Статья. Использование игр для развития речи дошкольников.
статья (старшая группа)

Светлана Ивановна Федорова

         Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявлять свою инициативу и творческую активность. Для ребенка игра – дело серьезное, в игре ребенок удовлетворяет свои потребности и желания, особенно в познании и общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_rechi.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова С.И., воспитатель ГБДОУ

 детский сад №17 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Использование игр для развития речи дошкольников.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Становление и развитие всех сторон речи – физической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

        Игра – это практически единственная область, где ребенок может проявлять свою инициативу и творческую активность. Для ребенка игра – дело серьезное, в игре ребенок удовлетворяет свои потребности и желания, особенно в познании и общении.

Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное. Физиолог Х. Хогленд писал: «Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». В игре ребёнок проявляет себя как личность. В ней он удовлетворяет основные свои потребности и желания, особенно в общении, познании.

Воспитание звуковой культуры речи

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению. 

Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.


Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой

интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.
По мере освоения детьми звуковой стороны слова обостряется их внимание к уже известным словам: «А почему мы говорим 
лук и лук, звучат одни и те же звуки, а это совсем разные вещи – лук, из которого стреляют, и лук, который едят?», «Почему в слове уж мало звуков, а в слове журавушка много?», «А кто придумал слова?», «А у нас соседка говорит вместо тепло – тёпло. Почему взрослые говорят неправильно?» Такие вопросы – свидетельство того, что дети размышляют о языке, проявляют интерес к осмыслению языковых особенностей, это свидетельство возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.


Следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов. Экспериментальные данные свидетельствуют о возможности обучения слоговому анализу слова детей старшей группы. 
Работа воспитателя со старшими дошкольниками предполагает также и формирование у них умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове. Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части – слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог – ударный. Воспитателю нужно научить детей членить слово на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух-трех-сложные слова с открытыми слогами (
ли-са, ли-си-ца).

Ознакомление с окружающим  и формирование словаря

Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Предлагаю несколько игр, которые помогут сделать процесс обучения более увлекательным и успешным.

        С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в словесные игры. Словесные игры развивают речь и мышление детей, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, во время поездки, в транспорте. Предлагаю примеры наиболее известных и популярных игр:

  1. Противоположность.

Например:  холодно – горячо

                    добрый – злой

                    день – ночь и тп

  1. «Каким бывает..?»

В этой игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову.

Например: Какими бывают собаки? (домашние, злые, кусачие, пушистые итд)

Кто больше сможет придумать эпитетов.

  1. «Что бывает..?»

Это игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение.

Например: «Что может быть теплым?» (одежда, погода, чай итд)

  1. Новые слова.

В этой игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение.

Например: арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.

  1. Буриме.

В этой игре надо сочинять стихи, на заранее заданную рифму.

Например: ворона – корона

                   Птица важная ворона

                   Как же ей идет корона.

  1. На один звук.

Надо придумать смешные нелепые предложения, все слова начинаются на один звук.

Заяц звенел золотым звонком.

Кошки купили килограмм конфет.

  1. «Я знаю»

В эту словесную игру обычно играют с мячом. «Я знаю 5 названий цветов.» (называть модно что угодно: города, имена, породы собак, название конфет).

Дети играют в словесные игры очень увлеченно, что позволяет добиться хороших результатов в развитии речи детей.

 Список литературы

  1. Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988
  2. Лалаева Л.И. «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.» Феникс 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника

Роль театрализованной деятельности в полноценном развитии речи детей дошкольного возраста....

Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

Статья "Крокирование как метод развития речи дошкольника"

В данной статье рассмотрен один из приемов мнемотехники - Крокирование. Крокирование - метод рисуночного письма, который можно использовать при работе с дошкольниками для заучивания стихов. для переск...

Статья "Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста"

Статья "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"...

статья "Использование мнемотехники в развитие речи детей"

Как можно использовать мнемотехнику в развитие речи детей...

Статья: «Использование конструирования в развитии речи детей».

Конструирование - это развитие пространственных представлений, работа пальцев, планирование, творческое самовыражение. Всё это важные компоненты для развития речи, особенно, если их сочетать с другими...

Статья "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....