Статья. Использование игр для развития речи дошкольников.
статья (старшая группа)
Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявлять свою инициативу и творческую активность. Для ребенка игра – дело серьезное, в игре ребенок удовлетворяет свои потребности и желания, особенно в познании и общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_rechi.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова С.И., воспитатель ГБДОУ
детский сад №17 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Использование игр для развития речи дошкольников.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Становление и развитие всех сторон речи – физической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявлять свою инициативу и творческую активность. Для ребенка игра – дело серьезное, в игре ребенок удовлетворяет свои потребности и желания, особенно в познании и общении.
Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное. Физиолог Х. Хогленд писал: «Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». В игре ребёнок проявляет себя как личность. В ней он удовлетворяет основные свои потребности и желания, особенно в общении, познании.
Воспитание звуковой культуры речи
В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению.
Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.
Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой
интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.
По мере освоения детьми звуковой стороны слова обостряется их внимание к уже известным словам: «А почему мы говорим лук и лук, звучат одни и те же звуки, а это совсем разные вещи – лук, из которого стреляют, и лук, который едят?», «Почему в слове уж мало звуков, а в слове журавушка много?», «А кто придумал слова?», «А у нас соседка говорит вместо тепло – тёпло. Почему взрослые говорят неправильно?» Такие вопросы – свидетельство того, что дети размышляют о языке, проявляют интерес к осмыслению языковых особенностей, это свидетельство возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.
Следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов. Экспериментальные данные свидетельствуют о возможности обучения слоговому анализу слова детей старшей группы.
Работа воспитателя со старшими дошкольниками предполагает также и формирование у них умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове. Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части – слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог – ударный. Воспитателю нужно научить детей членить слово на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух-трех-сложные слова с открытыми слогами (ли-са, ли-си-ца).
Ознакомление с окружающим и формирование словаря
Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Предлагаю несколько игр, которые помогут сделать процесс обучения более увлекательным и успешным.
С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в словесные игры. Словесные игры развивают речь и мышление детей, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, во время поездки, в транспорте. Предлагаю примеры наиболее известных и популярных игр:
- Противоположность.
Например: холодно – горячо
добрый – злой
день – ночь и тп
- «Каким бывает..?»
В этой игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову.
Например: Какими бывают собаки? (домашние, злые, кусачие, пушистые итд)
Кто больше сможет придумать эпитетов.
- «Что бывает..?»
Это игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение.
Например: «Что может быть теплым?» (одежда, погода, чай итд)
- Новые слова.
В этой игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение.
Например: арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
- Буриме.
В этой игре надо сочинять стихи, на заранее заданную рифму.
Например: ворона – корона
Птица важная ворона
Как же ей идет корона.
- На один звук.
Надо придумать смешные нелепые предложения, все слова начинаются на один звук.
Заяц звенел золотым звонком.
Кошки купили килограмм конфет.
- «Я знаю»
В эту словесную игру обычно играют с мячом. «Я знаю 5 названий цветов.» (называть модно что угодно: города, имена, породы собак, название конфет).
Дети играют в словесные игры очень увлеченно, что позволяет добиться хороших результатов в развитии речи детей.
Список литературы
- Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988
- Лалаева Л.И. «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.» Феникс 2004г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника
Роль театрализованной деятельности в полноценном развитии речи детей дошкольного возраста....
Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...
Статья "Крокирование как метод развития речи дошкольника"
В данной статье рассмотрен один из приемов мнемотехники - Крокирование. Крокирование - метод рисуночного письма, который можно использовать при работе с дошкольниками для заучивания стихов. для переск...
Статья "Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста"
Статья "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"...
статья "Использование мнемотехники в развитие речи детей"
Как можно использовать мнемотехнику в развитие речи детей...
Статья: «Использование конструирования в развитии речи детей».
Конструирование - это развитие пространственных представлений, работа пальцев, планирование, творческое самовыражение. Всё это важные компоненты для развития речи, особенно, если их сочетать с другими...
Статья "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....