию, смекалку, использовали разные сорта капусты и работы получились очень разные, интересные и заслужено были все награждены.

С большим интересом дети слушают русские народные сказки:«Волк и семеро козлят», Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок». Перед чтением сказки мы объясняем, почему сказка называется народной (сказку придумали давным – давно, и неизвестно, кто ее придумал, поэтому и говорят – народная). Рассматривание иллюстрации к сказкам, мы обращаем внимание детей на одежду сказочных персонажей (рубаха, сарафан, лапти), на предметы быта (лавка, самовар, короб). Слушая эти сказки неоднократно, дети лучше  запоминают их, в своей речи начинают использовать отдельные фразы: «Жили - были  дед да баба …», «Катится колобок, катится…»  и другие. Мы показывали кукольные спектакли по мотивам знакомых сказок. Дети, с удовольствием смотря представления, эмоционально, реагируют на появление персонажей на ширме, повторяют слова вместе со сказочными героями. (Слайд 12)  Сказки «Репка», «Колобок» они инсценировали сами, используя атрибуты, стараются менять голоса, подражая животным.

Знакомили детей с загадками. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего встречается, и которые ему интересны: игрушки, домашние животные, загадки с рифмующими отгадками, например:
«Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок. Кто же это?» (Петушок)

 Знакомя детей с новым персонажем – Петушком, разучивали потешки о петушке,  знакомили с семьей петушка рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей». В свободное время на физкультурных занятиях с детьми разучивали русские народные игры: (Слайд 13)«Бабка Ёжка», «Жмурки» (Слайд 14), «Пастух и стадо», играли в знакомые игры» У медведя в бору», «Огуречик», «Каравай» и др. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны. Мы рассказывали детям о народных традициях, праздниках, провели  развлечение, основанные на фольклоре: «Масленица». (Слайд 15)

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.

Результатами проведенной работы с детьми являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4.  Участие детей в русских народных праздниках.

5. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность воспитанников и родителей "Моя родословная. Создание генеалогического древа"

«Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, ведь знание своей родословной, сво...

Результаты проектной деятельности воспитанников

Проекты. Справка подтверждение....

Приказ на участие в муниципальной научно-практической конференции "Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности воспитанников обучающихся"

Приказ на участие в муниципальной научно-практической конференции"Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектнойдеятельности воспитанников обучающихся"...

«Школа юных инспекторов движения» в аспекте реализации проектной деятельности воспитанников и педагогов детского сада

Модернизации дошкольного образования предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от тр...

Проектная деятельность воспитанников. "Я ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ХОЧУ!"

Проектная деятельность воспитанников. "Я ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ХОЧУ!"...