Проектная деятельность
проект

Чижикова Татьяна Владимировна

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Широкая Масленица"21.52 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №24 «БЕРЁЗКА»

Проектная деятельность

 «Широкая Масленица»

Подготовила: Чижикова Т.В.

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Новизна проекта:

Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровье сберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта:

— Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

— Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

— Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта:

дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

План работы для воспитателя:

1.Сбор информации об истории праздника;
2. Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
3. Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
4. Организовать для родителей выставку детских работ;
5. Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Формы организации:

 Беседа, общение.
Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
Слушание и разучивание фольклорных произведений.
Развлечение.

Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
Интегрированная НОД.

 Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

— Беседа: «Что такое Масленица».— Рисование «Испеки блин на сковороде». —

— Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет». —

— Аппликация: «Солнышко лучистое».
— Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».
— Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки». — Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

— Привлечь родителей к изготовлению куклы — Масленицы; — Консультация для родителей: «Масленица широкая». — Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе. — Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в Городском саду в воскресение.

Ожидаемый результат:

— Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
— Получение представлений о народных играх, обрядах;
— Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
— Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

1. Создать условия для формирования интереса к празднику.

2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

3. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

4. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

6. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

5. Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

1. Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

2.Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

3.Разучивание хороводных игр. 4.Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

1.Организовать для родителей выставку детских работ.
2.Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».

3.Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».

4. Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.

Используемая литература:

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши — М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...