Консультация для педагогов: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Выполнила: воспитатель МБДОУ детского сада «Зёрнышко»
Шнайдер Лилия Васильевна
2022 г
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент".
В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы. В чём причины задержки речи?
Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром, отвечающим за моторику. Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук, мы, таким образом, стимулируем речевой центр, развиваем речь. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому ПЕРЕД ПЕДАГОГАМИ ДОЛЖНА СТОЯТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ продумать день таким образом, чтобы каждый из них способствовал развитию мелкой моторики.
I. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук можно проводить во время эмоционально-стимулирующей гимнастики, как утром, так и после дневного сна.
II. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, шнуровка; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшками); строительный материал; застёгивание пуговиц, кнопок,; «пальчиковый бассейн».
Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, могут проводиться:
- в качестве разминок на занятиях;
- в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;
- во время игр в помещении или на прогулке.
А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, нужно проводить индивидуальную работу.
III. На таких занятиях, как лепка, рисование, аппликация, физкультурное и музыкальное, дети получают регулярную нагрузку на кисти и пальцы рук.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, необходимо в группе создавать развивающую среду, которая включает в себя такие компоненты как:
• зона ИЗО деятельности, которая содержит различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое.
• зона, где сосредоточенны разнообразные настольные игры, конструкторы, мозаики, шнуровки, бросовый материал, различные инструменты.
• театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы сделанные из ниток и других материалов, своими руками).
Предлагаем игры направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду, так и дома.
Игры с прищепками. Предлагаем ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т. д.
Так же в своей работе мы используем нетрадиционные способы рисования и аппликации (Квиллинг, обрывная аппликация, оригами, аппликации из салфеток, крупы; рисование пальчиками, ладошками, рисование природным материалом- шишки, листьями и т. д.)
Существует способ развития мелкой моторики рук, который нельзя оставлять без внимания- это песок (песок, как инструмент для развития, творчества и отдыха;).
Формированием мелкой моторики у детей могут заниматься и родители. Задача педагогов – научить родителей простейшим приемам развития моторики рук, убедить их, что это благоприятно повлияет на развитие речи их детей.
Для этого мы проводим консультации, памятки, провели онлайн собрание "Пальчиковая гимнастика".
В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста будет проходить гораздо быстрее и эффективнее, если использовать в своей работе разные виды деятельности. Наша работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста дает позитивный результат: дети уверено работают с материалами; более точно руководят движениями пальцев рук, работают сосредоточенно и очень внимательно. Появилось больше самостоятельности. Их работы стали более осознанным, осмысленными и целенаправленными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Полезная, необходимая информация для родителей по развитию мелкой моторики руки ребенка дома....
Консультация для родителей.Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей.Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики рук ребенка и развитие его речи взаимосвязаны. Пальцы рук снабжены огромным количеств...
консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
консультация...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки нахо...
Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Все взрослые знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, ...