Коррекционно-развивающая программа по работе с тревожными детьми с использованием инновационных технологий. «Смелый Я»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Шильникова Анастасия Сергеевна

Коррекционно - развивающая программа по работе с тревожными детьми старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_smelyy_ya.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

страница

Пояснительная записка

2

1

Цель

3

2

Задачи

3

3

Принципы

3

4

Инновационные технологии, методы и приемы используемые для коррекции тревожности и страхов у детей.

4

5

Этапы реализации программы

8

6

Планируемые результаты освоения программы

8

7

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

9

8

Психолого – педагогическое сопровождение педагогов.

9

9

Работа с педагогами

11

10

Психолого-педагогическое сопровождение родителей.

11

11

Работа с родителями

13

12

Организация занятий

13

13

Условия проведения занятий

14

14

Структура занятий

14

15

Тематическое планирование занятий.

15

16

Предметно – пространственная среда.

18

17

Методическое обеспечение программы.

18

Приложения

Приложение №1. Работа с педагогами.

Приложение  №2. Работа с родителями.

Приложение №3 Диагностический материал.

Приложение №4 Коррекционные занятия.

Пояснительная записка

          Одна из приоритетных целей современного образования – способствовать позитивной социализации и успешной интеграции ребенка с обществом, формированию его активной и ответственной социальной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место среди других людей.

Беспокойство, тревога, страх являются неотъемлемыми эмоциональными проявлениями психической жизни ребёнка, но со временем, оставленные без внимания со стороны взрослых, могут перерасти в устойчивые негативные черты личности, послужив причиной для общего психологического неблагополучия. В более старшем возрасте, могут возникнуть проблемы в налаживании контактов, достижении успехов в личностной и профессиональной сфере. Однако, именно в дошкольном возрасте тревожность наиболее успешно подвергается психологическому воздействию, поскольку она пока больше обусловлена эмоциями, чем особенностями ребёнка, и во многом носит преходящий характер.

 По данным психологического исследования, почти у 50% -60 % детей детского сада имеют  нарушения психологического здоровья, поэтому актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

Созданная коррекционно – развивающая программа «Смелый Я»  ориентирована на коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста, с высоким индексом тревожности и  имеющими различные страхи.

В программе используются инновационные технологии, позволяющие  не только разнообразить условия  предметно – пространственной среды, но и содействует раскрытию индивидуальности ребёнка в процессе коррекционной деятельности для  развития полноценного духовного психоэмоционального здоровья.

Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного возраста 5 – 7 лет, имеющие проявления тревожности и страхов.

Цель: психологическое сопровождение дошкольников, обладающих повышенным уровнем тревожности.

Задачи:

  • Снизить тревожность;
  • Корректировать самооценку ребёнка;
  • Осуществить контроль над объектом страха.

Принципы:

  • Принцип доступности  с  учётом  возрастных  особенностей  детей  (занятия  строятся в  доступной  и  интересной  для  детей  форме,  с  учётом  особенностей развития и индивидуального опыта ребенка).
  • Принцип обеспечения  всестороннего  гармоничного  развития  личности  ребёнка    (становлении  базовых  свойств  его  личности:  самооценки  и  образа  «Я»).  
  • Принцип  системности  и  последовательности   (программный  материал  распределяется  на  занятиях  таким  образом,  что  обеспечивается  последовательное  усложнение  его  от  занятия  к  занятию,  осуществляется  связь  последующего  материала,  с  предыдущем).
  • Принцип комплексности (программа отличается многообразием, как целей, так и средствами  психологической помощи).
  • Принцип культурно-исторической аутентичности (задания программы построены на материале отечественной литературы и музыки).

 Инновационные технологии, методы и приёмы, используемые для коррекции тревожности и страхов у детей.

  • игровая терапия,
  • рисуночная терапия,
  • танцевальная терапия,  
  • сказкотерапия,
  • психогимнастика,
  •  аутотренинг,
  • релаксация.

Игровая терапия.

Игра должна быть насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. п. И это даст возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка (в частности, для обогащения его эмоционального опыта), но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

 Наибольший интерес представляет терапевтическая игра. Суть ее состоит в том, что изменение психического состояния происходит потому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра невозможна без риска, а нежелание проиграть, надежда на победу представляет собой моделирование, что позволяет лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям и научиться их предвосхищать. Таким образом, игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе.

Рисуночная терапия.

Дети с нарушением эмоциональной сферы обычно не могут выразить свои проблемы вербальным путем, а рисование – самый доступный вид деятельности для дошкольника. Кроме того, изучение детских рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.

В ходе занятий проводятся следующие виды тематического рисования:

  • « Чего я боялся, когда был маленьким?» (кисти, гуашь)
  • Страшный сон (световой планшет)
  • Ночные звуки  (световой планшет)
  • Моё имя (гуашь, ватные палочки)
  • Сказочный герой, которого я боюсь (карандаши, цветные мелки)
  • Кляксы ( трубочки)
  • Как я победил свой страх (фломастеры)
  • Кем я был и кем я стал (фломастеры)

Рисование  длится 10-15 минут. Нужно стараться не торопить детей, так как мысли о страхе, о том, как его выразить, подразумевают встречу с ним, соприкосновение, что уменьшает остроту его восприятия. При использовании оборудования учитывается желание детей.

Сказкотерапия.

Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Каждая из сказок имеет определенную направленность.

Что могут дать психологические сказки детям?

  • Они рождают у ребенка ощущение, что его понимают, что интересуют его проблемы, что готовы ему оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».
  • В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
  • Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

Танцевальная терапия.

Цели: развитие приспособленности, чувства удовольствия и навыков группового взаимодействия; умение выражать сильные эмоции, саморасслабляться.

Не все дети считают себя лучшими танцорами, но всякий раз, когда включают танец в занятие работающей группы, уровни мастерства быстро стираются, и участие в общем процессе танца приносит каждому члену группы личное удовлетворение.

Главным в танцевальной терапии является взаимоотношении между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движения отражают личность. Сначала спонтанный танец включается в обязательную программу, а потом музыка включается во время по желанию детей. Спонтанные движения и жесты становятся для детей средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко выразить вербальным путем.

Для некоторых детей танцевальная терапия служит повышением самооценки, развитием положительного образа «Я», другим ребятам движения танца помогают освободить сдерживаемые чувства, эмоции, снять напряжение.

Детям можно предложить следующие танцы: «Танец Бабы Яги», «Буратино», «Танец Кикиморы» и т. д., когда нет соответствующего музыкального сопровождения, дети могут придумывать свою музыку: стук по столу, по стакану, шуршание фольгой, игра на металлофоне и пр.

Психогимнастика.

Цель:  преодоление барьеров общения, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможности для самовыражения.

На занятии дети обучаются азбуке выражения различных эмоций (радости, интереса, удивления и др.), выразительным движениям. Используется бессловесный материал, хотя вербальное выражение своих эмоций детьми тоже поощряется (этюды «Растет цветок», «Ласка» и др.). Широко используются упражнения на приобретение навыков в саморасслаблении (этюды «Факиры», «Фея сна» и др.).

Аутотрениг.

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, внушение желаемого настроения.

Психофизический покой, достигаемый в результате аутотренинга в сочетании с психогимнастикой, восстанавливает силы ребенка, у него возникает приятная дремотность. Эти моменты психолог использует для проигрывания с детьми некоторых психофизических состояний, а не разрешенные до этого проблемы, перерабатываются головным мозгом «разрешаются».        

Релаксация.

Цели: снятие психического напряжения, оказание помощи в достижении полного сосредоточения на себе, своих переживаниях и ощущениях, отключения от неприятных мыслей.

Нужно постараться помочь каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации. Для этого подобраны специальные упражнения в стихотворной форме под музыкальное сопровождение, которые способствуют поэтапной выработке у детей умений расслабляться, снимать мышечное напряжение.

Во время релаксационных сеансов психолог следит, чтобы напряжение у детей было кратковременным, а расслабление - длительным; обращает внимание детей на те ощущения, которые возникают у них в процессе тренировок, на то, как приятно расслабление, покой, отдых.

Умение расслабляться поможет одним детям снять тревожность и напряжение, другим - сконцентрироваться, погасит возбуждение.

 Этапы реализации программы

1 этап — диагностический.

Цель: выявление тревожных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность

2 этап - информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.

3 этап - практический.

Цель: обучение преодолению детьми состояния тревожности, страха и психического напряжения через управление отрицательными эмоциями;

4 этап - контрольный.

Цель: Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

Планируемые результаты освоения программы.

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Диагностика.

Диагностические методы:

  • «Тест тревожности»Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
  • «Страхи в домиках» модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
  • Наблюдение. 

Коррекция

Решение следующих задач: повышение уверенности в себе (самооценка), снятие страхов, развитие коммуникативных навыков.

  • Повышение уверенности в себе (самооценка). Устранение внутреннего конфликта. Расширение эмоционального опыта. Развитие навыков взаимодействия.
  • Снятие страхов, эмоционального и мышечного напряжения. Устранение, преобразование либо частичное обесценивание страхов. Формирование умения преодолевать опасности, мобилизовать волю, проявлять активность. Стимулирование возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.
  • Развитие коммуникативных навыков. Уменьшение суетливости, нервозных, ненужных движений и мимики. Снижение скованности, боязливости в движениях и речи. Развитие умения сотрудничать со взрослыми и детьми; активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.

 Психолого-педагогическое сопровождение педагогов.

Опытный воспитатель, конечно, в первые дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако не все воспитатели имеют достаточный опыт в работе с тревожными детьми и поэтому, прежде чем делать окончательные выводы воспитателю, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (в играх, на прогулке), в общении с другими детьми. Ответы воспитателя прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут  предположение.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. В своей работе воспитателю необходимо использовать личностно-ориентированную модель воспитания:

  • установление контакта с ребенком, подразумевающего доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к нему;
  • создание условий для проявления творческих возможностей ребенка и веры в свои силы и возможности;
  • проявление терпения и педагогического такта;
  • критический анализ результатов педагогического воздействия на воспитанников;
  • взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса, особенно с родителями и психологической службой.

        Как правило, тревожный ребенок имеет низкую самооценку, поэтому необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала педагога должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, вовлекать тревожных детей чаще участвовать в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя « глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада  оформляется стенд « Самый классный!», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

В целях повышения педагогической компетентности в работе с тревожными детьми, для воспитателей педагог-психолог проводит  тренинг «Эффективного взаимоотношения взрослого с тревожными детьми». Так же проводит индивидуальное консультирование педагогов по работе с детьми. А тек же соблюдать в своей работе «Правила работы с тревожными детьми».

 Работа с педагогами. ( Приложение№1)

Блоки

Содержание

Диагностика

  • Наблюдение
  • «Критерии определения тревожности у ребенка» П.Бейкер и М. Алворд .

Просвещение

  • Тренинг « Эффективное взаимоотношение взрослого с тревожными детьми»
  • Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Влияние игры на психологическое здоровье ребенка»

Консультирование

  • «Правила работы с тревожными детьми»
  • « Как проявляется детская тревожность?»
  • «Игры с тревожными детьми»

 Психолого-педагогическое сопровождение родителей.

В целях определения уровня тревожности   ребенка, с его родителями педагог-психолог проводит   обследование, используя опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Работа с родителями. ( Приложение №2)

Блоки

Содержание

Диагностика

  • Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Консультирование

  • « Как помочь тревожному ребёнку?»
  • «Как вести себя родителям с тревожными детьми?»
  • «Научите ребёнка расслабляться»
  • « Как играть с тревожными детьми?»
  • « Игры с тревожными детьми»
  • « Играем в темноте»

 Профилактика

Профилактика тревожности.

  • « Советы родителям тревожных детей»

Памятка  и буклеты для родителей

  • « Шесть рецептов избавления от гнева»
  • Причины проявления тревожности у дошкольников.

 Организация занятий.

Цикл практических занятий рассчитан на  7 часов т.е.14 занятий.  Одно занятие составляет 30 минут. Занятия проводятся с одной подгруппой один  раз в неделю. В каждой подгруппе 5-6 человек.

В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

Блоки

Содержание

1

Развлекательные ( контактные) – 1занятие – включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

2

Коррекционно – направленные + обучающие – 11занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.

3

Развлекательные + обучающие + контрольные -2занятия

 Условия проведения занятий.

  • принятие ребёнка таким, какой он есть;
  • нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
  • учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
  • начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
  •  игра не комментируется взрослым;
  • в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это прежде всего  возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание Структура занятия.

1

Ритуал приветствия

2 минуты

2

Разминка

5 минут

3

Коррекционно-развивающий этап

15 минут

4

Подведение итогов

6минут

5

Ритуал прощания

2 минуты

Всего: 30 минут.

Тематическое планирование занятий.

№ Занятия

Темы программы

Цель:

Количество часов

1

«Давайте познакомимся!»

Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

30 минут

2

 « Моё имя»

Раскрытие своего «Я». Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

30 минут

3

 «Моё настроение»

Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов,  развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

30 минут

4

« Путешествие в страну страхов»

Выявить  реальные страхи детей, развивать умение поговорить о своих негативных переживаниях в кругу ровесников. Повышение психического тонуса ребёнка.

 30 минут

5

«Наступила ночь»

Стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие самооценки, умения сотрудничать с взрослыми и детьми.

30 минут

6

«Победим свой страх»

Снятие напряжения, повышение групповой сплоченности детей, развитие активного внимания, связной речи дошкольников через умение выразить свое мнение, умение выслушать содержание сказки. Способствовать развитию эмпатии, навыков общения в коллективе сверстников. Воспитывать доброжелательность, уверенность в себе

30 минут

7

«По морским просторам…»

Снижение психоэмоционального напряжения.

Обучение приемам выражения основных эмоций. Диагностика и коррекция страхов: переживание безопасности за счет создания условности ситуации.

30 минут

8

«Наши сны»

Развитие навыков взаимодействия друг с другом. Стимулирование собст венных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций. Упражнение на расслабление мышц;

30 минут

9

«Лесные истории»

Расширение эмоционального опыта. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие навыков взаимодействия друг с другом.

30 минут

10

« Космические истории»

Формирование умения преодолевать опасности, мобилизовать волю, проявлять активность. Снижение скованности, боязливости в движениях и речи.

30 минут

11

« В гостях у сказки»

Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Профилактика и коррекция страха перед сказочными героями, придуманными существами. Овладение умениями и навыками, которые дают возможность преодолеть страх сказочных героев. Повышение уровня сформированности нравственных чувств. Воспитание доброжелательности, смелости.

30 минут

12

 «Я больше не боюсь!»

Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Развитие активного внимания, связной речи дошкольников через умение выразить свое мнение, умение выслушать содержание сказки.

30 минут

13

«Мы – волшебники»

Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

30 минут

14

« Солнечный зайчик»

Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

30 минут

Всего: 7 часов

 Предметно-развивающая среда.

Оборудование для занятий:

  • компьютер, магнитофон;
  • демонстрационные картины;
  •  световой планшет;
  • песочница с игрушками
  • музыкальные произведения В. Шаинского «От улыбки», «Чунга-Чанга», М. Красева «Жалобная песенка», звуки моря и т. д.
  • музыкальные инструменты: металлофон,маракасы.
  • краски, гуашь, карандаши, мелки, фломастеры;
  • нитки, ватные палочки, проволока, бусинки трубочки;
  •  салфетки, клеёнка, фартуки;
  • психологические сказки, аутотренинги, психогимнастические этюды;
  • наглядная информация для родителей: материалы стендов « Советы педагога – психолога», буклеты

 Методическое обеспечение.

  • Иванова Н. Ф. Преодоление  тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. -  Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
  • Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей - Ярославль: Академия развития, 1996.
  • Лютова Е. К, Монина Г. Б. Шпаргалки для взрослых: психопрофилактическая работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми- СПб.: Сфера, 2002.
  • Чистякова, М. И. Психогимнастика-М.: Просвещение, 1990.
  • Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб: Пи тер, 2004.
  • Ганичева И.В. Телесно - ориентированные подходы кпсихокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7 лет). М.: Книголюб, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Коррекционно-развивающее занятие «Зимние узоры» со старшими дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий

Коррекционно-развивающее занятие с использованием здоровьесберегающих технологий:  кинезиология, пальчиковая и дыхательная гимнастика, песочная терапия. С целью :снятие эмоционального напряжения...

Из опыта работы по физическому развитию с использованием инновационных технологий

Из опыта работы по физическому развитию с использованием инновационных технологий.Целью моей работы –это  охрана здоровья детей, формирование основы культуры здоровья, гармоничному фи...

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Коррекционно-развивающая программа по работе с тревожными детьми 5-7 лет

Программа предназначена для педагогов-психологов ОУ...

Коррекционно- развивающая программа для работы с застенчивыми детьми младшего школьного возраста

Цель:  Преодолеть застенчивость у детей первого года обучения в школе.Задачи:✓познакомиться с эмоциями человека, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развить умение адекват...

Методическая разработка. Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

Методическая разработка представляет собой конспект семинара-практикума, проведенного в форме аукциона педагогических идей по использованию   коррекционно-развавающих технологий...