"Проектная деятельность в ДОУ"
проект
Сообщение из прослушанного курса повышения квалификации: материал познакомит педагогов со структурой написания педагогических проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_pedsovet_proektnaya_deyatelnost.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» г. Советский»
Сообщение
для педагогов из прослушанного курса повышения квалификации
на тему: « Проектная деятельность в ДОУ»
подготовил:
воспитатель Акишева Е.А.
2015-2016 уч.год.
- Во-первых, проект рассматривается как определенный (часто — стратегический) документ, в котором ставятся определенные проблемы, установки
(в том числе — стратегические), цели, задачи, состав участников и целевые группы, осуществляемые действия и используемые в них ресурсы и т.д.
- Во-вторых, под проектом понимают определенную форму и единицу организации деятельности, особенностями которой являются наличие ясно обозначенной проблемы, высокая целеустремленность, временный характер, ограниченное время и набор ресурсов, зачастую — привлечение участников из разных организаций и отраслей.
- В-третьих, термин «проект» часто переносится на людей, осуществляющих разработку и реализацию проекта как документа и как системы действий — команду проекта.
Проекты имеют самые различные масштабы — от локальных — до глобальных. В российском образовании, в частности — на уровне регионов, муниципалитетов, образовательных учреждений, образовательные проекты обычно рассматриваются как более локальные и мобильные по отношению к всеобъемлющим планам и программам развития образования, соответствующих систем и организаций.
Логико-структурный подход к разработке проекта
Этап 1: Анализ заинтересованных сторон.
- Идентификация учреждений, групп, отдельных лиц, интересы которых проект может затронуть, идентификация их основных ключевых проблем, ограничений и возможностей, связанных с их интересом к проекту.
Этап 2: Анализ проблем.
- Формулировка проблем, определение причинно-следственных связей и построение «дерева проблем».
Этап 3: Анализ целей.
- Определение целей проекта, на основе выделенных на предыдущем этапе проблем; объединение целей в группы и определение основной стратегии проекта, установление отношений «средства достижения — конечный результат». Построение «дерева целей».
Правило SMART
Цели должны быть:
- конкретными (Specific)
- измеримыми (Measurable)
- согласованными (Agreeable, Accordant) (с миссией учреждения,
между собой и с теми, кому их предстоит выполнять)
- достижимыми (Realistic)
- определенными во времени (Timebound)
Этап 4: Установление внутренней логики проекта.
- Определение составных частей проекта, проверка его внутренней логики, формулировка целей с точки зрения возможностей их измерения.
Этап 5: Определение допущений и факторов риска.
- Выявление условий, которые с высокой степенью вероятности могут оказать отрицательное влияние на выполнение проекта и не поддаются контролю со стороны менеджмента проекта (факторы риска). Выявление позитивных влияний внешней среды, позволяющих получить дополнительные ресурсы для реализации проекта (допущения).
Этап 6: Определение показателей.
- Определение способов измерения прогресса, достигнутого в процессе выполнения проекта; формулировка показателей; определение средств измерения.
Этап 7: Составление графика мероприятий.
- Установление последовательности и взаимосвязи мероприятий, указание их предполагаемой продолжительности; распределение обязанностей между исполнителями.
Этап 8: Составление плана расходов
- Указание требующихся ресурсов, составление графика расходов, подготовка подробного бюджета.
Резюме проекта аннотация проекта
- Резюме часто называют "кратким содержанием проекта".
- именно резюме будет прочитано первым, поэтому сделайте его ясным, сжатым и конкретным. Из него должно стать понятно, кто Вы, каков объем Вашего проекта, на решение какой проблемы он направлен и какие результаты будут получены в процессе его реализации. Некоторые рецензенты будут читать только резюме, поэтому резюме должно быть хорошим.
Введение
- Во Введении Вы обосновываете Вашу надежность и объясняете, почему именно Ваша заявка заслуживает поддержки.
- В этой части заявки Вы рассказываете про вашу организацию как потенциального заявителя на грант. Как правило, заявки финансируются, исходя из репутации организации-заявителя, а не только из качества самого проекта.
- Уникальность организации.
Цели и задачи проекта
Хорошо подготовленный проект должен быть связно изложен. Введение должно логически обосновать Постановку проблемы, аналогично и последний раздел должен иметь логический переход к Целям и задачам.
Степень разработанности проектной идеи
Принимаются во внимание следующие аспекты:
- оптимальность выбранной стратегии для достижения целей,
- наличие анализа рисков и угроз, а также мер по их преодолению.
- наличие индикаторов (количественных и качественных), по которым возможно определить эффективность проекта.
Квалификация исполнителей проекта
- Принимается во внимание опыт работы штатных и привлеченных сотрудников проекта по проблеме, которой посвящен проект.
Описание проекта (не более пяти страниц).
- Постарайтесь предоставить как можно более подробную и ясную информацию по каждому из трех нижеследующих разделов.
Схема проекта может представлять собой следующий набор разделов:
- ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА, включая описание проблемы и ее актуальность, реалистичность предлагаемого решения проблемы.
- ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ, востребованность проекта целевой аудиторией.
- ЦЕЛЬ ПРОЕКТА формулирует позитивные изменения в состоянии проблемы в долгосрочной перспективе, которым будет способствовать проект.
- ЗАДАЧИ ПРОЕКТА, которые планируется решить в рамках представленного проекта.
- РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, включая хронологические рамки проекта, этапы реализации проекта, перечень и описание мероприятий, план-график выполнения запланированных мероприятий.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.
- БЮДЖЕТ ПРОЕКТА.
Типы проектов
А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.
В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
- Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
- Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
- Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Объем: не более 25 страниц (размер шрифта - 14 кегль, полуторный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman).
Время защиты: 10-15 минут
1. Титульный лист
2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться и информация о проекте и т.д.).
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. Д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
12. Литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...