Картотека музыкально-дидактических игр.
картотека

Шаповалова Ксения Андреевна

В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально – дидактических игр – научить ребёнка различать и понимать свойства и качества воспринимаемых явлений.

Музыкально – дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально – дидактических игр помогают планомерному развитию музыкального слуха, вырабатывают умение различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально – дидактические игры и упражнения с применением настольного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.

Ход игры. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.

2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента. Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.

«Музыкальный домик».

Программное содержание: Слушать попевку в исполнении на детских музыкальных инструментах. Различать их тембр.

Методика проведения: Педагог показывает детям пособие "Музыкальный домик". Рассказывает, что домик необычный, в нем живут разные музыкальные инструменты. Если прислушаться, то можно определить звуки каких инструментов слышны из домика. Педагог исполняет знакомую попевку поочередно на разных музыкальных инструментах (они спрятаны за невысокой ширмой) Детей вызывают по одному. Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками, на которых изображены музыкальные инструменты, выбирает нужную карточку.

«Музыкальный теремок» или «Маленький композитор»

1вариант игры: «Теремок» Цель: развитие мелодического слуха детей.

Игровой материал Фигурки зверей. Ход игры: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение в низ, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду»

2 вариант игры: «Маленький композитор» Открывается домик в котором живут нотки, каждая на своем этаже, детям предлагается стать на минуту известным композитором и сочинить свою музыку. За тем сочиненная музыка проигрывается музыкальным руководителем, а дети слушают какое получилось у них музыкальное произведение или песенка (можно его пропеть сначала с музыкальным руководителем, а за тем вместе.)

«Дерево песен»

Цель игры: развитие памяти и музыкального слуха, развитие песенного творчества, закрепление пройденного материала.

Ход игры: В центре музыкального зала или группы находится дерево, выполненное из картона или фанеры. К ветвям дерева прикреплены листочки в зависимости от времени года(осенью-желтые, оранжевые , красные, зимой-снежинки, весной-цветочки, летом зеленые листочки).  На обратной стороне этих листочков картинки, иллюстрирующие знакомые детям песни.

Музыкальный руководитель (если игра проводится на музыкальном занятии) или воспитатель (если игра проводится в группе) читает детям стихотворение:

На музыкальной сказочной поляне

Дерево волшебное растет.

На дереве листочки не простые,

На нем они с загадками.

Зачем им просто так висеть?

Перевернем. и будем петь!

Вызванный педагогом ребенок поворачивает листочек картинкой к детям. Дети узнают песню, изображенную с обратной стороны. Они могут исполнять знакомую песню все вместе, индивидуально или петь ее по цепочке, друг за другом. Пение детей может быть с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкально - дидактическая игра «Паровозик».

Вот смотрите паровоз

Он вагончики повёз.

Путь у него дальний

Ведь поезд музыкальный!

ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

-Учить различать ритмические цепочки (формулы).

- Закреплять знания о долгих и коротких звуках.

- Побуждать детей к самостоятельной деятельности.

Ход игры:

В младшей группе (Используется только один вагончик)

В кабину машиниста вставляется 1 карточка (еж, лев или крокодил). Это машинист. Нужно прохлопать, протопать или сыграть на музыкальном инструменте «имя машиниста». В вагончик вставляется 2е карточки в любой последовательности. (Например: ёжик и лев поехали в гости, а крокодил попросил взть его с собой). (Кро-ко-дил, ё-жик, лев и т. д.). Медленно проговорить, прхолопать, протопать и сыграть ритмическую цепочку (формулу) на музыкальном инструменте. В дальнейшем дети самостоятельно выбирают и вставляют карточки.

В средней группе

Добавляется карточка (по-ро-сё-нок)

2). «Паровоз едет, гудит, а вагончики отстукивают ритм (вставляются карточки с кружочками «ритмические цепочки» (формулы).

В старшей группе

Ребёнок выкладывает ритмическую цепочку (формулу) по слуху. Начинать упражнение нужно с двух карточек.

Музыкально-дидактическая игра «Пчелки».

Цель: Развитие звуковысотного  и тембрового слуха. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию мелодии.

Описание: Педагог предлагает «оживить» пчелок и познакомить их со свойствами музыкальных звуков. Звуки бывают тихими и громкими (дети, жужжа за пчелок, последовательно передают эти динамические оттенки, высокими и низкими (дети сопровождают звукоимитационное пение взлетом и падение руки с  пчелкой.)

2Вариант. Задача детей найти две пчелки с одинаковым звучанием и разложить по уликам попарно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...