Из опыта работы: «Комплексный подход по созданию комфортных условий для успешной адаптации»
методическая разработка (младшая группа)

Беляева Ольга Николаевна

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша –это  сильное стрессовое состояние. Ему предстоит приспособиться совершенно к иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тамбовская область, Р.П. Дмитриевка

МБДОУ детский сад «Солнышко»

Из опыта работы:

«Комплексный подход по созданию комфортных условий для успешной адаптации.

Подготовил воспитатель: Беляева О.Н.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша –это  сильное стрессовое состояние. Ему предстоит приспособиться совершенно к иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.

Таким образом, привыкание ребенка  к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода по созданию комфортных условий для успешной  адаптации каждого малыша. Процесс адаптации у каждого ребенка проходит по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей и той обстановки, которая окружает его.

Основная ответственность за успешную адаптацию ребенка к нашим условиям, ложится на плечи воспитателей.  От того, насколько детям будет комфортно в детском саду, зависит их эмоциональное, психическое и физическое состояние и настроение.

В адаптационный период работа в нашей группе  по созданию комфортных условий строится следующим образом:

Вначале,  для более эффективной организации нашей работы, знакомимся и получаем необходимую нам информацию о поступающем ребенке от родителей.

Многие из родителей опасаются, что их ребенок будет страдать, в результате резкого перехода из домашней среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома. Поэтому здесь ведется большая работа с родителями.

Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности.

Опыт нашей работы показывает, что одна из задач воспитателя -успокоить прежде всего взрослых, создать атмосферу доверия между сотрудниками и родителями. При первом посещении детского сада мы приглашаем родителей осмотреть групповые помещения, шкафчики, кровати, игрушки, рассказываем, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, знакомим с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации.

Следующее направление нашей работы - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Адаптация  зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе . Первые контакты с ребёнком- это помощь и забота. Основная наша задача на первом этапе - заслужить доверие ребёнка. Детям нравится , когда  мы воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исходящее от нас, то у него исчезают волнения и страхи. У него весёлое настроение, он   создает его другим, увлеченно играет . В этом возрасте  мы взрослые выступаем для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать пока не могут, поскольку сами нуждаются в этом. Мы стараемся, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием .

Для того, чтобы вызвать у детей интерес к игровой деятельности, мы предлагаем им различные игры:

пирамидки, игры – вкладыши, матрешки, кубики, игрушки пищалки, погремушки, каталки, музыкальные игрушки, сюжетные игрушки.

В момент адаптации  мы проводим индивидуальные и фронтальные игры, стараемся, стараемся вовлечь в игру всех детей. Играем в такие несложные  игры:- « Поезд », «Пузырь», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Где же наши ножки», «Прятки», «Птички», «Заинька, попляши», «Хоровод»; «Мой веселый, звонкий мяч».

- пальчиковые игры « Строим дом», «Моя семья», «Наш малыш», «Ладушки» ,«1,2,3,4, 5 будем пальчики считать», «Полетели птички», «Апельсин».

- используем в своей работе в течении всего дня и режимных моментах (потешки, прибаутки, колыбельные песенки.)

 Используем в работе чтение стихотворений , пение песенок, слушаем музыку, рассказываем сказки, рассматриваем игрушки, книжек, картинки, наблюдаем за объектами природы, рисуем.

 Изобразительная деятельность в момент адаптации для ребенка не столько художественно-эстетическая действо ,сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Дети с удовольствием рисуют фломастерами, карандашами.

Так как ребенок в этом возрасте готов воспринимать общение, в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Стараемся, чтобы речь наша была предельно выразительной, спокойной, эмоциональной. И только наша увлеченность  каким то делом сможет заинтересовать малыша. Он с удовольствием включается в игру или выполняет какие то поручения .

 Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад, мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, а один ребенок спит только со своим домашним пледом. А с целью снижения тревоги во время сна, предлагаем засыпать с ней. Это позволило нам снять беспокойство, во время режимного момента,  уменьшить количество трудно засыпающих детей.

Предметно –развивающую среду обустроили так, чтобы ребенку было комфортно. Все игровые уголки находятся в прямом  доступе для детей, где он  может поиграть во что захочет. Так же можно с ним уединиться на диванчике, посмотреть и почитать книги, отдохнуть, побеседовать.

Мы стараемся, чтобы детский сад стал для детей местом, где им уютно, комфортно, для этого ведем индивидуальную работу с каждым ребенком, проявляя доверие, заботу и любовь, чтобы каждый ребенок думал, что его здесь ждут и любят.

Также заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.

Успешная адаптация –это залог физического и психологического, в том числе и эмоционального благополучия ребенка. Наши малыши  много говорят о детском саде, о своих друзьях, с удовольствием идут в  группу, и я могу считать, что адаптационный период у нас  закончился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей к ДОО"

Проектная работа "Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей к ДОО"...

Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста

С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общению с незнакомыми людь...

Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации, личностного роста детей с ОВЗ, получения ими образовательного и социального опыта

На сегодняшний день для специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важнейшей задачей является обеспечение  психолого-педагогических условий для успешной адаптации...

Программа по созданию благоприятных условий для успешной адаптации ребенка в ДОУ от 1-3 лет. " Ясельки"

Программа "Ясельки" предназначена для работы с детьми от 1 до 3 лет. Она способствует развитию детей раннего возраста. Так же помогает осуществить постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ....