Доклад на тему: «Социально- нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада»
презентация

Рамазанова Наила Хановна

В этой презентации изложены следующие вопросы:

что такое социально-нравственное воспитание?

кто и какие выделил этапы формирования личности?

какие созданы условия социально-нравственного воспитания в детском саду?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально - нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада Воспитатель: Рамазанова Наила Хановна Група «Капелька» Г. Котельники 2018 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида « Семицветик »

Слайд 2

Что такое социально- нравственное развитие? Это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Слайд 3

Этапы формирования личности

Слайд 4

Задачи социально-нравственного воспитания:

Слайд 5

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие следующим задачам

Слайд 6

С редства социально-нравственного воспитания

Слайд 7

Методы социально-нравственного воспитания(В.И. Логиновой)

Слайд 8

Методы социально-нравственного воспитания (Б.Т. Лихачева)

Слайд 9

М етодические приёмы, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида

"Семицветик" городского округа Котельники

Московской области

Презентация на тему:

«Социально- нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада»

Подготовила: Рамазанова Н. Х.

Социально-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада

 Воспитание этических норм поведения у ребёнка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Что такое социально-нравственное развитие?

– это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

• 1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

• 2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

• 3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

• 4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

- формирование нравственного сознания;

- формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

- формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

- формирование доброжелательных взаимоотношений, начало коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие данным задачам, представлены в виде схемы:

image020.jpg

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, должны соотноситься с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно-поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного. Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например: Социально-нравственное воспитание дошкольников Р. С. Буре, программа «От рождения до школы», программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я  человек!» С. А. Козловой и др.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

- ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

- организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра);

- общение с природой;

- художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают методы социально-нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций. Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает:

• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).

• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).

• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).

• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).

• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приёмов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

- объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных действий;

- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным с ровесником выполнением дела;

- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

- разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Список литературы:

1. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с.

2. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2010.-160 с.

3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников – М.:ТЦ Сфера, 2013г. -176с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Социально-нравственное развитие дошкольника".

Сейчас такое время, что мы стали больше делать доклады в виде презентаций. Вот и этот доклад я сделала в виде призентации....

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника  в условиях детского сада"....

ДОКЛАД на тему : «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга ...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ» (из опыта работы)

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственн...

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...