Консультация для воспитателей "Игра как один из ведущих методов формирования культурыбезопасности"
статья
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены принципы, задачи формирования культуры безопасности детей. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение ребенком мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни. Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Игра как один из ведущих методов формирования культуры безопасности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены принципы, задачи формирования культуры безопасности детей. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение ребенком мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни. Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья. Современные исследователи отмечают низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, отсутствие эмоционального благополучия. Все это приводит к проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье. В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность. Но дошкольный период является сензитивным ( временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции или способности организма. ) для приобщения детей к культуре безопасности (О.Князева, Р.Стеркина, Г. Казанцев). Поэтому на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации: обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности.
Безопасность – это такие условия, в которых находится человек, когда действие внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту.
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Тимофеева Л.Л считает, что основная цель в работе с дошкольниками это формирование у них основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей; их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способности самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно, обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Как защитить ребенка? Как уберечь его от опасности? Как подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями? Основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте. Все, что ребенок осваивает до шести лет, впитывается в его сознание навсегда, этим он будет пользоваться всю свою сознательную жизнь. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Поэтому задача взрослых - уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения. Одним из таких путей является игра.
Что дети любят больше всего? Конечно, играть!
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которого ребенок воспитывается и обучается. Конечно, люди играют во всех возрастах. Но для дошкольника игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. (Макаренко А. С.)
В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности не потому, что ребенок проводит большую часть времени в развлекающих его играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в его психике. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях доказано, что в игре происходит разностороннее развитие ребенка.
Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности.
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление и факт. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это как машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
В игре удовлетворяются основные потребности в движении, в общении, в познании, самореализации, самостоятельности, удовольствии. В игре ребенок может стать «как взрослый». Игра закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, она является своеобразной формой активной познавательной деятельности. В игровой деятельности проявляется все, что произвело на детей впечатление и все это преобразуется в практику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру, значит, полученные представления о жизненной ситуации вызвали эмоциональный отклик, запомнились. Воспитатель прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, доброжелательность, договоренность..
Выдающийся исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.
Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или иной стороне действительности. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей.
Одним из ведущих методом, средством формирования культуры безопасности у детей является игра, в том числе – дидактическая. Дидактическая игра – это связующее звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью детей. Дидактические игры помогают дошкольникам научиться предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовыми Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближённые к реальности. . В тоже время не превращаем тренинг в весёлую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьёзно. Каждой новой игре надо обучать поэтапно.
В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры
Воспитание безопасности - проблема всего общества. И её невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения, поэтому важно обеспечить преемственность между детским садом, семьей и окружающим социумом. Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на формирование культуры безопасности у детей, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться систематически, планомерно, а не время от времени
Играйте с детьми, ведь игра – это прекрасный источник укрепления физического и эмоционального самочувствия ребенка.
МБДОУ «Детский сад № 74 «Пчёлка»
Консультация
для педагогов
Подготовила воспитатель:
Шмидт Н.М.
г. Рубцовск 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как ведущий метод формирования коммуникативных умений при обучении детей дошкольного возраста английскому языку
Данная статья является кратким изложением педагогического опыта. В статье описывается роль игры для детей средней, старшей и подготовительной группы. Данный материал может использоваться педагогами до...
Игра – как один из ведущих методов формирования культуры безопасности у детей.
Игра – как один из ведущих методов формирования культуры безопасности у детей....
Доклад "Наблюдение,как один из ведущих методов ознакомления дошкольников с природой"
Доклад "Наблюдение,как один из ведущих методов ознакомления дошкольников с природой"...
консультация для родителей "Релаксация - один из нетрадиционных методов физического развития детей"
Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. Закаливающее воздейс...
Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"
Консультация "Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников"...
СТАТЬЯ "Метод проектов как один из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников"
использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги с...