"Роль игры в жизни ребенка".
консультация (старшая группа)
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как
“ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не
диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни
не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но
особенно - детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons-tsiya_dlya_roditeley.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Роль игры в жизни ребенка".
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку?
Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как
“ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не
диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни
не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но
особенно - детям.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для
физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как
игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений
об окружающей действительности, развитию внимания, памяти,
наблюдательности, мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету,
знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется
потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность,
решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют
формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит
коллективный характер.
Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного
отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых
навыков.
Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в
круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру,
учат детей понимать красоту.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её
организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем
больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.
Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует
постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих
действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации
(инсценирование какого- то сюжета).
Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и
согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное
запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра.
Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок
вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению
автомобиля, голосам животных и т.д.
В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей
возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для
неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то
сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей
обращаться с вопросами по поводу игрушек. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Как это происходит?
В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме
воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они
комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”.
Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то
образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых).
“Я буду мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль
подруги. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно -
ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для
них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.
Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и
т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью
переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в
игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется
речь, функцией которой является согласование совместных действий. Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно
развиваются игры с правилами.
В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в
соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие
личностные качества, как выдержка, дисциплинированность,
целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с
поставленными задачами.
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность
дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для
игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они
решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным”
играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию
познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих
собой основу обучения”.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Е
руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в
занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающа
задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполн
игровые действия, добиться результата, выиграть.
В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а зате
и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовы
представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых зву
(звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).
В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет
правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и
индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим
куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.
В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их
общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в
сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я
делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…)
цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний
детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.
С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно.
Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок
самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает
матрёшку, подбирает предметы по цвету.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры,
требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание
бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться
чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то,
используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование
всех сторон социальной активности детей.
А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно.
Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным
бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность,
медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура
тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.
Считать же достаточным объём движений, который даётся во время
пребывания ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом
богатом воображении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)
Играем вместе с ребенком. Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...
Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
В статье раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....
Роль игры в жизни ребенка
Представлен материал о значении игры в жизни дошкольников....
Роль игры в жизни ребенка
Роль игры в жизни ребенка...
Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"
Играем? Играем!...
Играем? Играем! Роль игры в жизни ребенка.
консультация для родителей...
Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"
Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...