Статья "Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ"
статья (младшая группа)
Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка и его родителей.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. Как вы знаете существует 3 степени адаптации.
Лёгкая адаптация
Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Привыкание средней тяжести
При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.
Тяжёлая адаптация
Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев и в редких случаях до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Процесс адаптации порой проходит тяжело и для родителей
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Так же и Педагог
Набирая новую группу, знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Формами взаимодействия с родителями являются следующие параметры
1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка. 3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Традиционные мероприятия взаимодействия с родителями
- Коллективные – общие и групповые родительские собрания, консультации, лекции, школа молодых родителей, педагогические кружки, мастер-классы,
- Индивидуальные – консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей, индивидуальные беседы.
- Наглядные – памятки, тематические выставки, папки- передвижки, ширмы, информационные стенды.
Формы взаимодействия с родителями
Традиционные формы
-Родительские собрания
-Консультации
-Анкетирование
-Утренники
-Дни открытых дверей
-Оформление информационных стендов
Нетрадиционные формы
-Информация о группе, детском саде на сайте в Интернете
-Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
-Презентация группы
-Тематические досуги
-Оформление стенгазет и буклетов
-Групповые встречи – практикумы, мастер – классы, круглые столы, дискуссии,
-Театрализованные представления для детей с участием родителей
-Нетрадиционные собрания
Из опыта работы нашего детского сада работа по взаимодействию с родителями проводится в нескольких этапах
Этап - организационный /конец августа/:
Первое родительское собрание «Пора в детский сад»;
Знакомство с режимом, который находится на сайте гбдоу
Функциями которого являются:
-согласование ценностно-смысловых ориентиров учвстников ОП
-педагогического просвещения родителей
-включение семьи в совместную с ребенком ОД
-«обратная связь»
знакомство с участком, групповым помещением;
сбор информации о потенциальных воспитанниках;
ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
установление партнерских, доброжелательных отношений;
родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Этап основной
Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность данного этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
В адаптационный период чтобы ребенок не испытывал «двойной стресс» нежелательно разрушать любые привычки в том числе и вредные( например если ребенок сосет палец, не может заснуть без соски или своей любимой игрушки)тк это осложняет приспособления к новым условиям.
В первый день мы стараемся создать хорошее впечатления ребенка и родителя на ДОУ и поэтому устраиваем ему настоящий праздник. Муз. Руководитель приходит с игрушкой персонажем, поет и танцует вместе с детьми. Со второго дня почасовое пребывание в группе, родитель становится активным участником игрового процесса, тк важен контакт воспитателя и родителя.
Итоговым этапом становится доверительные взаимоотношения между воспитателем и родителями, а также положительное отношение ребенка к детскому саду. В этот период для родителей мы устраиваем мастер- классы. И родители охотно участвуют в выступлениях.
Итогом всех этапов становится счастливые родители и ребенок жаждущий приходить в доу снова и снова.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
- Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
- Отсутствие родителей в течении дня
- Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
- Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
•снижение петита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
• повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
- В основе технологии данного опыта лежит система взаимодействия с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Работа проводится в нескольких этапах:
Этап - организационный /конец августа/:
родительское собрание «Пора в детский сад»;
знакомство с участком, групповым помещением;
сбор информации о потенциальных воспитанниках;
ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
установление партнерских, доброжелательных отношений;
родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Этап основной сентябрь наблюдение
- поэтапный прием детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- консультирование родителей;
- наблюдения за поведением детей;
- разработка индивидуального режима для ребенка;
- организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОУ;
- оформление листов адаптации;
- Этап – итоговый (анализ и выводы /ноябрь-декабрь/:
- обработка результатов (анализ адаптивных листов, анализ индивидуальных карт развития);
- выявление детей с тяжелой адаптацией;
- оценка уровня нервно – психического развития детей.
- индивидуальная работа с детьми;
- рекомендации родителям по проведению развивающих игр и занятий с детьми;
- родительское собрание «Наши достижения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.
Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни и даются практические рекомендации по решению дан...
статья "Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ"
Взаимодействие родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к ДОУ...
Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие! 2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных мом...
Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Найти возможность ежедневного индивидуального общения с каждым ребенком, не форсировать начало «групповой жизни»....
Рекомендации для родителей и воспитателей в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация в детском саду-тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков....
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в период адаптации ребенка к ДОУ"
Консультация для родителей....
Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...