«Формирование представлений о значении воды в нашей жизни»
проект (старшая группа)

Мохно Валерия Геннадьевна

способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку; ознакомлению детей с круговоротом воды в природе, с явлениями кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека; воспитывать бережное отношение к воде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Проект в старшей группе:

 

«Формирование представлений о значении воды в нашей жизни»

                                                       

                                                                 Воспитатель: Мохно Валерия Геннадьевна МБДОУ№56

Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
  • познавательное чтение;
  • конкурсы и викторины;
  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • лаборатория (опыты и эксперименты);
  • выпуск экологический газеты «Вода – это жизнь,
  • консультации для родителей на экологическую тематику;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

Изготовление экологических знаков и папки передвижки.

Цель: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку; ознакомлению детей с круговоротом воды в природе, с явлениями кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека; воспитывать бережное отношение к воде.

Ход занятия

1. Рассматривание   глобуса.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.

– Что на глобусе обозначено синим цветом?

– Где в природе есть вода? Какая бывает вода? (Грязная, чистая, пресная, соленая).

– Как вы думаете, много ли пресной воды в природе?

Воспитатель объясняет, что пресной воды в природе мало и ее нужно беречь и экономить.

– Как мы можем беречь и экономить воду? (Закрывать кран, не бросать мусор в водоемы и т. п.)

hello_html_4bf96e3a.jpg

2. Игра  «Кому нужна вода?»

.Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животного, растения, человека – маленький ребенок, женщина и др.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен

на картинке (другие дети могут добавлять).

hello_html_m586a2c46.jpghello_html_1a5cdd61.jpg

hello_html_m4118214e.jpghello_html_78c13ae3.jpg

3. Игра  «Не боимся мы дождя».

Ставится схема или макет дома и детского сада. Дети идут из дома в детский сад, но в пути их застает дождь. Каждый ребенок должен «превратиться» в дождь и выполнить движения дождя. Дети  сопровождают движения чтением потешки: «Дождик, дождик, что ты льешь, идти в садик не даешь?».

Появляется мальчик Дождик.

Дождик. Вы боитесь дождя?

Дети. Нет, не боимся.

Дети убегают, а Дождик их ловит.

4. Беседа  по вопросам.

–Где используется человеком вода?

hello_html_m697c9071.jpg

5. Рассматривание   и  описание   картины «Круговорот воды в природе».

hello_html_34291cdb.jpg

Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.

Выводы: капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на текст, на рисунок, на соседа).

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести льдинки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?

Задачи: через дидактические игры учить детей рисовать окружающий мир. Закреплять восприятие цвета, ориентировку на микроплоскости.

Развивать зрительное и слуховое восприятие. Через игровые действия воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

Виды деятельности: продуктивная, познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная

Оборудование: цветная карандаши, цветной фон, диск с записью.

Ожидаемый результат: дети передали в своих рисунках природное окружение, ориентируются на микроплоскости; взаимодействуют с педагогом и со сверстниками во время игр и бесед; выражают положительные эмоции; с удовольствием выполняют поручения.

Ход мероприятия

  1. Дидактическая игра «Угадай звуки?» (звуки дождя¸ журчание ручейка, шум реки, моря)

«Где нужна вода?»

  1. Игровая ситуация: «Мир в капельке воды» - дети находят природное окружение, где нужна вода.
  2. Дидактическая игра «Что можно нарисовать? » - ( дети рассказывают о

том, что будут рисовать).

  1. Игровая ситуация : «Нарисуем мир в капельке воды» - дети выполняют рисунки.

- физминутка « Я рисую » под запись;

- зрительная гимнастика «Следим за капелькой»;

- продолжение работы, индивидуальная помощь

6 . Итоговая беседа. Как вы думаете, справились вы с заданием,

нарисовали воду в природе.

Что бы вы ещё хотели нарисовать?

Интеграция областей: продуктивная деятельность, физическая культура, труд, социализация, коммуникация.

Интегрированные задачи: через дидактические игры учить детей изготавливать из бумаги кукол, применяя приемы вырезания ( из квадрата круг ) и приёмы склеивания. Закреплять восприятие цвета, ориентировку на микроплоскости.

Развивать зрительное и слуховое восприятие. Через игровые действия воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

Виды деятельности: продуктивная, познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная

Оборудование: образец поделки, цветная бумага, тарелочки, ножницы, клей, кисть, салфетка, клеёнка, диск с записью.

Ожидаемый результат: дети применяя приёмы вырезания и наклеивания изготавливают кукол из бумаги, знают расположение частей тела у человека, ориентируются на микроплоскости ; взаимодействуют с педагогом и со сверстниками во время игр и бесед; выражают положительные эмоции; с удовольствием выполняют поручения.



Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по экологическому воспитанию с элементами аппликации в старшей группе «Лилии в чистой воде»

Цели и задачи:

- уточнить представление детей, о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении);

- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения в жизни человека;

- прививать бережное отношение к воде;

- развивать любознательность мышление и речь детей; активизировать словарный запас;

воспитывать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, работать дружно;

- учить правильно, располагать детали на заготовке плаката, аккуратно намазывать и наклеивать их.

Методы и приёмы:

1. Игровой (введение игрового персонажа) игровая ситуация, путешествие по групповой комнате.

2. Наглядный (плакат – памятка «Берегите воду»).

3. Практический (наблюдение).

4. Словарный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).

Предварительная работа:

- беседа на тему«Где можно встретить воду»«Для чего и кому нужна вода».

- чтение рассказов, сказок познавательного характера;

- наблюдения за превращениями воды на прогулке, во время опытов.

Материалы к занятию:

Капли воды, изготовленные из бумаги, шапочка – ободок («Капитошка») бумажные заготовки к аппликации, клей, кисточки.

Ход занятия

Воспитатель:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

Игровая ситуации: В группу входит девочка в ободке капельки

Воспитатель:

- Ребята, кто это к нам пришёл? Ты кто?

Капелька:

- Я капелька.

Воспитатель:

- А как тебя зовут?

Капелька:

- Меня зовут Капитошка.

Воспитатель:

- А зачем ты к нам пришла?

Капелька:

- Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Воспитатель:

- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Путешествие-поиск капелек по группе (дети идут по группе, делают остановки).

1. У стола с питьевой водой.

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить (приклеивают капельку).

2. Около мойки на кухне.

Воспитатель:

- Мы недавно с вами позавтракали, и что Елена Ивановна делает с посудой?

Дети:

- Помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду, протирать столы (приклеивают капельку).

3. В игровом уголке.

Воспитатель:

- Для чего здесь нужна вода?

Дети:

- Вода нужна чтобы, мыть грязные игрушки, стирать куклам одежду (приклеивают капельку).

4.  В уголке природы (возле растений).

Дети:

- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают капельку).

5.  У аквариума.

Дети:

- Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку).

6. В туалетной комнате.

Дети:

- Вода нужна, чтобы можно было мыть руки и лицо, вытирать пыль, делать в группе уборку.Воспитатель:

- Посмотрите, все ли в порядке в нашей туалетной комнате?

Дети:

- Нет, не закрыт кран, капает вода. А воду надо беречь (приклеивают капельку).

Воспитатель:

- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и наши дома. Эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли умываться и мыть руки, полоскать рот, нужно воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо не забывайте закрывать кран.

А еще ребята не нужно забывать, что и растениям и рыбкам и людям нужна чистая вода.

Люди не могут пить грязную воду, и только в чистых водоемах будут жить рыбы, насекомые и растения.

Одно из таких растений это водяная лилия.

Я предлагаю для Капитошки, сделать большой, чистый водоем с лилиями.  

Дети садятся за столы, приготовленные к аппликации.

Изобразительная деятельность ( коллективная аппликация «Лилии в чистой воде»).

Воспитатель с детьми разбирает последовательность работы.

Воспитатель:

- А теперь перед работой, сделаем пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика «Моем руки».

1. «Моем руки»: ритмично потираем ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжали в кулачёк, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги вправо, брызги влево!

Мокрым стало наше тело!

3. «Вытираем руки»: энергичные движение имитируют, поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем руки, очень быстро!

Затем дети начинают заниматься аппликацией.

Воспитатель:

- Молодцы! Какие аккуратные, красивая  у вас получились работа. Вы работали вместе, дружно.

Сюрпризный момент (дети слушают шум воды).

Воспитатель:

- Ребята, а что вы слышите?

Дети:

- Шум воды.

Воспитатель:

- Правильно, это так бежит вода реке.

Итог занятия

Воспитатель:

- Ребята, давайте, ещё раз расскажем Капитошке, где нужна вода? Послушаем стихотворение.

Дети:

1. Вы, слыхали, о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

2. На плите у нас кипит

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

3. Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смеем вам мы доложить:

Без воды нам не прожить!

Капелька:

- Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек – капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. И не забывайте закрывать кран!

Воспитатель:

- Спасибо тебе, Капитошка, и вам ребята, за вашу активную работу на занятии. Скажем до свидания нашим гостям.

Литература:

Л.И. Марченко «Лето» 2008г.

Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность» 2008г.

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружаюшим миром»

(экспериментирование) 2011г.

В.Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников»

2009г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная лаборатория. Значение воздуха в нашей жизни.Опыты с воздухом

Мы занятие начинаемИнтересно здесь бываетПостарайтесь все понятьМного нужно вам узнать!Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему - то оно без обратного ад...

Конспект проведения мастер класса к педагогическому совету. Тема: "Для чего это нужно?" (формирование представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека)

Конспект проведения мастер класса к педагогическому совету. Тема: "Для чего это нужно?" (формирование представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека)...

Конспект беседы "Значение воды в нашей жизни"

Конспект беседы в средней группе...

ООД «Значение часов в нашей жизни»

Создание социальной ситуации развития для формирования  у детей знаний о времени....

Экологическая беседа «Путешествие капельки» Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого она нужна и для чего она

Экологическая беседа «Путешествие капельки»Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание...

Консультация для родителей по цветотерапии "Значения цвета в нашей жизни"

Консультация для родителей по цветотерапии "Значения цвета в нашей жизни"...