Доклад на тему: «Социально- нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада»
презентация
В этой презентации изложены следующие вопросы:
что такое социально-нравственное воспитание?
кто и какие выделил этапы формирования личности?
какие созданы условия социально-нравственного воспитания в детском саду?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое социально- нравственное развитие? Это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Этапы формирования личности
Задачи социально-нравственного воспитания:
Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие следующим задачам
С редства социально-нравственного воспитания
Методы социально-нравственного воспитания(В.И. Логиновой)
Методы социально-нравственного воспитания (Б.Т. Лихачева)
М етодические приёмы, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида
"Семицветик" городского округа Котельники
Московской области
Презентация на тему:
«Социально- нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада»
Подготовила: Рамазанова Н. Х.
Социально-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада
Воспитание этических норм поведения у ребёнка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.
Что такое социально-нравственное развитие?
– это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
• 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
• 2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;
• 3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
• 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:
- формирование нравственного сознания;
- формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;
- формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
- формирование доброжелательных взаимоотношений, начало коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;
- воспитание полезных навыков и привычек поведения.
Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие данным задачам, представлены в виде схемы:
Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, должны соотноситься с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.
Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно-поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например: Социально-нравственное воспитание дошкольников Р. С. Буре, программа «От рождения до школы», программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я – человек!» С. А. Козловой и др.
Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.
В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:
- ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);
- организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра);
- общение с природой;
- художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций. Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:
• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).
• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).
• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:
• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).
• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).
• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
При этом очень важно понимание педагогом методических приёмов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:
- объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных действий;
- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела;
- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
- разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Список литературы:
1. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с.
2. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников – М.:ТЦ Сфера, 2013г. -176с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему: "Социально-нравственное развитие дошкольника".
Сейчас такое время, что мы стали больше делать доклады в виде презентаций. Вот и этот доклад я сделала в виде призентации....
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада"....
ДОКЛАД на тему : «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга ...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ» (из опыта работы)
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственн...
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...