«Формирование представлений о значении воды в нашей жизни»
проект (старшая группа)
способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку; ознакомлению детей с круговоротом воды в природе, с явлениями кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека; воспитывать бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe.docx | 323.85 КБ |
kompleksnoe_zanyatie_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_s_elementami_applikatsii_v_starshey_gruppe.docx | 21.01 КБ |
foto_k_zanyatiyu.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе:
«Формирование представлений о значении воды в нашей жизни»
Воспитатель: Мохно Валерия Геннадьевна МБДОУ№56
Формы работы по реализации проекта:
- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
- познавательное чтение;
- конкурсы и викторины;
- продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- выпуск экологический газеты «Вода – это жизнь,
- консультации для родителей на экологическую тематику;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Изготовление экологических знаков и папки передвижки.
Цель: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку; ознакомлению детей с круговоротом воды в природе, с явлениями кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека; воспитывать бережное отношение к воде.
Ход занятия
1. Рассматривание глобуса.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.
– Что на глобусе обозначено синим цветом?
– Где в природе есть вода? Какая бывает вода? (Грязная, чистая, пресная, соленая).
– Как вы думаете, много ли пресной воды в природе?
Воспитатель объясняет, что пресной воды в природе мало и ее нужно беречь и экономить.
– Как мы можем беречь и экономить воду? (Закрывать кран, не бросать мусор в водоемы и т. п.)
2. Игра «Кому нужна вода?»
.Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животного, растения, человека – маленький ребенок, женщина и др.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен
на картинке (другие дети могут добавлять).
3. Игра «Не боимся мы дождя».
Ставится схема или макет дома и детского сада. Дети идут из дома в детский сад, но в пути их застает дождь. Каждый ребенок должен «превратиться» в дождь и выполнить движения дождя. Дети сопровождают движения чтением потешки: «Дождик, дождик, что ты льешь, идти в садик не даешь?».
Появляется мальчик Дождик.
Дождик. Вы боитесь дождя?
Дети. Нет, не боимся.
Дети убегают, а Дождик их ловит.
4. Беседа по вопросам.
–Где используется человеком вода?
5. Рассматривание и описание картины «Круговорот воды в природе».
Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.
Выводы: капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт №1: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №3: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на текст, на рисунок, на соседа).
Опыт №4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести льдинки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт №7: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
Задачи: через дидактические игры учить детей рисовать окружающий мир. Закреплять восприятие цвета, ориентировку на микроплоскости.
Развивать зрительное и слуховое восприятие. Через игровые действия воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.
Виды деятельности: продуктивная, познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная
Оборудование: цветная карандаши, цветной фон, диск с записью.
Ожидаемый результат: дети передали в своих рисунках природное окружение, ориентируются на микроплоскости; взаимодействуют с педагогом и со сверстниками во время игр и бесед; выражают положительные эмоции; с удовольствием выполняют поручения.
Ход мероприятия
- Дидактическая игра «Угадай звуки?» (звуки дождя¸ журчание ручейка, шум реки, моря)
«Где нужна вода?»
- Игровая ситуация: «Мир в капельке воды» - дети находят природное окружение, где нужна вода.
- Дидактическая игра «Что можно нарисовать? » - ( дети рассказывают о
том, что будут рисовать).
- Игровая ситуация : «Нарисуем мир в капельке воды» - дети выполняют рисунки.
- физминутка « Я рисую » под запись;
- зрительная гимнастика «Следим за капелькой»;
- продолжение работы, индивидуальная помощь
6 . Итоговая беседа. Как вы думаете, справились вы с заданием,
нарисовали воду в природе.
Что бы вы ещё хотели нарисовать?
Интеграция областей: продуктивная деятельность, физическая культура, труд, социализация, коммуникация.
Интегрированные задачи: через дидактические игры учить детей изготавливать из бумаги кукол, применяя приемы вырезания ( из квадрата круг ) и приёмы склеивания. Закреплять восприятие цвета, ориентировку на микроплоскости.
Развивать зрительное и слуховое восприятие. Через игровые действия воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.
Виды деятельности: продуктивная, познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная
Оборудование: образец поделки, цветная бумага, тарелочки, ножницы, клей, кисть, салфетка, клеёнка, диск с записью.
Ожидаемый результат: дети применяя приёмы вырезания и наклеивания изготавливают кукол из бумаги, знают расположение частей тела у человека, ориентируются на микроплоскости ; взаимодействуют с педагогом и со сверстниками во время игр и бесед; выражают положительные эмоции; с удовольствием выполняют поручения.
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по экологическому воспитанию с элементами аппликации в старшей группе «Лилии в чистой воде»
Цели и задачи:
- уточнить представление детей, о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении);
- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения в жизни человека;
- прививать бережное отношение к воде;
- развивать любознательность мышление и речь детей; активизировать словарный запас;
- воспитывать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, работать дружно;
- учить правильно, располагать детали на заготовке плаката, аккуратно намазывать и наклеивать их.
Методы и приёмы:
1. Игровой (введение игрового персонажа) игровая ситуация, путешествие по групповой комнате.
2. Наглядный (плакат – памятка «Берегите воду»).
3. Практический (наблюдение).
4. Словарный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).
Предварительная работа:
- беседа на тему: «Где можно встретить воду», «Для чего и кому нужна вода».
- чтение рассказов, сказок познавательного характера;
- наблюдения за превращениями воды на прогулке, во время опытов.
Материалы к занятию:
Капли воды, изготовленные из бумаги, шапочка – ободок («Капитошка») бумажные заготовки к аппликации, клей, кисточки.
Ход занятия
Воспитатель:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Игровая ситуации: В группу входит девочка в ободке капельки
Воспитатель:
- Ребята, кто это к нам пришёл? Ты кто?
Капелька:
- Я капелька.
Воспитатель:
- А как тебя зовут?
Капелька:
- Меня зовут Капитошка.
Воспитатель:
- А зачем ты к нам пришла?
Капелька:
- Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель:
- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
Путешествие-поиск капелек по группе (дети идут по группе, делают остановки).
1. У стола с питьевой водой.
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить (приклеивают капельку).
2. Около мойки на кухне.
Воспитатель:
- Мы недавно с вами позавтракали, и что Елена Ивановна делает с посудой?
Дети:
- Помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду, протирать столы (приклеивают капельку).
3. В игровом уголке.
Воспитатель:
- Для чего здесь нужна вода?
Дети:
- Вода нужна чтобы, мыть грязные игрушки, стирать куклам одежду (приклеивают капельку).
4. В уголке природы (возле растений).
Дети:
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают капельку).
5. У аквариума.
Дети:
- Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку).
6. В туалетной комнате.
Дети:
- Вода нужна, чтобы можно было мыть руки и лицо, вытирать пыль, делать в группе уборку.Воспитатель:
- Посмотрите, все ли в порядке в нашей туалетной комнате?
Дети:
- Нет, не закрыт кран, капает вода. А воду надо беречь (приклеивают капельку).
Воспитатель:
- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и наши дома. Эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли умываться и мыть руки, полоскать рот, нужно воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо не забывайте закрывать кран.
А еще ребята не нужно забывать, что и растениям и рыбкам и людям нужна чистая вода.
Люди не могут пить грязную воду, и только в чистых водоемах будут жить рыбы, насекомые и растения.
Одно из таких растений это водяная лилия.
Я предлагаю для Капитошки, сделать большой, чистый водоем с лилиями.
Дети садятся за столы, приготовленные к аппликации.
Изобразительная деятельность ( коллективная аппликация «Лилии в чистой воде»).
Воспитатель с детьми разбирает последовательность работы.
Воспитатель:
- А теперь перед работой, сделаем пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки».
1. «Моем руки»: ритмично потираем ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжали в кулачёк, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги вправо, брызги влево!
Мокрым стало наше тело!
3. «Вытираем руки»: энергичные движение имитируют, поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем руки, очень быстро!
Затем дети начинают заниматься аппликацией.
Воспитатель:
- Молодцы! Какие аккуратные, красивая у вас получились работа. Вы работали вместе, дружно.
Сюрпризный момент (дети слушают шум воды).
Воспитатель:
- Ребята, а что вы слышите?
Дети:
- Шум воды.
Воспитатель:
- Правильно, это так бежит вода реке.
Итог занятия
Воспитатель:
- Ребята, давайте, ещё раз расскажем Капитошке, где нужна вода? Послушаем стихотворение.
Дети:
1. Вы, слыхали, о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
2. На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
3. Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить!
Капелька:
- Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек – капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. И не забывайте закрывать кран!
Воспитатель:
- Спасибо тебе, Капитошка, и вам ребята, за вашу активную работу на занятии. Скажем до свидания нашим гостям.
Литература:
Л.И. Марченко «Лето» 2008г.
Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность» 2008г.
Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружаюшим миром»
(экспериментирование) 2011г.
В.Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников»
2009г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная лаборатория. Значение воздуха в нашей жизни.Опыты с воздухом
Мы занятие начинаемИнтересно здесь бываетПостарайтесь все понятьМного нужно вам узнать!Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему - то оно без обратного ад...
Конспект проведения мастер класса к педагогическому совету. Тема: "Для чего это нужно?" (формирование представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека)
Конспект проведения мастер класса к педагогическому совету. Тема: "Для чего это нужно?" (формирование представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека)...
Модель НОД "Значение денег в нашей жизни"
Презентация...
Конспект беседы "Значение воды в нашей жизни"
Конспект беседы в средней группе...
ООД «Значение часов в нашей жизни»
Создание социальной ситуации развития для формирования у детей знаний о времени....
Экологическая беседа «Путешествие капельки» Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого она нужна и для чего она
Экологическая беседа «Путешествие капельки»Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание...
Консультация для родителей по цветотерапии "Значения цвета в нашей жизни"
Консультация для родителей по цветотерапии "Значения цвета в нашей жизни"...