Информационно-исследовательский проект.
проект (старшая группа)
Информационно-исследовательский проект.
Тема : «Воздух-невидимка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduh.docx | 59.81 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1018.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-исследовательский проект.
Тема : «Воздух-невидимка».
ДЛЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Подготовила и провела воспитатель старшей группы:
Панина Н.М.
2018г.
Информационно-исследовательский проект.
Название проекта: «Воздух-невидимка».
Вид проекта: информационно-исследовательский, игровой.
Тип проекта: краткосрочный (2 недели).
Сроки реализации: с 17.09.18г. по 28.09.18г.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель; родители.
Образовательная область: Познание. Мир природы. Безопасность.
Актуальность и заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательном процессе поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать ситуацию успеха, оценить свои возможности.
Проблема (или проблемные вопросы):
-Что такое воздух?
-Зачем он нужен людям и растениям?
-Как можно увидеть воздух?
Обоснование проблемы: В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому я решила создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?». Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей.
Цель: Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.
Задачи по интегрируемым областям:
Познавательное развитие:
- Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
- Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.
- Сформировать представления о движении воздуха.
- Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.
- Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты.
- Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путем.
«Физическое развитие»:
Способствовать правильному формированию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Оснащение проекта :
-Энциклопедии, книги, иллюстрации по теме проекта.
-Мини-лаборатория для проведения опытно-экспериментальной деятельности
- Надувные воздушные игрушки.
Мультимедийное оборудование с выходом в интернет и возможностью показа видеоролика.
Предполагаемый результат: Повышение уровня осведомлённости.
Этапы | Темы мероприятия | Формы проведения | Сроки |
I – подготовительный | Надувая воздушные шары детям стало интересно, почему надуваются шары. Что помогает их надувать? Как это все происходит? В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: « Что такое воздух?» «Откуда он берется?». В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы: 1)Узнать про воздух, как можно больше. 2) Провести опыты с воздухом. | Создание технической базы для детского экспериментирования: Основное оборудование: ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; воздушные шары, пакеты, коктейльные трубочки | В течение всего проекта. |
II - основной |
2. Беседы: «Как люди используют воздух?» «Где найти невидимку?» « Свойства невидимки», «Как работают вещи благодаря воздуху», «Правила поведения во время проведения опытно-экспериментальной деятельности». 4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Обнаружение воздуха» «Отчего получаются мыльные пузыри?» «Ветер – это движение воздуха» «Где спрятался воздух?» «Надувание мыльных пузырей» «Воздух не имеет запаха»» «Как почувствовать воздух». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри», А. Орлов «Ветер – пастушок». Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами: (дудочка, губная гармошка, свистульки) Просмотр видеоролика «Фиксики» Оформление выставки рисунков: «Мое дерево для тетушки Экологии» «Способы охраны воздуха» | Конспект НОД, иллюстрации, энциклопедии, материал для изобразительной деятельности (бумага, акварель, восковые мелки и т.п), оборудование для дидактической игры(корзинки, смятая бумага, полиэтиленовые пакеты, пустые пластиковые бутылки). 2-ая половина дня. 2-ая половина дня. Чтение в свободное время. Беседа . Досуг . Развлечение. НОД – рисование. | 20.09.18г. В течение всего проекта. В течение всего проекта. В течение всего проекта. 18.09.18г.
17.09.18г. 21.09.18г. 24.09.18г. |
III- заключительный | Фотовыставка «Наши интересные дела» Папка-передвижка для родителей «Как организовать экспериментальную деятельность дома» Выставка рисунков «Мое дерево для тетушки Экологии» | Консультации, беседы. | 27.09.18г. 25.09.18г. 28.09.18г. |
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Картотека «Опыты для любопытных ребят».
Папка-передвижка для родителей «Как организовать экспериментальную деятельность дома».
Форма проведения презентации:
Фотовыставка «Наши интересные дела».
Взаимодействие с родителями:
1. Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования;
2. Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома»: Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;
3. Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела».
Результат проектной деятельности:
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Дети приобрели знания о том, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. Дети могут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животным, человеку.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Встреча с мальчишкой – Экологишкой».
Провела и подготовила: воспитатель Панина Н.М.
2018г.
Конспект занятия в старшей группе «Встреча с мальчишкой Экологишкой».
Цель: Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты.
Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи:
1. Образовательные
Закрепить представление детей об экологических проблемах нашей планеты;
обогатить и расширить словарь детей: существительные - экология, вторсырьё; прилагательные – флисовый, глаголы – сортировать, перерабатывать.
2. Развивающие
Развивать любознательность;
творческое воображение;
связную речь, логическое мышление.
3. Воспитательные
воспитывать экологическую культуру;
любовь к природе и бережное отношение к ней;
повторить правила поведения в природе.
Предшествующая работа: наблюдение за окружающей средой (изменения, происходящие в ней). Чтение рассказов и стихотворений на экологическую тему. Рассматривание иллюстраций об экологических проблемах.
Материалы и оборудование: контейнеры (пластмасса), мусор (банки из пластика, жестяные, стеклянные, отходы жизнедеятельности), кисточки , гуашь, пластиковые стаканы.
Ход занятия:
Воспитатель: «Дети! Сегодня, когда я утром шла на работу, решила подойти и проведать нашу любимую с Вами березку. Но, если честно, я очень испугалась. А знаете почему?»
дети: Почему?
Воспитатель: потому что прямо под ней лежал вот этот конверт (показываю детям запечатанный конверт), а вы ведь знаете, что посторонние и незнакомые Вам предметы трогать нельзя?
дети: Да, знаем.
Воспитатель: Правильно! Но я заметила надпись на этом конверте, там было написано «Детям старшей группы «Колокольчики», поэтому я решила взять его к нам и вместе с Вами открыть его, чтобы узнать, что же там такое. Хотите посмотрим?
дети: Да, хотим посмотреть.
(Воспитатель вскрывает конверт и читает содержимое письма детям)
«Дорогие дети группы «Колокольчики»! Моя тётушка Экология просит Вас о помощи! Человек всё больше и больше засоряет природу и окружающий мир, губит животных и деревья! Пожалуйста, помогите нам найти решение этих проблем»
Подпись: Мальчишка-Экологишка.
Воспитатель: Дети, вместе с письмом о помощи, нам прислали Жалобную Книгу Природы. Посмотрим, что же там?
(Открываем первый лист - проблему о мусоре). Как вы думаете, что до нас хотела донести тётушка Экология этим рисунком?
дети: Человек очень много выбрасывает мусора, тем самым загрязняя природу.
Воспитатель: Правильно! А как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы мусора на нашей планете стало меньше?
дети: Надо собирать мусор и перерабатывать как вторсырье.
Воспитатель: Правильно! А вы знаете, что мусор можно разделять и отправлять на вторичную переработку?
дети: Что получается после вторичной переработки?
Воспитатель: Например, из пластиковых бутылок можно сделать флисовый плед или куртку, а из старой бумаги можно получить новую бумагу. Для этого мусор нужно сортировать раздельно, это как?
дети: Надо сортировать стекло со стеклом, бумагу с бумагой, металл с металлом.
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас в этом потренироваться. Для этого разделимся с вами на 2 команды (предлагаем детям вынуть одну из предложенных геометрических фигур (круг и треугольник) и делятся на 2 команды). Дети, на каждом контейнере подписано, какой мусор туда надо положить. (Контейнеры с надписями – бумага, пластик, пищевые отходы). Каждая команда должна правильно рассортировать мусор по контейнерам.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с этой проблемой! Теперь вы знаете, как бороться с мусором. Посмотрим следующую страничку. Что же этой картинкой хотела сказать нам тетушка Экология?
дети: Очень много вырубают деревьев.
Воспитатель: Да, верно. А зачем нам вообще нужен лес и другие зеленые насаждения?
дети: Лес нужен животным, в лесу растут грибы и ягоды, древесина нужна человеку, лес выделяет кислород, которым мы дышим.
Воспитатель: Какие молодцы, все знаете. И как же нам помочь природе?
дети: Сажать новые деревья – саженцы.
Воспитатель: А какое Ваше любимое дерево? Попробуйте его нарисовать. (Выдаём детям материал для рисования – гуашь, кисточки,непроливайки с водой). Дети рисуют деревья.
Дети выходят с готовыми рисунками и рассказывают, какое дерево у них нарисовано.
Воспитатель: Замечательно! Посмотрим, какой красивый и разнообразный лес у нас получился! Эти рисунки мы отправим тётушке Экологии, она будет рада!
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем и ответим на занимательные вопросы.
1.Назовите перелетных птиц нашего края?
2.Какие животные впадают в спячку?
3.Какая ягода заменяет лимон?
4.Какая птица охотится ночью?
5.Как готовится к зиме белка?
6.Как готовится к зиме заяц?
Воспитатель: Следующая страница в жалобной книге – как вы думаете?
дети: Загрязнение воздуха.
Воспитатель: Каким же образом люди загрязняют воздух?
дети: Дым от заводов, выхлопные газы машин.
Воспитатель: А вот по этой проблеме мы предлагаем дома вместе со взрослыми придумать и нарисовать рисунки, как можно уменьшить загрязнение воздуха. Что, например, можно придумать?
дети: Машины будут ездить не на бензине, а на электричестве, на заводах будут устанавливать специальные уловители грязи.
Воспитатель: Дети, когда вы принесете свои рисунки, мы их вложим в Жалобную книгу и отправим тётушке Экологии.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, чем мы сегодня занимались?
дети: Мы учились сортировать мусор, рисовали деревья, придумывали как можно очистить воздух.
Воспитатель: Да, мы решали экологические проблемы. Вы все очень постарались, будем надеяться, что мы помогли тётушке Экологии и мальчишке-Экологишке, как решать экологические проблемы в нашем селе и на всей планете.
Конспект беседы на тему : «Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами».
Старшая группа.
Подготовила и провела воспитатель :
Панина Н.М.
2018г.
Тема : «Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами».
Цель: Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментах.
Задачи:
Образовательные: Знакомство с народными духовыми музыкальными инструментами их историческим прошлым , особенности и основные отличия.
Развивающие: Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
Прививать интерес к музыкальным играм.
Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
Воспитательные: Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
Примерное содержание беседы и заданий детям.
- Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.
Задание детям.
- Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.
- Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).
- Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.
Вывод: у них есть общее свойство - звучать их заставляют колеблющийся воздух; чтобы появился звук нужно дунуть, поэтому эти музыкальные инструменты называются духовые.
Слушание В. Агафонников «Дудка».
- Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка ( фонограмма) обсудить услышанное.
Задание детям:
Подуть в жалейку и описать характер голоса жалейки, какие чувства она вызывает (будто тоскует, плачет или жалеет кого-то, отсюда и жалейка). Рассмотреть жалейку: чем она отличается от простой дудочки, чем похожа...
Творческое задание детям:
Сочинить мелодию к словам:
Пастушок, Пастушок,
Заиграй скорей в рожок.
(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)
Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.
Дети слушают звучание свирели(фонограмма), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.
Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождая ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)
Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские, филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:
Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай
На сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
Конспект занятия на тему:
Экспериментирование в старшей группе
«Воздух и его свойства».
Подготовила и провела воспитатель :
Панина Н.М.
2018г.
Тема занятия: Экспериментирование в старшей группе: Воздух и его свойства.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Раздаточный материал:баночки с «запахом» и без запаха , музыкальные духовые инструменты ,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой,воздушные шарики.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть ! Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки ,так мы поздоровались и улыбнемся ,что бы весь день сегодня было хорошее настроение .
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие ,вы будете настоящими исследователями .Вы хотите быть исследователями ?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку .
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый ,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это ?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать ,что такое воздух ,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель :У нас тоже будут свои маленькие лаборатории .Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят вокруг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям .Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта ,давайте вдохнем глубоко ,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети :Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети : Невидимый.
Опыт №1 (Воздух можно увидеть).
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод:Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Имеет ли воздух запах?).
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим .Закройте глаза ,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин ,лимон ,чеснок ). Один ребенок вдыхает просто воздух . Все что то почувствовали ,только Саша ни чего не почувствовал .Как вы думаете почему ? Правильно ,Саша ничего не почувствовал ,потому что я ему ни чего не дала почувствовать .Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Опыт №3 ( Имеет ли воздух вес? ).
Воспитатель : Это мы сейчас проверим.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Опыт №4 (Воздух можно услышать).
Воспитатель: Ребята ,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты ,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат .Как вы думаете почему ? (Музыкант дует в отверстие инструмента .Воздух дрожит ,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху .Например,на Луне ,где нет воздуха ,ничего не слышно ,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них .Что мы услышали? (звук )Почему возник звук ?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) .
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух ?( растениям ,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
Воспитатель: а теперь давайте отдохнём и поиграем .
«Раздувайся, пузырь!»
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой,
Оставайся такой, И не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг.
Он летел, летел, летел.
И за веточку задел! (дети бегут по кругу)
«Лопнул пузырь!»все хлопают в ладоши, произносят слово«Хлоп!»и сбегаются в кучку.
Воспитатель: Давайте пройдем на стульчика ,не забываем о том ,как правильно нужно сидеть. И так ,мы с вами выяснили ,что ветер -это и есть воздух .Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
Конспект беседы на тему «Как люди используют воздух».
Старшая группа.
Подготовила и провела воспитатель :
Панина Н.М.
2018г.
Тема : «Как люди используют воздух».
Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.
Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.
Ребята, в последнее время мы с вами много говорим о таких наших друзьях, как «солнце», «вода». А сегодня я, хочу побеседовать о воздухе! Посмотрите у меня в руках воздушный шарик, как вы думаете, что находится внутри шара? (Ничего не видно, он пустой).
Давайте проверим, я развяжу шарик, а вы подставите ладони и скажите, почувствовали что – то или нет.
Дети подставляют ладони под струю воздуха.
Так есть что – то в шарике или нет? (Да). Ведь мы ничего не видим, но что – то чувствуем. Что же это? Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не виден он для нас! (Воздух)
Воздух – прозрачный, значит через него все видно, без запаха и без вкуса и очень легкий.
А где есть воздух? (Везде).
Скажите, а кто дышит воздухом? (Люди, птицы, животные, насекомые, растения, рыбы, деревья).
Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте глубокий вдох и держите его, а я сосчитаю до пяти. На счет пять вы выпустите воздух.
Трудно вам было без воздуха? (Да)
А можно жить без воздуха? (Нет)
Человек не может жить без воздуха, если нет воздуха, то он может задохнуться. Если кто – то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть – ведь под водой нет воздуха.
Воздух находится вокруг нас, мы его не видим, но можем почувствовать: дуньте на ладошки. Вы чувствуете воздух? (Да)
Если помахать ладошкой, то можно почувствовать воздух. Помашите ладошками вот так. (Дети машут). Чувствуете? Это и есть воздух. Летом, когда тепло, воздух не видно, а зимой его можно увидеть, когда мы дышим - из рта выходит пар, это и есть воздух.
Скажите, пожалуйста, так что такое воздух? (Воздух, это то, чем мы дышим).
Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда? (Да)
Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух? (В парке). Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, так как там много растений и деревьев. А растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения.
А в городах, что загрязняет воздух? (Транспорт, фабрики и заводы).
Ребята, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? (Не всегда). Что надо делать, чтобы воздух был свежим? (Проветривать). Верно! Только проветривать помещение следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете почему? (Может продуть и заболеешь).
Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещение и стараться чаще бывать в лесу, парках и садах, где много растений. И подальше находится от дорог, где много транспорта.
Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиком и ротиком, но и кожей. Если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры, через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Вечером перед сном, надо несколько минут, или час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Кожа открыта и ей легко дышать, а вы в эти время еще и закаляетесь.
Отгадайте загадку: С нами рядом каждый час, но не виден он для нас? (Воздух).
Правильно, ребята! Воздух вокруг нас, и он может помогать людям. Например: он надувает паруса, ведь ветер - это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и она вращается, помогает людям молоть муку. С помощью воздуха переносятся семена.
Ребята, как вы думаете, почему птички летают и не падают? (У них есть крылья).
Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух и летят. Также и самолеты – у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то птицы и самолеты не смогли бы летать.
А где еще есть воздух? Воздух есть в шинах автомобилей, в шинах велосипеда, в мячах.
Я, думаю, вы запомните, что воздух необходим для жизни на Земле. И необходимо его беречь, не загрязнять, а делать на заводах и фабриках очистительные сооружения для очистки воздуха. И конечно сажать зеленые насаждения.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.
Тема: «Мое дерево для тетушки Экологии».
Подготовила и провела воспитатель :Панина Н.М.
2018 г.
НОД рисование. Тема: «Мое дерево для тетушки Экологии».
Ведущая образовательная область: « Познание, художественно-эстетическое развитие »
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Временные рамки: 20-25 минут
Возрастная группа: старшая группа
Методы и приемы:
- Сюрпризный момент.
- Создание игровой ситуации, художественное слово.
- Физ. минутка.
- Помощь воспитателя: вопросы, показ, похвала, поощрение.
Цель:
Формирование у детей изобразительных навыков и умений , через обучение приемам рисования дерева.
Задачи:
Образовательные: . Закреплять умение изображать деревья, передавая характерные особенности строение ствола и кроны (береза, осина, ива), цвета;
- развивать технические навыки в рисовании красками;
- совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения;
- расширять представления детей о природе, воспитывать бережное к ней отношение.
Воспитательные: Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Развивающие: Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, фантазию, дыхательную систему и мелкую моторику рук.
Материал для оборудования:
Листы бумаги белого цвета, гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, салфетки. Картинки с изображением березы, ивы, тополя, осины, рябины, рябины и др., листья деревьев, собранные на участке.
Предварительная работа: Во время прогулок рассматривание деревьев на участке, составление рассказов-описаний о (березе, иве и др.). Рассматривание иллюстраций по теме. Загадки, чтение художественной литературы.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадки и скажите, что мы сегодня будем рисовать:
Всё лето в зелени стояла,
А осень в красный цвет зажгла,
И гроздья множества кристаллов,
Всех птиц на пир в сад позвала!
(Рябина)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Березы)
Ветки деревца — как руки,
Серебристые листы.
А из гибких, тонких прутьев
Можно многое сплести:
И диваны, и корзины,
Стулья, кресла и гардины.
И полезна, и красива
Вечно плачущая...
(Ива)
(после каждой загадки воспитатель выставляет картинку с изображением отгаданного дерева, затем выставляет изображения других деревьев).
Воспитатель:
-Молодцы! О чем эти загадки? Что мы будем рисовать? (о деревьях, значит будем рисовать деревья).
2. Основная часть.
Воспитатель
- Давайте рассмотрим картинки с изображением деревьев. Что общего у всех деревьев? (ствол, ветки, корень, крона). Чем отличаются деревья? (по форме и толщине ствола, размещению и толщине веток, форме кроны, размеру, форме и цвету листьев и ствола)
- Что это за дерево? (береза). Как вы узнали?( у березы ствол белого цвета, ветки черные, листья зубчатые, похожи на треугольники).
- А это что за дерево? (дети описывают осину, рябину, иву).
Д/игра «Чей лист?»
- С участка мы принесли много разных листочков, нужно каждому дереву отдать листок, который ему принадлежит.
Физ.минутка.
Деревья
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель:
- Давайте приступим к работе. Выберите дерево, какое хотите нарисовать. Не забудьте правильно расположить свое изображение на листе. Ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки- кончиком, ветки березки нарисуем тонкими, изогнутыми, а ветки ивы- свисающими вниз.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять – Отгибать пальчики.
Будем листья собирать. Кулачки сжимать и разжимать.
Листья березы, листья рябины, Загибать пальчики.
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем. Изобразить фонарики.
3. Заключительная часть
Анализ работ.
Воспитатель (организует выставку работ):
- Посмотрите, какие замечательные деревья у вас получились! Целый лес!
(дети рассматривают работы, анализируют, что не получилось, выбирают лучшие)
Воспитатель благодарит и хвалит детей за старание, организует уборку рабочих мест (дети выражают свои эмоции, самостоятельно убирают рабочие места).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность : Заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательном процессе поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами. Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать ситуацию успеха, оценить свои возможности.
Вид проекта: информационно-исследовательский, игровой . Тип проекта: краткосрочный (2 недели ). Сроки реализации: с 17.09.18г. по 28.09.18г . Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель; родители.
Проблема(или проблемные вопросы): - Что такое воздух ? -Зачем он нужен людям и растениям ? -Как можно увидеть воздух?
Цель : Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.
Задачи : Познавательное развитие: - Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. - Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека. - Сформировать представления о движении воздуха. - Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране. - Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе. «Социально-коммуникативное развитие»: - Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования. - Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты. - Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путем. «Физическое развитие»: Способствовать правильному формированию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Оснащение проекта : -Энциклопедии, книги, иллюстрации по теме проекта. -Мини-лаборатория для проведения опытно-экспериментальной деятельности - Надувные воздушные игрушки. Мультимедийное оборудование с выходом в интернет и возможностью показа видеоролика. Предполагаемый результат: Повышение уровня осведомлённости.
Реализация проекта :
Интегрированное занятие на тему:«Встреча с мальчишкой – Экологишкой ».
Опытно-экспериментальная деятельность :
Беседа на тему : «Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами».
Рисование на тему: « Мое дерево для тетушки Экологии».
Беседа на тему «Как люди используют воздух ».
Картотека «Опыты для любопытных ребят». Папка-передвижка для родителей «Как организовать экспериментальную деятельность дома».
Вывод : После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Дети приобрели знания о том, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. Дети могут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животным, человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »
Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...
Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и лю...
Информационно- исследовательский групповой проект. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух!». Старшая группа.
Проект В здоровом теле – здоровый дух.Актуальность темы проекта: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен...
ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО»
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель...
Детско – родительский информационно – исследовательский, творческий проект "Новогодняя игрушка"
Цель: формирование направленности личности родителей на реализацию ценностных ориентаций (семейных ценностей – играем вместе всей семь...
ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства....
- Мне нравится (1)