ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»
проект (подготовительная группа) на тему
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства. Чтобы ребенок мог осознать замысел, идею картины, он должен научиться воспринимать ее, разбираться в изобразительных средствах, которыми воспользовался художник для создания образа. Каждый воспитатель читает детям книги, но редко когда уделяет внимание иллюстрации, а это важно. Дети — это будущие посетители картинных галерей, будущие ценители и хранители искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kto_nam_knizhki_risova.docx | 105.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства. Чтобы ребенок мог осознать замысел, идею картины, он должен научиться воспринимать ее, разбираться в изобразительных средствах, которыми воспользовался художник для создания образа. Каждый воспитатель читает детям книги, но редко когда уделяет внимание иллюстрации, а это важно. Дети — это будущие посетители картинных галерей, будущие ценители и хранители искусства.
Содержание
Актуальность проекта
Цель
Задачи
Проблема
Ожидаемые результаты
Организация деятельности проекта.
Игровая деятельность.
Художественно-речевая деятельность
Музыкально- театрализованная деятельность
Художественно- эстетическая деятельность
Открытое мероприятие «ЭКСКУРСИЯ –
«Познакомим детей старшей и средней групп
с художниками иллюстраторами»»
Работа с родителями
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проекта
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствие с ФГОС восприятие художественной литературы и фольклора является одним из видов деятельности детей в возрасте от 3 до 8 лет, через которую реализуются цели и задачи программы.
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.
Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М.Конашевич, Т. А. Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Для них обращение к стилю эпохи, к формам народного искусства было средством приблизиться к литературному произведению; обращаясь к стилистике старого,"прижизненного" искусства, художники стремились глубже проникнуть в душу времени и народа, ощутить поэтику народного, национального мировосприятия, войти в далекий чужой мир, зажить в нем.
Рассматривая такие иллюстрации, дети приобщаются к основам изобразительного искусства, учатся воспринимать различные объекты в сложных ракурсах, чувствовать изысканность цветовых сочетаний.
Программа дошкольного образования рекомендует познакомить детей с иллюстрациями художников – сказочников, художников «весёлой книги», с художниками – анималистами, с фольклористами. Круг имён художников – иллюстраторов очень широк и освоить его можно только при ведении комплексной работы, включая ознакомление с книжной графикой в разные виды занятий и общаясь с книгой вне занятий.
Цель: помочь детям через рисунок глубже понять содержание книги.
Задачи:
1. способствует как нравственному, так и эстетическому воспитанию, а также способствует эмоциональному развитию детей.
2 способствует развитию у детей интереса к книге, 3.воспитывает бережное отношение к ней, как к произведению искусства.
4.формирует художественный вкус у детей.
5 помогает ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит и они более сложны для понимания. Цвет, ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям более понятны и доступны.
6 даёт огромные возможности в развитии речи детей: составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных состояний, обогащение словарного запаса
7 позволяет использовать специальные упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.
8 знакомство с творческой манерой художников – иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность совершенствовать их изобразительные навыки.
9.Развивает радость общения, способствует эмоциональному развитию детей.
Проблема: у детей нет книг иллюстрированных художниками советской эпохи. Наплыв зарубежных героев. Не переиздаются старые добрые книги.
Ожидаемые результаты: умение детей различать технику художника- иллюстратора, воспитание чувства патриотизма и уважения к героям наших сказок, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, посещение библиотеки.
Место проведения: МБДОУ ЦРР- «Детский сад №125».
Сроки проведения: 2 месяца
Режим работы: во время и вне занятий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители
Возраст детей: 6-7 лет.
Организация деятельности проекта.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Детский сад», «Семья», «Школа», «Магазин».
Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении. Развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить названия книг иллюстрированную художником.
Малоподвижные игры «узнай героя», «Кто рядом?».
Цель: узнавать элементы иллюстрации играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.
Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «иллюстрация», воспитывать любовь и уважение к окружающим, различать характер и манеры героев на основе художественного образа, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
Чтение и рассматривание иллюстраций : Сутеев и его рассказы. сказки А С. Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. фольклорные песенки, потешки и прибаутки (Ладушки, Радуга-дуга), народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки, Буратино А. Н. Толстого, Изумрудный город А. М. Волкова, и других классиков русской литературы, журналы «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка»
Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
1. Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и для иллюстраторов и живописцев. Ф. Шопена (художник Э. Делакруа), М. П. Мусоргского и А. П. Бородина (художник И. Е. Репин), Н. А. Римского-Корсакова (художник В. А. Серов), Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (художник А. Я. Головин), С. С. Прокофьева (художник П. П. Кончаловский), К. Н. Игумнова (художник П. Д. Корин), К. А. Караева (художник Т. Т. Салахов) и др.
2. Драматизация по сказке «лиса со скалочкой», «Колобок на новый лад», "рассказы сутеева", "Заячья избушка".
Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Коллективная работа «как мы книги создаем»
Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.
Выставка рисунков «Мои любимые сказки».
Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.
Выставка в группе «Кто нам книги рисовал»
Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о хороших иллюстрированных книгах, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности походу в библиотеку.
Комплексное тематическое занятие «караван истории».
Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных представлений о создании музея иллюстрации .
Открытое мероприятие «ЭКСКУРСИЯ – «Познакомим детей старшей и средней групп с художниками иллюстраторами»»
Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной... (Википедия)
Экскурсоводы сами дети.
Задачи: Развивать умение принимать на себя роль и действовать в соответствии с ней. Закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикет. Закреплять умение моделировать речевой диалог.
Виктор Чижиков - художник, который мог работать в разных стилях и жанрах: пейзажи, портреты, шаржи, карикатуры, работы, выполненные акварелью и гуашью, цветные и черно-белые, все они настолько интересны, не похожи друг на друга. За свою долгую плодотворную творческую жизнь Чижиков проиллюстрировал около ста детских книг, более того, издания переиздавались, книги с иллюстрациями Виктора Александровича выходили на английском, французском языках.
Виктор Чижиков стал автором образа Олимпийского медвежонка по имени Миша, который являлся талисманом Московской Олимпиады - летних игр 1980 года. 3 августа 1980 года состоялась церемония закрытия Олимпийских игр, в честь которой был запущен в небо талисман – медвежонок Миша.
Конашевич не собирался становиться иллюстратором детских книг, а его первая на этом поприще работа родилась почти случайно. Оторванный от семьи, уехавшей в 1918 году на Урал, художник писал жене и к каждому письму прикладывал картинки с буквами для четырехлетней дочери.
Отношения Конашевича, которого сейчас считают классическим иллюстратором Чуковского, с автором детских книг были очень непростыми. Сначала «паршивенькие» и «тупые» (именно так Чуковский отзывался об этих рисунках) работы художника категорически не нравились Корнею Ивановичу, и только спустя годы он оценил доброту, любовь к детям и радость жизни, которыми пронизаны иллюстрации. "Благодаря Вам я впервые после большого перерыва снова почувствовал себя неплохим литератором и заранее завидую тем пятилетним, шестилетним советским гражданам, которые будут "читать" эту книжку, " – так напишет один «детский» мастер другому.
Родился Е.Н. Чарушин 11 ноября 1901 года в г. Вятке в семье губернского архитектора. В семье царил культ искусства и природы.
Все начиналось с детства. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом все это превращалось в чудо – сад. Вместе с мамой они выкармливали уток и тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов и голубей. Это были друзья мальчика. А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать - рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Чаще всего изображал животных и битвы индейцев. Женю очень часто брал в свои поездки отец, они наблюдали восходы солнца и утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Его рисунки узнаешь без подписи. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Приглядимся к любой из книжек Е.И. Чарушина. Мы видим единство иллюстрации и текста
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 г. в чувашском селе Лопьял Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом. Образование получил в Вятской духовной семинарии. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873).
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты
Иллюстратора детских книжек Леонида Викторовича Владимирского знают все дети современной России. А также их родители. Более того: бабушки и дедушки тоже росли на книжках, проиллюстрированных Владимирским.
В 1953 для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке — образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим.
Леонид Викторович Владимирский написали две собственные книги: "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе". Сделал к ним рисунки. Ему очень захотелось написать сказку о своих любимых героях. Он очень любил Буратино и Страшилу, вот и перезнакомил их наконец.
Владимир Григорьевич стоял у истоков советской мультипликации. Он был и художником, и режиссёром мультфильмов. Написал около 40 сценариев мультипликационных фильмов, почти по всем из них были сняты мультфильмы. Преподавал на курсах художников - мультипликаторов при студии "Союзмультфильм". Позднее работал в издательстве "Детгиз" (теперь это "Детская литература"), иллюстрировал книги для детей. А в 1952 году вышла первая книга самого Сутеева-"Две сказки про карандаши и краски".
Все свои сказки Владимир Григорьевич иллюстрировал сам! Поэтому практически каждая важная мысль сказки или рассказа предстаёт для ребёнка в наглядных образах! А в дошкольном возрасте наглядность для ребёнка, который пока обладает не слишком большим кругозором, важна очень - очень! Иллюстрации Сутеева помогают ребёнку увидеть на картинке всё, о чём ему прочитали, а это огромная польза для развития детского мышления! Сказки Владимира Сутеева так и хочется перечитывать по много раз и пересказывать, а иллюстрации в этом помогут!
Рачев родился в 1906 году в Томске. В 1928 году он с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум, затем недолго учился в Киевском художественном институте и с 1930 года начал сотрудничать в различных издательствах в качестве художника-иллюстратора.
Рачев исполнил сотни иллюстраций, и в каждой его работе, будь то красочная акварель к детской сказке, натурный рисунок животного или аллегорический образ басенного персонажа, виден умный, добрый и веселый человек, глубоко чувствующий поэзию родной природы, любящий людей и ненавидящий тех, кто мешает им жить дружно и счастливо.
Он иллюстрирует преимущественно русские народые сказки, басни и сказки классиков русской литературы. Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен Рачев, естественно, выбирает те, которые ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные. Художник использует тонко наблюденные им природные качества, повадки и привычки животных, вводит в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода
Вывод. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Знакомство детей со сказочными образами - одна из важных задач, они начинают более внимательно рассматривать, сравнивать, обсуждать, иной раз даже спорить.
Необходимо познакомить детей с литературным произведением, обратив внимание детей на необычный образ.
Мне в работе над проектом помогла, разработанная серия занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики.
Рисование для детей – это внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает.
Работа с родителями.
Памятки, консультация для родителей, выставки, изготовление атрибутов к играм, совместное посещение библиотеки, создание мини-книжек «я тоже книгу рисовал..»
ЛИТЕРАТУРА
Дехтерев Б. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. - 1969. - № 4.- С. 77-84.
Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. - 1972. - № 3. - С. 56-63.
Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. - М., 1973., 115с.
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1968.,187с.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- «ДЕТСКИЙ САД №125»
ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ
«КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»
Разработала: Кондрашина Татьяна Владимировна
воспитатель МБДОУ ЦРР- «Детский сад №125»
Барнаул 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий, информационно-исследовательский проект по работе с детьми 6-7 лет "Моя семья"
информационно-исследовательский проект для детей 6-7 лет по расширению представлений о семье через организацию разных видов деятельности...
Творческо - информационный, исследовательский проект " Семья - это радость, тепло и уют, семья - это дом, где тебя всегда ждут!"
Обогатить отношения родителей и детей посредством совместной познавательно - творческой деятельности....
Информационно- исследовательский групповой проект. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух!». Старшая группа.
Проект В здоровом теле – здоровый дух.Актуальность темы проекта: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен...
ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО»
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель...
Детский мини – проект.Тема:« Моя семья».Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.
Детский мини – проект.Тема:« Моя семья»...
Конспект информационно-исследовательского группового проекта в средней группе: «Сохраним природу»
проект...
Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия»
Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия»...