Из опыта работы: «Комплексный подход по созданию комфортных условий для успешной адаптации»
методическая разработка (младшая группа)
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша –это сильное стрессовое состояние. Ему предстоит приспособиться совершенно к иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тамбовская область, Р.П. Дмитриевка
МБДОУ детский сад «Солнышко»
Из опыта работы:
«Комплексный подход по созданию комфортных условий для успешной адаптации.
Подготовил воспитатель: Беляева О.Н.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша –это сильное стрессовое состояние. Ему предстоит приспособиться совершенно к иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода по созданию комфортных условий для успешной адаптации каждого малыша. Процесс адаптации у каждого ребенка проходит по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей и той обстановки, которая окружает его.
Основная ответственность за успешную адаптацию ребенка к нашим условиям, ложится на плечи воспитателей. От того, насколько детям будет комфортно в детском саду, зависит их эмоциональное, психическое и физическое состояние и настроение.
В адаптационный период работа в нашей группе по созданию комфортных условий строится следующим образом:
Вначале, для более эффективной организации нашей работы, знакомимся и получаем необходимую нам информацию о поступающем ребенке от родителей.
Многие из родителей опасаются, что их ребенок будет страдать, в результате резкого перехода из домашней среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома. Поэтому здесь ведется большая работа с родителями.
Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности.
Опыт нашей работы показывает, что одна из задач воспитателя -успокоить прежде всего взрослых, создать атмосферу доверия между сотрудниками и родителями. При первом посещении детского сада мы приглашаем родителей осмотреть групповые помещения, шкафчики, кровати, игрушки, рассказываем, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, знакомим с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации.
Следующее направление нашей работы - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Адаптация зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе . Первые контакты с ребёнком- это помощь и забота. Основная наша задача на первом этапе - заслужить доверие ребёнка. Детям нравится , когда мы воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исходящее от нас, то у него исчезают волнения и страхи. У него весёлое настроение, он создает его другим, увлеченно играет . В этом возрасте мы взрослые выступаем для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать пока не могут, поскольку сами нуждаются в этом. Мы стараемся, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием .
Для того, чтобы вызвать у детей интерес к игровой деятельности, мы предлагаем им различные игры:
пирамидки, игры – вкладыши, матрешки, кубики, игрушки пищалки, погремушки, каталки, музыкальные игрушки, сюжетные игрушки.
В момент адаптации мы проводим индивидуальные и фронтальные игры, стараемся, стараемся вовлечь в игру всех детей. Играем в такие несложные игры:- « Поезд », «Пузырь», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Где же наши ножки», «Прятки», «Птички», «Заинька, попляши», «Хоровод»; «Мой веселый, звонкий мяч».
- пальчиковые игры « Строим дом», «Моя семья», «Наш малыш», «Ладушки» ,«1,2,3,4, 5 будем пальчики считать», «Полетели птички», «Апельсин».
- используем в своей работе в течении всего дня и режимных моментах (потешки, прибаутки, колыбельные песенки.)
Используем в работе чтение стихотворений , пение песенок, слушаем музыку, рассказываем сказки, рассматриваем игрушки, книжек, картинки, наблюдаем за объектами природы, рисуем.
Изобразительная деятельность в момент адаптации для ребенка не столько художественно-эстетическая действо ,сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Дети с удовольствием рисуют фломастерами, карандашами.
Так как ребенок в этом возрасте готов воспринимать общение, в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Стараемся, чтобы речь наша была предельно выразительной, спокойной, эмоциональной. И только наша увлеченность каким то делом сможет заинтересовать малыша. Он с удовольствием включается в игру или выполняет какие то поручения .
Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад, мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, а один ребенок спит только со своим домашним пледом. А с целью снижения тревоги во время сна, предлагаем засыпать с ней. Это позволило нам снять беспокойство, во время режимного момента, уменьшить количество трудно засыпающих детей.
Предметно –развивающую среду обустроили так, чтобы ребенку было комфортно. Все игровые уголки находятся в прямом доступе для детей, где он может поиграть во что захочет. Так же можно с ним уединиться на диванчике, посмотреть и почитать книги, отдохнуть, побеседовать.
Мы стараемся, чтобы детский сад стал для детей местом, где им уютно, комфортно, для этого ведем индивидуальную работу с каждым ребенком, проявляя доверие, заботу и любовь, чтобы каждый ребенок думал, что его здесь ждут и любят.
Также заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.
Успешная адаптация –это залог физического и психологического, в том числе и эмоционального благополучия ребенка. Наши малыши много говорят о детском саде, о своих друзьях, с удовольствием идут в группу, и я могу считать, что адаптационный период у нас закончился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей к ДОО"
Проектная работа "Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей к ДОО"...
«Современный подход при создании комфортных условий в период адаптации».
Игры в период адаптации....
Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста
С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общению с незнакомыми людь...
Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей раннего возраста
Мастер класс по адаптации детей раннего возраста...
Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации, личностного роста детей с ОВЗ, получения ими образовательного и социального опыта
На сегодняшний день для специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важнейшей задачей является обеспечение психолого-педагогических условий для успешной адаптации...
Программа по созданию благоприятных условий для успешной адаптации ребенка в ДОУ от 1-3 лет. " Ясельки"
Программа "Ясельки" предназначена для работы с детьми от 1 до 3 лет. Она способствует развитию детей раннего возраста. Так же помогает осуществить постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ....