Психологический портрет личности дошкольника перед школой.
статья (подготовительная группа)

Щербатая Елена Сергеевна

Публикация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический портрет личности дошкольника перед школой.

Современный мир  сверхбыстрый и насыщенный темп жизни заставляет наших детей быстрее обучаться. Однако мышление ребенка не зависит от темпа жизни, оно развивается по своим законам. Современное образование старается учитывать и особенности мышления детей, и темп жизни, предъявляя требования к написанию программ обучения и воспитания в детском саду.

       Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками….; любознательный, активный…; эмоционально отзывчивый…; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками…; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий  элементарные общепринятые нормы и правила поведения…; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту…; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу. Слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

В программах детских садов все требования, указанные в ФГОС, учитываются в итоговых результатах.

К примеру, программа обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой полностью соответствует требованиям ФГОС.

Помимо выше названных качеств для дальнейшей успешной учебной деятельности и освоения школьной программы у дошкольника в достаточной мере должно быть развито трудолюбие.

      Ребенок с высоким уровнем развития трудолюбия:

-имеет отчетливое представление о назначении труда в жизни человека и необходимости хорошо трудиться, о труде взрослых людей;

-знает не менее шести названий профессий и имеет представление об их значимости, может назвать качества личности, необходимые человеку той или иной профессии;

-может объяснить, где и кем работают его родители и другие близкие взрослые и в чем ценность их труда;

-проявляет устойчивый интерес к любым трудовым заданиям и охотно в них включается, работает увлеченно, с удовольствием на протяжении всего времени выполнения задания.

-готов выполнить любую работу в интересах других, стремиться помочь взрослым и сделать приятное близким, даже если работа ему не интересна;

-умеет правильно планировать все этапы предстоящей работы и самостоятельно выполнять ее в соответствии с намеченным планом;

-адекватно оценивает результаты труда;

-самостоятельно и добросовестно выполняет любую работу в полном объеме и в положенные сроки;

-бережлив к результатам любого труда;

-с творческим подходом и вдохновением выполняет любую работу.

Высокий уровень трудолюбия способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению. Дети воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке свое рабочее место и др. Из-за низкого уровня трудолюбия у дошкольников эти качества не могут развиться в полной мере. Что зачастую приводит к проблемам.

   Заметим, что результаты освоения дошкольником программы детского сада и требования к поступающим в первый класс практически не связаны. Если в результатах упор делается на качества личности, то в требованиях говорится лишь о необходимых умениях и навыках.

    Это можно проследить в статье, опубликованной в журнале «Завуч начальной школы», №1, 2010г.:

  « Психолого- педагогические требования к ребенку, поступающими в первый класс, включают следующие знания из разделов:

Общие сведения. Осведомленность ребенка в разных областях:

      - я (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания);

      - моя семья ( Ф.И.О. родителей, состав семьи, профессии);

      - окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т.д.);

  Математические представления:

        - цвета и их оттенки; знания числовой последовательности в пределах десяти; сложение и вычитание в пределах 5; понятия больше- меньше; основные геометрические фигуры ( квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал) и составление из них более сложной фигуры по образцу; ориентировка в пространстве. Свободное владение предлогами над, под, между, перед и т.д.; измерение предметов при помощи линейки;

Речь: умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки, рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать; умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение- на слова;

Внимание, память, мышление: все интеллектуальные функции должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании;

Мелкая моторика: ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры».

         Необходимо понимать, что знания, умения и навыки без определенных качеств личности останутся нереализованными. Если же у ребенка будут развиты любознательность, активность, трудолюбие и другие необходимые качества личности, то он сможет не только получать знания от других людей, но и добывать их самостоятельно, заниматься саморазвитием и самообучением, сумеет определиться с интересами быстрее и полнее, нежели его сверстники, у которых данные качества личности не развиты.

        Таким образом, одной из серьезных проблем образования является несоответствие требований к выпускнику детского сада и будущему первокласснику. А значит, главной задачей на сегодняшний день является написание программ для детского сада и начальных классов школы, соответствующих друг другу.

Список литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2010г.
  2. С. Крохина «Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе». Дошкольное воспитание №3, 2010г.
  3. В. Костровская «Психолого- педагогические требования к ребенку, поступающему  в первый класс». Завуч начальной школы №1,2010г.

                                                                                                     Щербатая Елена Сергеевна

                                                                                                   Воспитатель подготовительной группы.

                                                                                                      Высшая квалификационная категория.

                                                                                                                  ГБОУ школа 1987

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Психологическая готовность старших дошкольников к школе"

Проблема психологической помощи старшим дошкольника к школьному обучению является в настоящее время одной из наиболее актуальных научных проблем. Её востребованность психологической и педагогической п...

Игрушка как средство психологического развития личности дошкольника.

Сообщение содержит материал полезный для родителей....

Статья - "Психологическая коррекция личности дошкольников методом сказкотерапии"

представлена поэтапная система работы по коррекции личности дошкольников...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

Рабочая программа психологического сопровождения личности дошкольника

Цель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных о...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЕ

Перед дошкольным учреждением не стоит задача подготовить детей к школе. Однакр следующей ступенью образоваия для детей дошкольного возраста будет школьное образовани. Поэтому я считаю, у детей подгото...

Консультация для родителей "Логопед дошкольнику перед школой".

Основной причиной проведения диагностики речи ребёнка перед школой является тесная связь между разговорной речью, правописанием и чтением.Поскольку речь – это ещё и основной инструмент налаживан...